Конспект совместной деятельности "Печка Матушка" по познавательно - речевому и художественно эстетическому развитию для детей от 5 до 6 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
"Печка - матушка"
Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.
Задачи:
- Развивать представления детей о культуре русского народа.
- Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду на иллюстрациях.
- Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват, кочерга, кадушка, занавеска, изразцы для печи и т.д.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Интерьер русской избы, макет печи, рушники, домовёнок, ухват, кочерга, лопатка для пирогов, горшок, чугунок, заслонка, русские народные ложки; дети и взрослые в русских народных костюмах;
использование ТСО – мультимедиа, аудио-записи русской народной музыки для сопровождения творческой деятельности;
методическое – многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»; презентация «Изразцы для русской печи»;
изобразительное – мольберт для показа, бумага формат 14х14, кисточки, салфетки, готовые формы для росписи изразцов для печи, изобразительные средства: мелки, акварель, карандаши.
Ход:
Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.
- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:
1.Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).
2.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар).
3.Стоит Арина, голодный рот разиня,
Пасть открывает, что дают, глотает.
Зимой она ест и фырчит, а летом голодная спит. (Печь).
- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».
- Для чего нужна печь?
Выслушав ответы, Хозяйка обобщает:
- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печке грелись дети и взрослые.
- А теперь, ребята, мы с вами попробуем расставить в избе всё по своим местам. Подходите к столу, где каждый из вас возьмёт какой-либо предмет и поставит его на нужное место… (многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»).
Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).
Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).
Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?
Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.
Хозяйка берёт лопатку для пирогов, ставит в печь пироги. Закрывает печь заслонкой.
- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.
- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)
- Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
- Завтракать теперь пойдём и блинов мы напечём.
- Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
- А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
- А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
- Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.
- А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)
- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или
«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».
«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатство неси!»
А ещё в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. (Показ домовёнка)
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говорится. А вы знаете сказки, где про печку говорится?
Показ иллюстраций на мольберте по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «По щучьему велению», «Жихарка», «Курочка-Ряба», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».
Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной. Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной…
Хозяйка предлагает детям расписать квадратные «плитки» и украсить ими печь.
- Какой формы плитка? (Квадрат).
- Ребята, вы можете на выбор взять краски, мелки или карандаши, чтобы расписать ваши плиточки?
- В какой последовательности будете расписывать узор? (Сначала большие цветочки и завитушки, затем – поменьше, и, наконец, самые маленькие).
Дети раскрашивают формы, а затем несут к печке и прикладывают, украшая «плитками» печь. (Закрепить на печке работы детей)
- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).
- Наша печка – сударыня, толста и бела,
Пирогов нам напекла.
Детей и гостей угощают пирогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechka_matushka.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
"Печка - матушка"
Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.
Задачи:
- Развивать представления детей о культуре русского народа.
- Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду на иллюстрациях.
- Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват, кочерга, кадушка, занавеска, изразцы для печи и т.д.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Интерьер русской избы, макет печи, рушники, домовёнок, ухват, кочерга, лопатка для пирогов, горшок, чугунок, заслонка, русские народные ложки; дети и взрослые в русских народных костюмах;
использование ТСО – мультимедиа, аудио-записи русской народной музыки для сопровождения творческой деятельности;
методическое – многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»; презентация «Изразцы для русской печи»;
изобразительное – мольберт для показа, бумага формат 14х14, кисточки, салфетки, готовые формы для росписи изразцов для печи, изобразительные средства: мелки, акварель, карандаши.
Ход:
Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.
- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:
1.Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).
2.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар).
3.Стоит Арина, голодный рот разиня,
Пасть открывает, что дают, глотает.
Зимой она ест и фырчит, а летом голодная спит. (Печь).
- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».
- Для чего нужна печь?
Выслушав ответы, Хозяйка обобщает:
- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печке грелись дети и взрослые.
- А теперь, ребята, мы с вами попробуем расставить в избе всё по своим местам. Подходите к столу, где каждый из вас возьмёт какой-либо предмет и поставит его на нужное место… (многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»).
Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).
Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).
Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?
Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.
Хозяйка берёт лопатку для пирогов, ставит в печь пироги. Закрывает печь заслонкой.
- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.
- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)
- Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
- Завтракать теперь пойдём и блинов мы напечём.
- Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
- А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
- А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
- Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.
- А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)
- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или
«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».
«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатство неси!»
А ещё в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. (Показ домовёнка)
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говорится. А вы знаете сказки, где про печку говорится?
Показ иллюстраций на мольберте по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «По щучьему велению», «Жихарка», «Курочка-Ряба», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».
Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной. Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной…
Хозяйка предлагает детям расписать квадратные «плитки» и украсить ими печь.
- Какой формы плитка? (Квадрат).
- Ребята, вы можете на выбор взять краски, мелки или карандаши, чтобы расписать ваши плиточки?
- В какой последовательности будете расписывать узор? (Сначала большие цветочки и завитушки, затем – поменьше, и, наконец, самые маленькие).
Дети раскрашивают формы, а затем несут к печке и прикладывают, украшая «плитками» печь. (Закрепить на печке работы детей)
- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).
- Наша печка – сударыня, толста и бела,
Пирогов нам напекла.
Детей и гостей угощают пирогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей по теме:"Включи светофор" для детей 2 младшей группы
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей "Включи светофор" для 2 младшей группы....
Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: " Путешествие в весенний лес" для детей 2 младшей группы.
Путешествуя по лесу, дети знакомятся с признаками весны. Свои впечатления дети отражают в картине, которую создают с помощью сухой аппликации....
Конспект интегрированного открытого занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей среднего возраста «Путешествие в зимний лес»
Познавательное занятие....
Конспект открытого интегрированного занятия (познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие) по сказке В. Сутеева «Грибок-теремок» с использованием ИКТ по проекту «2015 год – Год литературы в России» Средняя группа № 3
Интегрированное занятие по сказке В.Сутеева "Грибок-теремок"...
Совместная деятельность с детьми средней группы с задержкой психического развития по познавательно - речевому и художественно-эстетическому развитию. «Колобок»
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ , РЕЧЬ .КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ...
Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми 6-7 лет на тему: "Школа модельеров"
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ для знакомства с профессией-модельера....
Конспект интегрированного занятия по познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной группе "Страна Вообразилия"
- Ребята, оказывается, что есть необыкновенная и волшебная страна, под названием Вообразилия. А придумал её Борис Заходер. Вы знаете, кто это?- Но вход в эту страну разрешён не всем. А кому? – с...