«Весна красна идет…»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Цель: - закрепление представлений о весне, о признаках весны;
Задачи: - воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
- активизировать словарный запас детей словами: скворец, скворечник, грач, гнездо, ласточка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха, ландыши, капель, проталины, почки, ледоход;
- продолжать знакомить детей с первоцветами;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций и фотографий по темам «Признаки ранней весны»; «Перелетные птицы», «Первоцветы». Чтение стихотворений о весне, наблюдение за погодой, за птицами, рассматривание изображений птиц, беседа о перелетных и зимующих птицах. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны»;
Методы и приемы: - игровой
- словесный
- наглядный
Интегрируемые образовательные области: «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»;
Оборудование и материалы: - иллюстрации весенних пейзажей, перелетных птиц, иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок»; аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки весны»;
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Воспитатель:
«Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла …»
Ответы детей: - Весна.
Воспитатель: - Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад. Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о весне.
- А какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей: - Солнце греет. Снег тает. Бегут ручьи. Птички прилетают из теплых краев. Травка растет.
Воспитатель: - Началась капель. Появляются проталины. На речке треснул лед и плывет по реке. Набухают почки на деревьях. Появляются первые весенние цветы «первоцветы». Зайка сменил шубку на серую, медведь проснулся в берлоге, просыпается ёж, барсук.
- А сейчас послушаем и попробуем узнать звуки. Что это за звуки? (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц).
Ответы детей: - Журчание ручейка, пение птиц.
Физкультминутка «Весна»
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
2.Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, а с птицами, что весной происходит?
Ответы детей: - Прилетают перелётные птицы.
Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: - Ласточка, грач, скворец, кукушка.
Воспитатель: - А сейчас послушайте загадку:
«По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач …
Угадай, кто это»
Ответы детей: - Грач.
Воспитатель: (показываю картинку)
- Послушайте как он кричит. (включаю запись пения грача)
Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о граче?
Ответы детей: - Он черный, у него длинный белый клюв. Он кричит кра-кра.
Воспитатель: - А чем питается грач?
Ответы детей: - Червяками, жучками, гусеницами, мухами.
Воспитатель: - А теперь ещё одна загадка:
«Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает,
Есть на дереве «дворец»
В нем живет с семьей…»
Ответы детей: - скворец.
Воспитатель: (показываю картинку)
- А сейчас послушайте пение скворца. (включаю запись пения скворца)
Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о скворце?
Ответы детей: - Скворец черная птица, у него острый клюв, короткий хвост, на груди белые блестящие крапинки. Питается жучками, мухами, комарами, насекомыми.
Воспитатель: - Правильно. А сейчас послушайте стихотворение:
«Ласточка в гости к нам прилетела.
Села на домик и песню запела.
Чив-чив-чив, это я
Прилетела к вам друзья»
(показываю картинку)
- Послушайте, как поёт ласточка. (включаю запись пения ласточки)
Воспитатель: - А что вы знаете о ласточке?
Ответы детей: - У ласточки длинные крылья. Она питается насекомыми.
Воспитатель: - У ласточки удлиненные крылья и четкий разрез хвоста. Важно отметить, что ласточка – совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может даже спать. Питаются ласточки насекомыми.
Воспитатель: - Молодцы дети. Как вы много знайте об этих птицах. А скажите, как, одним словом можно сказать о граче, о скворце, о ласточке? Какие это птицы?
Ответы детей: - Перелетные.
Воспитатель: - Правильно. А почему перелетные?
Ответы детей: - Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.
Воспитатель: - Дети, а кто из вас знает, какая первая забота весной у этих птиц?
Ответы детей: - Строить домики и выводить птенцов.
Воспитатель: - Дети, а какие домики у этих птиц? Посмотрите внимательно на доску.
- Грач строит гнездо из веток. Ласточка строит гнездо из глины, веточек и листьев. А для скворца человек строит скворечник.
Пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Солнце ласково смеется, - Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.
Светит ярче, горячей - Показываем растопыренные ладошки.
Из пригорка звонко льется - Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.
Разговорчивый ручей - Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.
Я журчу, журчу, журчу - Ладошки вперед, шевеля пальцами
Гладко камешки точу, - Потираем ладошки.
Синей лентой разбегусь, - «Змейками» ладошки
В речку полную вольюсь - Соединить ладошки, разъединенные в стороны.
Хороша моя водица - Массируем большим пальцем все остальные.
Наклонись ко мне напиться - Наклон, руки «горстью»
Речка, травы шевеля, - Шевелим пальцами.
Ручейком зовет меня - Плавными движениями ладонями из стороны в сторону.
Воспитатель: - Что с животными происходит весной?
Ответы детей: - Животные просыпаются от зимней спячки, меняют зимние шубки на летние, выводят потомство.
Воспитатель: - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. В весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.
-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?
Ответы детей: - Подснежник.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение о подснежнике.
«Самый первый
Самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник».
Воспитатель: - В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются - подснежники. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Мы называем его первоцветом. Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. А какие ещё вы знаете первые весенние цветы?
Ответы детей: – Мать и мачеха, ландыши, крокусы.
Воспитатель: - Правильно! Послушайте пожалуйста стихотворение о прекрасном весеннем цветке Мать - и – мачеха.
«Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках».
- Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. У этого растения сначала появляются цветы, а после, как цветочки отцветут, появляются листья. Одна сторона листочка – мягкая, тёплая, бархатная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
- А ещё первоцветами называют ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
Дети садятся за столы, воспитатель, предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: - О каком времени года мы сегодня говорили?
Ответы детей: – о весне, о перелетных птицах, о первоцветах.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Вы много знаете, молодцы. Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для комплексно- тематического планирования "Весна красна идет"
В данном проекте представлен перспективный план на две недели,цели и задачи проекта....
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему:"Весна-красна идет"
Целью данной образовательной деятельности является закрепление у детей знаний о весне, обучение связному последовательному рассказу, развитие у детей способности радоваться пробуждению природы, а такж...
презентация на тему "Весна красна идет" в средней группе детского сада
Данная презентация - это краткосрочный проект на тему "Весна" в средней группе, в котором детям дается представление о весне, как о времени года, о ее признаках и приметах, также воспитывается интерес...
весна красна идет!
кружковая работа по программе Николаевой "Юный эколог"...
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе № 5 Тема: «Весна-красна идет»
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Художественная литература».Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.Задачи:-...
Конспект НОД "Весна - Красна идет!"
Конспект составлен для детей подготовительной группы, с интеграцией областей "Познание", "Коммуникация", "Музыка". Деятельность проведена совместно с педагогом дополнительного образования. Гармоничная...
Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Весна-красна идет!"
Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Весна-красна идет!"...