Конспект «Путешествие на Северный полюс»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитенко Мария Сергеевна

Конспект   «Путешествие на Северный полюс». Подготовительная группа. Цель: формировать  и систематизировать знания детей о северном полюсе  животных. Формирование и расширение представлений у детей об объеках живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие 39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательного занятия

«Путешествие на Северный полюс»

Подготовительная группа

                                                       

Цель: формировать  и систематизировать знания детей о северном полюсе и  животных. Формирование и расширение представлений у детей об объеках живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знание характерных признаков северного полюса;

- познакомить с природой и животными;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, наблюдательность;

- развивать умение сравнивать и мыслить логически;

- обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности детей, мелкую

- способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, эстетические чувства.

            Методы и приёмы:

  • Словестный мет;
  • Наглядный метод;
  • Практический метод;

          Материалы к занятию:

  •  Глобус;
  • ковер самолет (покрывало);
  •  картинки: полярная лиса, арктический заяц, белый медведь, лемминг, полярная сова, тюлень, морж, северный олень, песей, северное сияние.
  •  Презентация « северный полюс»;
  • аудиозаписи:  «в мире животных», «звуки животных»
  • Оборудование для опыта.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мальчики и девочки!

Вы хотите от правиться в путешествие?

Дети:

Воспитатель: Мне так не терпится! На нашей планете очень много интересных  мест!

Воспитатель: Только с чего бы начать?(воспитатель крутит в руках глобус)

Воспитатель: А что находится на макушки глобуса?

С макушки глобуса, там находится северный полюс

Воспитатель: А  на противоположной стороне Южный полюс.

Воспитатель: Сегодня Мы отправляемся с вами на Северный полюс, на ковре самолете.

Воспитатель: Ребята вы бы вот так отправились на северный полюс, как вы сейчас одеты?

Дети.-Надо тепло одеться

Воспитатель: Почему вы решили, что надо тепло одеться?

Дети : на севере очень холодно. 

Физкультурная минутка.

Нужно шапку одевать. (Имитация одевания)

И не обе ножки теплые сапожки.

Подтянем штанишки

Шубку, варежки надели

Что ж, готовы? Это дело!

Поспешим на север смело

Воспитатель: Ребята как вы думаете нам долго лететь?

Дети: (на ковре самолете можно быстро долететь)

Воспитатель: Вот мы и подлетаем к северному полюсу.

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Дети: снег лед. 

Воспитатель: Ребята мы пролетаем над океаном. Это северный ледовитый океан. Он покрыт льдами В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом .

Воспитатель: Что сейчас  вы видите на экране?

Дети:  лед. 

Воспитатель: это айсберг – крупный кусок льда, плавающий в океане. Означает «ледяная вода».

Воспитатель: Можно ли вырастить на Севере виноград?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы снижаемся приземляемся. Не замерзли ребята. Дальше мы с вами будем продвигаться по льдинкам.

Прыгаем по льдинам,  до картинки с животных.

Воспитатель: В Арктике живут самые разные животные:
Северный олень  помогает жить человеку на севере. На оленях ездят, олень дает жирное молоко и мясо, из шкур шьют одежду и утепляют жилище. Олень не ходит, а бегает. Оленя кормить не нужно, он сам себе находит корм. Раскопает снег и щиплет мох (ягель.)

- Полярная сова - это хищная птица. Полярная сова живет в северных лесах. Ее лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья птицы берегут ее от мороза. Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Ее любимая добыча лемминги (маленькие мышки).

-Нарвал  – это млекопитающие. Живут они во льдах. У нарвала большой бивень. Называют нарвала «единорогом». Питаются нарвалы рыбой. Нарвалы занесены в красную книгу.

-Песец, их называют полярными лисицами. Зимой они кочуют. Песцы хищники. Основная их добыча – маленькие морские животные

   Морж – у  них ласты вместо привычных всем ног, сзади хвост, напоминающий рыбий. Крупное тело животного с толстой шкурой покрыто морщинами и складками. Бивни есть и у самцов, и у самок, но у самцов они длиннее.

      Тюлень - на суше кажутся очень неуклюжими, но в воде отличные пловцы и ныральщики. Тело тюленя покрыто короткой и жесткой шерстью, которая защищает своего хозяина от холода. Также от холода тюленей защищают запасы подкожного жира,

          Арктический Беляк - еще называют арктический по своему внешнему виду его можно спутать с кроликом. Зайцам делают  норы в снегу для того, чтобы добраться до растительности. быстро бегать, полярные зайцы наловчились отлично плавать. Они способны переплыть даже небольшую реку. Крупные лапы позволяют не проваливаться в снег – они выполняют функцию снегоступов.

          Полярный Волк- внешне полярный волк больше напоминает собаку, Также верхний слой шерсти отталкивает воду и грязь, делая волка неуязвимым перед явлениями природы.

Уши у этих волков маленькие, но острые. Летом шуба приобретает сероватый оттенок, но зимой она полностью белая.  опасным хищником.

             Лемминг- это мелкие грызуны, внешне напоминающие хомяка и мышью. Лемминг служит основной пищей для многих полярных животных, Но большую часть пищи полярных грызунов составляет зеленый мох и лишайники,  листья карликовых деревьев и кустарника, , а также их ветки и кора

     Воспитатель: А пингвины живут на северном полюсе?

 Воспитатель:  Пингвины на северном полюсе не живут - они обитают в Антарктике, на Южном Полюсе.

Воспитатель показывает картину с изображением Северного сияния.

Воспитатель : Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это?

Дети:

Воспитатель: Северное сияние - одно из красивейших природных явлений, но увидеть его не так уж и просто.

Воспитатель: Какое оно?

Дети: яркое, огненное, сияющее, сверкающее, разноцветное.

Воспитатель: а вы хотите сделать северное сияние своими руками?

Дети:

Воспитатель: Тогда ребята подойдите к столам,

Для начала давайте проговорим правила поведения

Воспитатель: Какие вы знаете правила поведения?

Ответы детей:

Воспитатель:  Во время опыта будь аккуратным;

- не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать;

- не мешайте другим;

-не кричите;

-содержи свое рабочее место в чистоте;

- внимательно слушать инструкции воспитателя;
- выполнять действия в соответствии инструкции.

Опыт

1.Сначала в емкость наливаем молоко.

2.Возьмите пипетку, наберите в неё краситель, затем начинаем капать содержимое из пипетки в молоко

3.Затем тоже самое сделайте с остальными цветами красителей.

4.Затем окуная ватную палочку, немного перемешиваем и мы с вами будем наблюдать, что будет у нас происходить.

Воспитатель: Какая забавная игра красок! В результате на поверхности молока получаются цветные завитки!

Воспитатель: Чем же это объясняется?

Воспитатель: Масло  плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями. Из-за этого капли красителей, практически никак не смешиваются друг с другом. Это продолжается в течении нескольких минут.

Физминутка.

Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх.

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полыни холодной

За тюленем морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Приготовили бинокли (пальцами образуют колечки).

           Издается звук рева медведя.

Воспитатель: Ребята как думаете, кто так ревет?

Дети: Это белый медведь.

Воспитатель: правельно.

Воспитатель: Ребята почему медведь имеет белую окраску шерсти?

Дети: Он белый потому что все вокруг белое

Воспитатель: Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут.

Белый медведь. Самый крупный хищник. Хорошо плавает, ныряет, быстро бегает.

Воспитатель - Чтобы выяснить,  почему медведь и другие животные не проваливаются не проваливается под снег мы с вами это, проведем опыт.

Опыт

Воспитатель: для опыта нам потребуется снег.
Воспитатель: Ребята, а снег какой?

Ответы детей:

Давайте попробуем пальцем проткнуть снег.

Воспитатель: Коснулись пальцем  дна контенера?

Дети: да.

Воспитатель:  - А сейчас попробуем ладонью нажать на снег.

Воспитатель: получатся достать дна?

Воспитатель Рассмотрите следы, оставленные от и пальца и ладони. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Воспитатель - Чем шире ступня, тем меньше ноги животного меньше  проваливаются в снег.

Воспитатель: А медведь впадает в спячку?

Дети: Думаем что нет

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Воспитатель: Для медведя достаточно еды круглый год

Воспитатель: Чем же питается медведь?

Дети: Рыбой и моржами

Воспитатель: Как же медведю удаётся поймать?

Дети: Он хорошо умеет плавать и нырять

Воспитатель: Ребята, медведь хорошо плавает и вынырнет вводу за добычей

Воспитатель: Так он покрывается льдом?  

Дети: нет

Воспитатель: А почему это не происходит?

Воспитатель: Вы хотите узнать?

Воспитатель: шкура медведя не покроется льдом, потому что каждый волосок покрыт слоем жира.

Воспитатель: Для того, чтобы убедиться в этом, предлагаю вам провести опыт.

Опыт

Воспитатель:  почему не только медведь и животные Арктики даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.

Сейчас мы с вами убедится, почему медведь не покрывается льдом.

Воспитатель: Здесь приготовлены вырезанные из обычной бумаги бумажные медведи. Мы свами нанесем жирный крем на  медведя. А затем пульверизатором распылим воду на медведя.

Воспитатель: Что мы видим?

Ответы детей:

Воспитатель: на поверхности образуются капли воды. А если немого встряхнуть лист бумаги, капли воды, разлетаются в стороны. Так же происходит в живой природе, медведь выходя из воды отряхивается, и вода скатывается с шерсти.

Воспитатель: Теперь пульверизатором распылим воду на медведя которого не смазывали кремом.

Воспитатель: Что мы видим?

Ответы детей:

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: Бумага, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Воспитатель: Понравился вам наш опыт, ребята?

Дети:        

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Северный Полюс. отправляемся обратно  в группу на ковре самолете.

Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на занятии, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю?). –

Где сегодня мы с вами побывали?

Ответ: Мы сегодня побывали?

Воспитатель: -Арктика находиться. – 

Ответ: ...На Северном полюсе.

Воспитатель: Погода на Северном полюсе?
Ответ: ...(Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, ).

Воспитатель: - В Арктике можно встретить

Ответ: ... белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, нарвала. 

Воспитатель: - кого называют «морским единорогом»?

Ответ: нарвала.

Воспитатель: - Что же помогает выжить животным в Арктике? (

Ответ: Толстый слой жира,густая тёплая шерсть, широкие лапы,окраска меха.) 

Воспитатель: -Что больше всего понравился….

Ответ:

Воспитатель: - что инертного и нового вы узнали?

Ответ:

Воспитатель: Вы Молодцы! Я надеюсь, что следующее путешествие вам понравится еще больше. Я вам дарю раскраски северного сияния! Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

"Северный полюс"

Сценарий развлечения на воде...

"Путешествие на Северный полюс"

дать представление об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни.«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»....

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...

Конструкт – конспект «Путешествие к Северному полюсу».

Интегрированная образовательная  деятельность с элементами детского экспериментирования....