"Матушка печка, укрась своих детушек"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Проявление активности детей для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян, эмоционального восприятия на самобытную красоту жизни предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема по социально нравственному воспитанию | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «МАТУШКА ПЕЧКА, УКРАСЬ СВОИХ ДЕТУШЕК»
Задачи:
- познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян;
-активизировать словарный запас;
-прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
Словарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.
Материал: иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением русской печи; имитация угла избы с домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.
Содержание деятельности
Бабушка Арина встречает детей у порога.
- Отгадайте загадку: стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке - жучка. (Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе - жар.)
- Сегодня мы пойдем в необычный музей - дом наших далеких предков-славян. Дорогу в дом вам укажет путеводный клубок.
Бабушка Арина рассказывает обычай, по которому славяне, входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка. Дети заходят в избу.
-Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
- Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей.
- Для чего делали высокий порог? Для того чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается вверх.
И ход в избу делали обычно с южной стороны. Как вы уже заменит, в доме всего одна комната. Ее называют горницей.
Большую часть горницы занимает печь. «Без печи изба - не изба», - говорили в старину.
- Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная.
- Почему печь в избе самая главная?
- Если мы станем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.
С северной, так как с севера дули холодные ветры и эту сторону старались обогреть.
Напротив входа всегда ставилась печь. И поэтому, войдя в избу, сразу обращаешь внимание на печь. Хорошая печь - гордость любого хозяина.
Показ иллюстрации «Устройстворусской печи».
- С печыо связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (Печник.)
- Да, клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
-Где в горнице гшщу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас и дома, и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей.)
- А в старину батарей не было. Чем тогда обогревались?
-Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит, и обогреет.
- Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево.
Показывает деревья на иллюстрациях и натуральные поленья (по возможности). Дети рассматривают.
-Вы узнали эти деревья? Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова. Мы их узнали по запаху. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле леса живет, а печку соломой топит».
«Дом без печки - нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.
«Матушка печка, укрась своих детушек», - ласково обращалась к ней стряпуха при выпечке хлеба или пирогов.
- Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти сказки Баюнок.
-Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь.
Дети отбирают иллюстрации к знакомым сказкам «Гуси- лебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Жихарка», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят» и др.
- Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю ит. д.
- А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду.
- Давайте заглянем на печь. Что еще можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы.)
- В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор. А знаете ли вы лекарственные травы, сможете ли их узнать по запаху? (Дети нюхают мешочки с травами и называют их.)
-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это домовой шалит. Давайте клубок поищем. (Дети находят.)
- Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком.
- Печь делила горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, - женская. Ее так называли потому, что здесь хозяйки занимались домашними делами.
- Какими? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т. п.)
-Женщину в старину как называли? (Баба.) Вот поэтому
место за печкой называлось бабий кут. «Кут» означает угол: бабий угол или бабий кут, закуток. Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват.) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.
Вторая половина - «красный угол», который располагается по диагонали от печи. «Красный» угол - значит, красивый. (Дети рассказывают, что они видят в красном углу: стол, лавку, икону.) Здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все делалось в избе своими руками из дерева, как и многие другие предметы обихода.
- Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.
- А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь.) Железный конь скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
- А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Мельница», любимую игру детей зимой в избе.
После игры бабушка Арина угощает детей пирожками и наем, приговаривая: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: "Укрась свою игрушку"
конспект занятия по рисованию. Дымковская игрушка...
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Укрась свою игрушку»
Конспект занятия по рисованию в средней группе "Укрась свою игрушку" продолжает знакомить детей с дымковской росписью. Воспитывает интерес у дошкольников к народному творчеству ,развивает истетическое...
«Матушка печка» (посещение мини-музея «Горница»)
Данный материал является частью проекта "Как жили наши предки", цель которого дать первоначальные исторические знания детям старшего дошкольного возраста, сформировать интерес к познанию истории и кул...
Интегрированное занятие во второй младшей группе «Радуга» «Укрась свои игрушки»
Познакомить детей с элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек....
"Матушка печка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для среднего дошкольного возраста с целью формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа....
Презентация "Матушка печка"
Презентация к конспекту НОД "Матушка печка"...
Конспект занятия по декоративному рисованию «Укрась свои игрушки» для средней детей группы
Конспект занятия по декоративному рисованию «Укрась свои игрушки» для средней детей группыЦель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.Задачи:- Продолжать знакомить дете...
Комментарии
Очень полезное занятие...С
Очень полезное занятие...С Наступающим!