КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ На тему: «Печка - матушка»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры и быта через формирования представления о русской печи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ На тему: «Печка - матушка» | 201.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
На тему: «Печка - матушка»
(для старшего дошкольного возраста)
Подготовила: воспитатель
Старшей группы Широкова И.К.
г. Санкт-Петербург
2022г
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – познавательный Вид проекта – познавательно-творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники реализации проекта
Педагог: Широкова Ильмира Камильевна
Воспитанники: дети старшей группы №10
Родители: старшей группы
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность: В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач стоящей перед нами, педагогами дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальным традициям трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».
В связи с этим особую актуальность проекта приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.
Цель: Воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры и быта через формирования представления о русской печи.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению воспитанников ДОУ к народной культуре;
2. Познакомить воспитанников с русской печью, как символом русского быта;
3. Познакомить детей со строением печи, её устройством и назначением частей;
4. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки, пословицы, частушки, поговорки);
5. Расширить словарный запас воспитанников (подпечек, шесток, заслонка, задвижка, лежанка, ухват, чугунок);
6. Расширить представление о народных традициях, обычаях;
Развивающие:
- Развивать творческие способности воспитанников;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народным традициям и обычаям.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Пополнить знания детей о культуре и быте предков
- Расширить знания детей об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.
- Прочитать сказки, пословицы, поговорки, в содержании которых использовалась или есть печь, научить детей анализировать произведения
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Выдвижение целей | 1. Разработка плана работы по проекту. 2. Разработка и накопление методических материалов. 3. Подбор художественной литературы и иллюстраций. 4. Разработка конспектов. 5. Разработка памяток. 6. Подбор подвижных игр. 7. Подбор тем бесед с воспитанниками. 8. Подбор материала для проведения консультаций для родителей. 9. Изготовление макета печи. | Ознакомление с темой |
Деятельностный | Осуществление проекта | Беседы, чтение худ. литературы, д.и., конструктивная деятельность и т.д. | Участие в проекте |
Завершающий | Проведение досуга «Посиделки у печки» | Создание презентации из опыта работы над проектом | Оформление семейных проектов «Печь – кормилица», «Печь – целительница», «Печь – хозяюшка», «Печи и ее помощники» |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Сроки | Ответственный | |
Понедельник | ||||||
Оформление книжного уголка | "Печка в сказках и стихах" | Создание интереса к данным произведениям | Книги, иллюстрации | Воспитатель | ||
Беседа с презентацией | «Русская печь» | Познакомить с историей печи | Презентация | Воспитатель, дети | ||
Чтение стихотворения | «Русская печь» (автор – В.Понамарёв); | Познакомить детей с произведением | Стихи В.Понамарева | Воспитатель | ||
Конструктивная игра | "Чудо печка" | Развитие интереса к прошлому быту человека через конструктивную деятельность | Строительный материал | Воспитатель, дети | ||
Подвижная игра | «Бабка – Ёжка» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу | Воспитатель, дети | |||
Вторник | ||||||
Настольно – печатная игра | «По дорогам сказок» | Закрепить знание сказок через игру | Настольно – печатная игра | Воспитатель, дети | ||
Чтение русской народной сказки | «Жихарка» | Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуд | произведение | Воспитатель | ||
Подвижная игра | «Печь и дрова» | Познакомить с новой народной игрой | Воспитатель, дети | |||
Чтение пословиц про русскую печь | Пословицы | Познакомить с пословицами о русской печи | Сборник пословиц | Воспитатель | ||
Беседа | «Печка» | Знакомство детей с традициями строительства «печи» | иллюстрации | Воспитатель | ||
Рисование | «Русская печь» | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через культуру русского народа | Листы бумаги, карандаши, мелки, иллюстрации печей | Воспитатель, дети | ||
Просмотр мультфильма | «Домовенок Кузя» | Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения | Диск с мультфильмом | Воспитатель | ||
Сюжетно-ролевая игра | «Мы готовим пироги» | Познакомить детей с бытом хозяек | Макет печи, детская посуда, фартук и т.д. | Воспитатель, дети | ||
Консультация для родителей | «Приобщение детей к истокам русской культуры?» | Привлечение родителей в воспитательно -образовательный процесс | Воспитатель, родители | |||
Среда | ||||||
Чтение сказки | «Гуси - лебеди» | Формировать у детей любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества | Иллюстрации к сказке | Воспитатель | ||
Конструктивная игра | «Русская изба» | Закрепить у детей знание обустройства русской избы | Строительный материал, игрушки для обыгрывания | Воспитатель, дети | ||
Подвижная игра | «Жмурки» | учить внимательно слушать текст | Аудиозапись | Воспитатель, дети | ||
Игра с сюжетными картинками. (индивидуальная работа) | «Расскажи сказку по картинкам» | Развивать у детей связную речь через знание сказок | Сюжетные картинки с русскими сказками | Воспитатели, Денис, Полина, Алина | ||
Беседа | «Печи разных народов» | Познакомить детей с устройствами печей разных народов | презентация | Воспитатель | ||
Четверг | ||||||
Рисование | «Роспись печи» | Познакомить детей с росписями русской печи | Иллюстрации | Воспитатель, дети | ||
Отгадывание загадок | «Русская печь» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа | Сборник загадок | Воспитатель | ||
Папка раскладушка | «Традиционная русская народная кухня» | Продолжать знакомить детей и родителей с русской народной кухней | иллюстрации | Воспитатель, дети, родители | ||
Рассматривание | «Старинные предметы домашнего быта». | Познакомить детей с предметами быта (чугунок, ухват, и т.д) | картинки | Воспитатель, дети | ||
Пение | Песня о русской печке | приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество | аудиозапись | Воспитатель, дети | ||
Пятница | ||||||
Проведение досуга | «Посиделки у печки» | Воспитание любви к Родине. | аудиозапись русских наигрышей, изба с предметами быта: лапти, полотенца вышитые, половички, прялка. | Воспитатель, дети |
социально-коммуникативная Сюжетно ролевые игры: «Мы готовим пироги» | познавательная Беседы: «Русская печь», «Печка», «Печи разных народов», Досуг «Посиделки у печки» | речевая Чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», стихотворение «Русская печь» В.Понаморев, «Жихарка», пословицы, загадки |
художественно-эстетическая Рисование «Русская печь», «Роспись на печи» Конструирование «Чудо печка», «Русская изба» Музыка «Песня о печке» | физическая Подвижные игры: «Бабка - Ёжка», «Печь и дрова», «Баба – Яга» | формы взаимодействия с родителями Консультации: «Приобщение детей к истокам русской культуры?» Папка раскладушка: «Традиционная русская народная кухня» |
Список литературы:
- М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
- Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с
- http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa
- http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/
- http://www.edu.yar.ru/safety
- В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
- Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Заключение
В рамках проекта «Русская печь» в группе был создан мини-музей «Русская изба», в котором был воссоздан уголок русской избы с русской печкой и предметами русского быта. Были пополнены знания детей о культуре и быте предков. Ребята смогли прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Ребята узнали что, русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством русской печи, узнали, какой должна быть настоящая русская печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.
Таким образом, роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё не обходилась ни одна семья на Руси - матушке, потому что печь и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. В подобранных и прочитанных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!!!
Печь – сердце и душа дома, основа – крестьянского быта. Без русской печи жизнь людей в прошлом была невозможна.
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Печь уходит в прошлое, и поэтому ради сохранения русской культуры мы должны знакомить дошкольников с историей русской печи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по теме: "День рождение детского сада"
Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы....
Краткосрочный проект по теме: "День рождение детского сада"
Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы....
Краткосрочный проект по теме "Транспорт" 2 мл группа
Проектна тему: «Транспорт» Время проведения проекта – IV неделя февраля.Участники проекта: дети второй младшей группы № 10, воспитатель группы, родители....
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Краткосрочный проект по теме «Этот жужжащий мир».
Краткосрочный проект по теме «Этот жужжащий мир» (Мир насекомых) Средняя группа....
Краткосрочный проект по теме "Зимующие птицы" в старшей группе.
Краткосрочный (недельный) проект по теме "Зимующие птицы".Вид проекта информационно-творческий.Предлагаю в виде модели проекта....
Краткосрочный проект на тему: «Мой любимый поселок - Мостовской».
Актуальность проекта.Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, эстетически...