Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Круглова Галина Евгеньевна

Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное  искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети в технике граттажа составлялют узор для различных изделий.

Техника граттажа означает царапанье. Заключается она в том, что  альбомный лист закрашивается свечой. Затем покрывается мелом или тальком. Последний слой - черная гуашь. Когда гуашь высохнет, можно гвоздиком или ручкой с пером процарапывать понравившийся узор. Образуется на черном фоне рисунок из белых штрихов, переплетенных линий. Рисуя этой техникой, дети осваивают элементы узоров кружевниц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_kruzhevopleteniem.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в

подготовительной к школе  группе.

Тема: «Знакомство с кружевоплетением»

Программные задачи:  Формировать у детей представление о видах искусства, о средствах художественной выразительности.

 Познакомить детей с народным промыслом – кружевоплетением. Продолжать учить детей располагать узор на разных формах листа, заполняя все пространство.

Упражнять в рисовании острым предметом техникой граттажа. Развивать движение руки.

 Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.

Предварительная работа: Рассматривание изделий народных мастеров, образцов. Беседа. Рисование элементов растительного орнамента.

Материал для воспитателя: магнитофон, аудиозапись русских народных песен, образцы, запасные листы, домик, ручки с гвоздиками.

Материал для детей: подкладные листы, листы разной формы для рисования,  простые карандаши, ручки с гвоздиками, салфетки.

Методические приемы: беседа, указание, игра, рассматривание детских работ, художественное слово, слушание музыки.

Ход занятия.

- Дети, сегодня я познакомлю вас с еще одним промыслом – кружевоплетением. Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастериц только и были что крючок костяной  да нитка.  Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева.

Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена… Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую (показываю я), сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла,  петельки набрасывает, узелками перетягивает.  Петелька – узелок, петелька – узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет старушка Веретена воздух. По углам узелками закрепит. Глядишь – лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение. Это сказка. Издавна рассказывали ее на Рязанской и Новгородской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

Посмотрите и найдите изделия кружевниц.

- Чем вас привлекли эти изделия? (они красивы, от них появляется радостное настроение, в комнате становится очень красиво)

- Кто умеет вязать крючком?

- Как вы думаете, этот воротничок, и салфетка чем связаны?

- Я тоже умею вязать крючком, научилась вязать, когда еще была небольшая, как вы. Сначала училась вязать цепочку из воздушных петель, потом столбики с накидом и без, а дальше – несложные узоры. Вяжу я по настроению. Могу начать и тут же бросить, другой идеей увлекусь. А случается, так чем-то загорюсь, ночей не сплю, пока не закончу работу. Вяжу я по образцу. А настоящие художники узоры придумывают сами. Внимательный глаз художника замечает красивое вокруг – луг, покрытый золотыми одуванчиками, васильки во ржи, гроздья красной рябины, пышные розы в саду. Все, что нравилось художнику, он рисовал на бумаге, сплетал из этих цветов сложные узоры. Потом с помощью условных обозначений рисовал узор. Думал, что же это будет: салфетка или воротничок, накидка или шаль. Мастера вкладывают в плетение всю свою фантазию. Работа эта кропотливая и требует большого мастерства, терпения, острого взгляда и чувства красивого.

- У нас очень много воспитателей, которые умеют вязать крючком, рукодельничать. Счастье иметь рядом таких людей. Нам от них много надо, потому что они многое могут дать. А им от нас? Заботу, участие – только и всего. Ведь не ради себя они стараются, прежде всего о нас с вами думают. Представьте себе, дети, что у кружевниц закончилась фантазия, все перевязали, все перепробовали, а на ум красивый узор не идет.

- Давайте поможем кружевницам, составим красивый узор, кто для воротничков, кто для салфеток, кто для шали.

Дети пришли в художественную мастерскую.

- Рисовать мы с вами будем не кисточкой, а специальной ручкой с гвоздиком, техникой граттажа. Подумайте хорошенько, какие элементы росписи вы используете на своих изделиях. Чем сначала будем рисовать? (карандашом) А затем? (ручка с гвоздиком).  Не забывайте, что рисовать надо, заполняя все пространство листа.

- Для чего ты составляешь узор?

- Из каких элементов будет состоять узор?

- С чего ты начнешь рисовать?

Анализ.

- Найдите самый красивый узор.

- Почему вы так решили?

-Для какого изделия такой узор нарисован?

- Из каких элементов состоит твой узор?

- Расскажи, как ты составила такой узор?

Вязала женщина платок, глаза смежила.

Писала русский уголок, как ворожила.

И возникал пьянящий лес, березы, ели.

На спицах гриб плясал и лез, синицы пели.

Клубника зрела, и лучи лились на травы…

Здесь было все, что ты учил, еще картавя.

Змеилась речка, и пруды вдруг оживали.

В ее руках росли сады и колдовали.

Как будто спицами мороз писал на стеклах.

Узором папоротник рос, и ветви мокли.

Вязала женщина платок  - снежок пуховый –

Среди жары – воды глоток, души обнову.

Вязала женщина платок –

Дожди косые, ветра, рябиновый поток – свою Россию.

(Анатолий Бабак)

- Въелась в наши души заповедь: «Не умеешь - не берись». Но мы с вами примером будем утверждать обратное: «Берись, берись за все, к чему тебя влечет». Пусть не удастся сразу – потом получится обязательно».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...

"Два шага до чуда" - конспект занятия для детей подготовительной группы детей с ОВЗ

Предлагаю интересно провести прогулку необычно и интересно, где дети получат новые знания, повторят пройденный материал, в доступной интересной форме знакомятся со стеклом, узнают о его необычном прим...