Проект "Ах, грибочки мои!"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Формирование у детей новых знаний о мире грибов: их названиях, свойствах,разновидностях, способах их применения и правилах сбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx292.87 КБ

Предварительный просмотр:

                Краткосрочный проект на тему «Ах, грибочки мои!»»

Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

     Продолжительность проекта: 15.10-30.10.21

     Тип проекта: информационно-творческий.

     Актуальность.

Сталкиваясь с грибами в парках и на газонах, многие дети не различают съедобные и ядовитые грибы. К сожалению, в последнее время, люди стали реже ходить в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу. Наши леса богаты грибами. Грибы - особенный мир. Но как же мало знают наши дети об этом особенном чудесном, богатом и разнообразном мире!

        Цель проекта: формирование у детей новых знаний о мире грибов: их названиях, свойствах, разновидностях, способах их применения и правилах сбора.

       Задачи проекта: 

- расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах, как особых организмах;

-совершенствовать умение узнавать, различать и сравнивать грибы;

-создавать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

-познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами «тихой охоты»;

-формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

-воспитывать бережное отношение к миру природы;

-способствовать развитию творчества и познавательной активности, речи, расширять и активизировать    словарь детей;

- привлечь родителей к созданию условий для развития познавательного интереса детей.

      Ожидаемый результат. 

   Дети познакомились с названиями, внешним видом и строением грибов. Расширились, уточнились и систематизировались знания детей о грибах.

Сформировалось представление о правильном сборе съедобных грибов.

Дети познакомились с правилами поведения в лесу; с правилами «тихой охоты»;

Расширился и активизировался    словарь детей.                  

  Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.

      1 этап (подготовительный).

     На этом этапе работы по проекту была выявлена проблема, поставлена цель проекта и его основные задачи, выбрано содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями. Созданы условий для организации развивающей среды. Разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: художественная литература, видео и аудио материал по теме. 

2 этап (основной).

   Цель основного этапа: вызвать интерес к грибам, как особым организмам, сочетающим в себе признаки как растений, так и животных; проявление творческого потенциала в рисовании и аппликации, чтении стихотворений, сказок, рассказов по теме.

Реализация запланированных мероприятий.

Образовательная

область

Формы работы

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя по теме «Грибное царство»,

«Как правильно собирать грибы», «Блюда с грибами».

Просмотр презентации «Осторожно! Ядовитые грибы!»

Дидактическая игра: домино «Грибочки», игра-лото «Грибы», «Узнай по силуэту», разрезные картинки «Грибы», паззлы «Грибы», «Собери грибы в корзину»; «Найди лишний»; «Отыщи и назови гриб»; «Скажи по-другому».

Оригами «Мухомор»

Социально-коммуникативное

развитие

Оформление литературного уголка по теме «Ах, грибочки мои!».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Н/П игра «Съедобные-несъедобные»

Беседа «Тихая охота»

Рассматривание фото, иллюстраций по теме.
 Словесные игры: «Узнай гриб по описанию», «Опиши, я отгадаю»

С/р игра «За грибами», «Больница: у ежа разболелся живот от грибов».

Просмотр мультфильмов:

 "Как грибы с Горохом воевали" (сказка деткам); « Грибок-Теремок»; «Грибной дождик», «Крот и грибы»; «Мудрые сказки тётушки Совы. Про грибы», «Лунтик и его друзья - 203 серия. Белый гриб»; «Аркадий Паровозов спешит на помощь - Неизвестные грибы и ягоды - серия 11»; «Тралик а Валик Грибы и ягоды»; «Лунтик и его друзья - 92 серия. Мухомор».

Речевое развитие

Чтение: В. Даль: «Война грибов с ягодами»; Э. Шим «Грибной дым»; Ю.Дмитриев «Растут по кругу»; Тельмах «Грибы и грибочки»;В. Сутеев «Под грибом» В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

Статья из детской энциклопедии: «В мире грибов».

Составление рассказов по тематическим картинам.

Отгадывание загадок о грибах.

Разучивание тематических стихов.

  • Словарная игра «Я знаю 5 названий грибов»

Художественно-эстетическое

развитие

Рисование: «Грибы на полянке»

Аппликация «Грибочки».

Лепка «Гриб» 

Физическое развитие

Физкультминутка «Грибочки», «По грибы» «Грибники»;

«Поймай грибок»; «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»;

«За грибами»;

Разучивание пальчиковых гимнастик: «Грибы», «Я грибов набрал в лесу …».

3 этап (заключительный).

    Подведение итогов реализации проекта.


Результативность проекта: 

В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром грибов, их многообразием и полезными свойствами.

В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех

участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и повысила уровень их экологической культуры.

Итогом нашего проекта стал макет «Корзина с грибами». (совместная работа детей и родителей)

Работа с родителями:

 Оформление родительского уголка: «Стишочки про грибочки!»;

Консультация для родителей: «Осторожно, грибы!»

Подбор информации и оформление папки: «Блюда из грибов».

Приложение 1. 

                Консультация для родителей:

 «Осторожно, грибы!»

    Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда.

    Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравления грибами не столь уж редки.

Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет, да и попадёт к неопытному грибнику.

В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители, вопреки советам врача, поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра.

Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. https://user92471.clients-cdnnow.ru/image/img2456_0.jpg

25-30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.

Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом.  В верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней  поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от бледно-розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.

На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё-таки даже красным мухомором травятся. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду. 

И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bd9373ebcd9aefda77939363558d0c0b-l&n=13

Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов – мускарин. Несмотря на название ( "муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах.

Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами.

Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут, реже через 1-2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.

Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко.

Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример.

В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.

К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара.

А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом, нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.

Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со стороны взрослых могла стоить жизни ребятам!

Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор за всеми детьми и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.

Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий – в кузовок кладут. Каждый взрослый, которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье, и даже жизнь отравившегося грибами, во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.

Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.

                     

           

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе.Тема: «Вот грибы, грибочки -выросли в лесочке»

Основной целью проекта стало углубление научных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.Задачи проекта:Формировать представления детей о грибах, об их строении,...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Грибы - грибочки"

Цель проекта - расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности в жизни детского ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе "Грибы-грибочки"

Актуальность: Осень – пора сбора урожая. Люди все лето трудились в садах и огородах, чтобы собрать богатый урожай. А еще осень щедра на подарки, которые дарит нам природа, не требуя никаких усил...

Педагогический проект "Грибы грибочки"

Цель: расширить представление у детей о лесах и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, г...

Досуг-развлечение для детей и родителей старшей группы Красная шапочка в рамках экологического проекта Грибы грибочки

Цель: обобщение и закрепление у детей знаний о грибах в рамках экологического проекта «Грибы-грибочки», создание в группе положительной эмоциональной атмосферы, организация совместного мер...

Проект для детей старшей группы: «Осень в гости к нам пришла и грибочки принесла».

Цель: Формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.Задачи:v Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.v Расширять, уточнят...

Мини-проект на тему: «Грибы-грибочки» с детьми старшей группы

Мини-проект на тему: "Грибы-грибочки" с детьми старшей группы....