Конспект совместной деятельности "Печка Матушка" по познавательно - речевому и художественно эстетическому развитию для детей от 5 до 6 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дурасова Алла Александровна

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

"Печка - матушка"

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.

Задачи:

  • Развивать представления детей о культуре русского народа.
  • Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду на иллюстрациях.
  • Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват, кочерга, кадушка, занавеска, изразцы для печи и т.д.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
  • Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Интерьер русской избы, макет печи, рушники, домовёнок, ухват, кочерга, лопатка для пирогов, горшок, чугунок, заслонка, русские народные ложки; дети и взрослые в русских народных костюмах;

использование ТСО – мультимедиа, аудио-записи русской народной музыки для сопровождения творческой деятельности;

методическое – многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»; презентация «Изразцы для русской печи»;

изобразительное – мольберт для показа, бумага формат 14х14, кисточки, салфетки, готовые формы для росписи изразцов для печи, изобразительные средства: мелки, акварель, карандаши.

 

Ход:

Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.

- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:

1.Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).

2.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

   Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар).

3.Стоит Арина, голодный рот разиня,

   Пасть открывает, что дают, глотает.

   Зимой она ест и фырчит, а летом голодная спит.  (Печь).

 

- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».

- Для чего нужна печь?

Выслушав ответы, Хозяйка  обобщает:

- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печке грелись дети и взрослые.

- А теперь, ребята, мы с вами попробуем расставить в избе  всё по своим местам. Подходите к столу, где каждый из вас возьмёт какой-либо предмет и поставит его на нужное место… (многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»).

Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою  я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).

Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).

Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?

Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.

Хозяйка берёт лопатку для пирогов, ставит в печь пироги. Закрывает печь заслонкой.

- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.

- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)

  • Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
  • Завтракать теперь пойдём и блинов мы напечём.
  • Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
  • А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
  • А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
  • Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.

 - А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)

- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или

«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».

«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,

Ты свари, напеки, обогрей, освети,

Помоги и спаси, в дом богатство неси!»

А ещё в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. (Показ домовёнка)
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами. 
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говорится.  А вы знаете сказки, где про печку говорится?

Показ иллюстраций на мольберте по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «По щучьему велению», «Жихарка», «Курочка-Ряба», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».

 Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной.  Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной…

Хозяйка предлагает детям расписать квадратные  «плитки» и украсить ими печь.

- Какой формы плитка? (Квадрат).

- Ребята, вы можете на выбор взять краски, мелки или карандаши, чтобы  расписать ваши плиточки?

- В какой последовательности будете расписывать узор? (Сначала большие цветочки и завитушки, затем – поменьше, и, наконец, самые маленькие).

Дети раскрашивают формы, а затем несут к печке и прикладывают, украшая «плитками» печь. (Закрепить на печке работы детей)

- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).

- Наша печка – сударыня, толста и бела,

Пирогов нам напекла.

                              Детей и гостей угощают пирогами. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechka_matushka.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

"Печка - матушка"

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.

Задачи:

  • Развивать представления детей о культуре русского народа.
  • Учить узнавать сказки по отдельному эпизоду на иллюстрациях.
  • Обогащать словарный запас детей: устье, шесток, заслонка, ухват, кочерга, кадушка, занавеска, изразцы для печи и т.д.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Закрепить знания детей о сенсорных эталонах: величина, цвет.
  • Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Интерьер русской избы, макет печи, рушники, домовёнок, ухват, кочерга, лопатка для пирогов, горшок, чугунок, заслонка, русские народные ложки; дети и взрослые в русских народных костюмах;

использование ТСО – мультимедиа, аудио-записи русской народной музыки для сопровождения творческой деятельности;

методическое – многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»; презентация «Изразцы для русской печи»;

изобразительное – мольберт для показа, бумага формат 14х14, кисточки, салфетки, готовые формы для росписи изразцов для печи, изобразительные средства: мелки, акварель, карандаши.

Ход:

Звучит русская народная мелодия. В группе оформлен интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) выходит навстречу детям.

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные! Рада видеть вас у себя в избе. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.

- Припасла я для вас, детушки, на сегодня забавы на разный вкус: и песенки, и сказочки, а сначала – загадки. Вот первая загадка:

1.Четыре братца под одной шляпой стоят (Стол).

2.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

   Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар).

3.Стоит Арина, голодный рот разиня,

   Пасть открывает, что дают, глотает.

   Зимой она ест и фырчит, а летом голодная спит.  (Печь).

- Как вы думаете, ребята, что в избе самое главное? (ответы детей) Конечно, печь. Давным–давно, когда люди не знали, что такое электричество, и не было в доме ни электропечи, ни электрочайника, главное место в доме занимала печь. В те времена так и говорили: «Без печи и изба не изба».

- Для чего нужна печь?

Выслушав ответы, Хозяйка  обобщает:

- Печь обогревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду для себя и животных. На печи сушили одежду, обувь, а также грибы и ягоды. Здесь можно было спать, на печке грелись дети и взрослые.

- А теперь, ребята, мы с вами попробуем расставить в избе  всё по своим местам. Подходите к столу, где каждый из вас возьмёт какой-либо предмет и поставит его на нужное место… (многофункциональное дидактическое пособие «Внутреннее убранство русской избы»).

Хозяйка: - Я сегодня рано встала, печь жарко истопила, кашу варить поставила, мучки просеяла, пироги затеяла. Открою  я заслонку, да погляжу, не готова ли каша? (Открывает заслонку, в печи стоит горшок и «тлеют» угольки).

Хозяйка: - Все дрова в печи прогорели, угольки только и остались. Пора кашу вынимать, а пироги в печь ставить. Кто знает, как называется отверстие в печи, куда ставят или вынимают горшки с едой? (Устье).

Хозяйка: - Возьму я ухват, достану из печи горшок с кашей. Для чего нужен ухват?

Хозяйка (продолжает): Около устья есть доска, на которую ставят всё то, что вынимают из печи. Называется она – шесток.

Хозяйка берёт лопатку для пирогов, ставит в печь пироги. Закрывает печь заслонкой.

- Чем я закрыла печь? Для чего нужна заслонка.

- Пока пироги пекутся, поиграем с ложками. (Звучит русская народная мелодия.)

  • Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
  • Завтракать теперь пойдём и блинов мы напечём.
  • Пошли гулять, смеяться да на качелях качаться.
  • А сейчас мы, ребятки, поиграем с вами в прятки.
  • А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
  • Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно.

 - А теперь продолжим нашу беседу. С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)

- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или

«Печка – барыня, не вари кашу круту, а вари мягоньку, да разваристу».

«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,

Ты свари, напеки, обогрей, освети,

Помоги и спаси, в дом богатство неси!»

А ещё в подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. (Показ домовёнка)
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами. 
- Ребята, я столько сказок знаю, и почти в каждой про печь говорится.  А вы знаете сказки, где про печку говорится?

Показ иллюстраций на мольберте по сказкам: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «По щучьему велению», «Жихарка», «Курочка-Ряба», «Лисичка со скалочкой», «Терёшечка».

 Хозяйка: - Как вы думаете, ребята, из чего делали печи? Верно, печь делали из кирпича и обмазывали глиной.  Многие хозяева украшали печь росписью или специальными плитками – изразцами. В нашей избе печь тоже украшена росписью, а вот одна сторона осталась не украшенной…

Хозяйка предлагает детям расписать квадратные  «плитки» и украсить ими печь.

- Какой формы плитка? (Квадрат).

- Ребята, вы можете на выбор взять краски, мелки или карандаши, чтобы  расписать ваши плиточки?

- В какой последовательности будете расписывать узор? (Сначала большие цветочки и завитушки, затем – поменьше, и, наконец, самые маленькие).

Дети раскрашивают формы, а затем несут к печке и прикладывают, украшая «плитками» печь. (Закрепить на печке работы детей)

- Ну, вот, ребята и пирожки испеклись. До чего румяны, да горячи! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).

- Наша печка – сударыня, толста и бела,

Пирогов нам напекла.

                              Детей и гостей угощают пирогами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей по теме:"Включи светофор" для детей 2 младшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей  "Включи светофор" для 2 младшей группы....

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: " Путешествие в весенний лес" для детей 2 младшей группы.

Путешествуя по  лесу, дети знакомятся с признаками весны. Свои впечатления дети отражают в картине, которую создают с помощью сухой аппликации....

Конспект интегрированного занятия по познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной группе "Страна Вообразилия"

- Ребята, оказывается, что есть необыкновенная и волшебная страна, под названием Вообразилия. А придумал её Борис Заходер. Вы знаете, кто это?- Но вход в эту страну разрешён не всем. А кому? – с...