Конспект интегрированного занятия "Печка - матушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Легошина Наталья Юрьевна

  Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста   «Печка – матушка».

Познавательное развитие. Художественное творчество.

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.

Задачи:

  • Развивать представления детей о культуре русского народа.
  • Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду.
  • Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват.
  • Активизировать в речи слова: большой, поменьше, самый маленький.
  • Развивать логическое мышление.
  • Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
  • Прививать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechka-matushka.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста   «Печка – матушка».

Познавательное развитие. Художественное творчество.

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.

Задачи:

  • Развивать представления детей о культуре русского народа.
  • Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду.
  • Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват.
  • Активизировать в речи слова: большой, поменьше, самый маленький.
  • Развивать логическое мышление.
  • Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
  • Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Интерьер русской избы, макет печи, ухват, горшок, заслонка, бумага формат 14х14, кисточки, клей, салфетки, готовые формы для аппликации.

Ход:

Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.

- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:

1. Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).

2. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (Самовар).

3. Стоит Арина,

Голодный рот разиня,

Пасть открывает,

Что дают, глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит  (Печь).

- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».

- Для чего нужна печь?

Выслушав ответы, Хозяйка  обобщает:

- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печки грелись дети и взрослые.

Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою  я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).

Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).

Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?

Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.

Хозяйка берёт лопату, ставит в печь пироги (из солёного теста). Закрывает печь заслонкой.

- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.

- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)

  • Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
  • Завтракать теперь пойдём и блинов напечём.
  • Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
  • А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
  • А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
  • Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.

 - А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)

- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или

«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».

«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,

Ты свари, напеки, обогрей, освети,

Помоги и спаси, в дом богатство неси!»

А еще в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. 
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами. 
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говориться.  А вы знаете сказки, где про печку говорится?

Проводится викторина по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».

  Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной.  Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной.

Хозяйка предлагает детям украсить аппликацией отдельные квадратные  «плитки» и украсить ими печь.

- Какой формы плитка? (Квадрат).

- Какие детали есть у вас? (Белые и синие цветы, кружки).

- Какую часть квадрата украсим? (Центр).

- В какой последовательности будете выкладывать узор? (Сначала большой цветок, затем – поменьше, и, наконец, самый маленький).

Дети выполняют аппликацию, украшают «плитками» печь.

- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).

- Наша печка – сударыня, толста и бела,

Пирогов нам напекла.

Детей угощают пирогами с изюмом.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каша - матушка наша"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каша - матушка наша"...

Конспект интегрированного занятия «Печка - Матушка ».

Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.Задачи: -Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, осо­бенностям...

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»

Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...

План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».

Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощ...