"Печка -матушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование у детей представлений об
Русской народной культуре
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской печкой, с предметами старинного русского быта:
- дать представление о том, что печка в доме правит : и накормит, и обогреет;
- активизировать речь детей, изображая звуки животных;
- познакомить с предметами русского быта
Развивающие:
Закреплять ранее выученные слова хороводной игры и потешки, с помощью загадок развивать мышление и память, развивать умение выполнять различные игровые задания.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
Словарная работа: печка, лапоть, сито.
Материалы и оборудование: макет печки, сито, кухонная утварь дрова, мягкие игрушки для показа, иллюстрации с загадками и отгадками, оформление группы в народном стиле.
Предварительная работа: игры с макетом «Русская изба».
Ход деятельности:
Вводная часть
Здравствуйте ребята ,а также их родители сейчас мы с вами друг другу улыбнемся и с хорошим настроением отправимся в путешествие.
Воспитатель приглашает детей в избу со словами:
В дом заходите, всех приглашаем
Вот уж стоит на столе самовар,
Ярко на солнце боками сверкая,
Дети проходят и садятся на лавочку.
Основная часть
Воспитатель: Ребятки,вот вы и в русской избе. Здесь много интересных вещей, которых вы не увидите у себя дома. А как вы думаете кто главная помощница в избе – вот она – печь Строили её из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь в доме всем правит Она и накормит, и обогреет. В печке грели воду, пекли хлеб да пироги с блинами, варили щи и кашу да спали на ней. Печь держали в чистоте и ласково называли её «печка-матушка». Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (печка)
- Чем топили печь? (дровами)
- Что можно было сделать в печи? (приготовить еду)
- Дети, а ваши мамы в чем варят кашу? (в кастрюле).
- Давным-давно, в старину, кастрюль не было. Еду варили вот в таких чугунках. Их ставили в печь и готовили всякие вкусности.
- В чём раньше варили еду? (в чугунке)
А в старые времена на Руси не было ни сандалий, ни туфель, носили люди другую обувь. Хотите узнать какую?
Тогда отгадайте загадку:
«У любого ты спроси: что носили на Руси?
Из коры плели калошки, обували их на ножки».
Отгадка- то спряталась в моём сундучке (показываю лапти).
- Что это, ребята? (лапти).
Давайте попробуем их надеть на ножки.
А как ещё можно ласково назвать лапти? (лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки).
Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
На печке, да за печкой, да рядом с печкой любили погреться животные. А вот какие?., вы мне сейчас назовете!
Игра-имитация «Кто как говорит».
Показ игрушек-животных и ответы детей: кошка – мяу, собака- гав. коза – ме-е, овечка – бе-е, мышка – пи-пи-пи.
Молодцы, всех животных назвали и показали, как они разговаривают.
- А куда это мой кот Васька делся? (Он на печке).
- Ай да Васька. Печка тёплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовём его!
- Вот он, какой у меня пушистый! Погладьте котика, потрогайте, какая у него шубка мягкая!
Дети вместе с воспитателем говорят потешку.
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, зубки белые!
Мягонькие лапки, а в лапках цап – царапки!
Котик, давай поиграем с детками.
Проводится хороводная игра «Васька-кот»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька – кот,
Разобьёт весь хоровод!
Воспитатель: Молодцы, весело поиграли. Котик наш утомился, пошёл на печку спать. Ну и мы посидим, отдохнём, да загадки поотгадываем, а отгадки – вот они, все здесь, в избе.
«Может избу согревать,
И на ней удобно спать.
Пирожки умеет печь.
Все узнали? Это …» (печь)
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали.
(Лапти)
Насыпать можно, а донести нельзя.
Ответ: Сито
Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы и познакомились с вами, как жили люди раньше. Окунулись немного в историю и народную культуру.
Какие вы все молодцы.
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
По русскому обычаю попрощаемся с избой низким поклоном и пообещаем, что придём ещё в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Печка – матушка»
Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа....
"Матушка печка, укрась своих детушек"
Проявление активности детей для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян, эмоционального восприятия на самобытную красоту жизни предков....
Конспект интегрированного занятия "Печка - матушка"
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Печка – матушка».Познавательное развитие. Художественное творчество.Цель: Форм...
Конспект интегрированного занятия «Печка - Матушка ».
Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.Задачи: -Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, особенностям...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ На тему: «Печка - матушка»
Воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры и быта через формирования представления о русской печи....
Конспект совместной деятельности "Печка Матушка" по познавательно - речевому и художественно эстетическому развитию для детей от 5 до 6 лет
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Печка - матушка"Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.Задачи:Развивать представлени...
Конспект ОД по аппликации "Печка-Матушка"
Данный конспект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлен на расширение представлений детей о русском быте, знакомство с историей русского быта....