Конспект интегрированного занятия "Печка - матушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Печка – матушка».
Познавательное развитие. Художественное творчество.
Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.
Задачи:
- Развивать представления детей о культуре русского народа.
- Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду.
- Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват.
- Активизировать в речи слова: большой, поменьше, самый маленький.
- Развивать логическое мышление.
- Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechka-matushka.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Печка – матушка».
Познавательное развитие. Художественное творчество.
Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.
Задачи:
- Развивать представления детей о культуре русского народа.
- Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду.
- Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват.
- Активизировать в речи слова: большой, поменьше, самый маленький.
- Развивать логическое мышление.
- Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Интерьер русской избы, макет печи, ухват, горшок, заслонка, бумага формат 14х14, кисточки, клей, салфетки, готовые формы для аппликации.
Ход:
Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.
- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:
1. Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).
2. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (Самовар).
3. Стоит Арина,
Голодный рот разиня,
Пасть открывает,
Что дают, глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит (Печь).
- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».
- Для чего нужна печь?
Выслушав ответы, Хозяйка обобщает:
- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печки грелись дети и взрослые.
Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).
Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).
Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?
Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.
Хозяйка берёт лопату, ставит в печь пироги (из солёного теста). Закрывает печь заслонкой.
- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.
- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)
- Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
- Завтракать теперь пойдём и блинов напечём.
- Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
- А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
- А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
- Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.
- А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)
- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или
«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».
«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатство неси!»
А еще в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства.
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говориться. А вы знаете сказки, где про печку говорится?
Проводится викторина по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».
Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной. Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной.
Хозяйка предлагает детям украсить аппликацией отдельные квадратные «плитки» и украсить ими печь.
- Какой формы плитка? (Квадрат).
- Какие детали есть у вас? (Белые и синие цветы, кружки).
- Какую часть квадрата украсим? (Центр).
- В какой последовательности будете выкладывать узор? (Сначала большой цветок, затем – поменьше, и, наконец, самый маленький).
Дети выполняют аппликацию, украшают «плитками» печь.
- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).
- Наша печка – сударыня, толста и бела,
Пирогов нам напекла.
Детей угощают пирогами с изюмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каша - матушка наша"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каша - матушка наша"...
Конспект интегрированного занятия «Печка - Матушка ».
Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.Задачи: -Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, особенностям...
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»...
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»
Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...
План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».
Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»
Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощ...