Конспект образовательной деятельности на метеоплощадке "Поможем Ёжику определить погоду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Косолапова Евгения Григорьевна

     Мероприятие проводилось на метеоплощадке детского сада. Основной целью его являлось: в игровой форме закрепить  и обобщить знаний детей о метеоплощадке, её назначении, закрепить знаний о состоянии погоды.  Помогая  Ёжику, который отправился в гсти к другу, ребята научились определять направление и силу ветра по окружающим предметам, узнали, как можно предсказывать погоду по растениям-барометрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Конспект образовательной деятельности

на метеоплощадке «Поможем Ежику определить погоду»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, ее назначении; закрепить знания о состоянии погоды (показания температуры воздуха, силе и направлении ветра, наличии осадков, состоянии неба и солнца, влажности воздуха); учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, предсказывать погоду по растениям-барометрам, отмечать погоду в календаре природы; развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей; воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.

Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях, знакомство с народными приметами, наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года, просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Ежик в тумане».      

Словарная работа:  метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, «ловушка ветра», термометр, барометр, солнечные часы, погодные явления, ясная, облачная, пасмурная, ветреная погода, осадки.

Традиционное оборудование: вертушка, термометр, ветряной рукав, компас, дождемер, календарь погоды, мольберт.

Самодельное оборудование:  стенд с маршрутным листом экологической тропы, ветряные рукава, султанчики, вертушки, рамки для наблюдения за облаками, солнечные часы. 

                     

                      Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:      Ребята, вам известно, что в нашем детском саду есть удивительный почтовый ящик, куда приходят письма от разных животных . Проверим, нет ли там нового послания.

     (Воспитатель вместе с детьми отправляется к почтовому ящику, вынимает оттуда письмо).

Воспитатель:      Давайте посмотрим, от кого же пришло это необычное письмо. (Читает)

Откуда:     Лесная страна, опушка смешанного леса. Заросли кустарников.

От кого:     от Ежа обыкновенного.

Профессия:     насекомоядное животное.

Особые приметы:     маленькие глазки, черный подвижный носик, низкие лапки с коготками, шумное пыхтение.

Одежда:     колючки.

Меню:     насекомые, мыши, молоко.

Воспитатель:     Хотите узнать, что он нам написал? (Ответы детей)

     «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старый друг Ежик. Я  рад, что с вами познакомился и  очень надеюсь на вашу помощь. А дело вот в чем. У меня есть замечательный друг - Медвежонок. Мы любим ходить друг к другу в гости, сидеть у самовара, пить чай с малиновым вареньем и считать звезды. Вот сегодня  я как раз и собрался его навестить. Только путь к нему неблизкий. Живет он в берлоге у старой ели. Как-то раз мне уже довелось по пути к нему заблудиться в тумане, вот я и решил на этот раз, прежде чем

 отправиться в дорогу спросить совета у вас, мои друзья. Ведь вы уже большие, а значит многое знаете. Помогите мне узнать, какая будет сегодня погода. Может быть мне  захватить с собой зонтик, или надеть кепочку от жаркого солнца?

     Заканчиваю письмо. Спешу собрать гостинцы для Медвежонка. С нетерпением жду ответа. Ваш Ежик».

Воспитатель:     Ну, что, ребята, вы готовы помочь нашему другу.(Ответы детей). Давайте вместе с вами посмотрим на маршрут нашей экологической тропы. Как вы думаете, на какой из станций экологической тропы мы сможем получить информацию о погоде? (Ответы детей). Давайте определим направление к метеоплощадке с помощью стрелок. (Дети размещают стрелки на маршрутном листе экологической тропы).

     Чтож, нам нужно торопиться, ведь Ежик должен как можно раньше получить наше письмо. Кстати, вы не знаете, который час? (Нет).

     А как мы можем узнать об этом? (Ответы детей).

     Но у нас нет с собой часов, нет телефона. ( Можно воспользоваться солнечными часами).

     Дети вместе с воспитателем отправляются к солнечным часам, расположенным на территории детского сада.

 Воспитатель:    Для определения времени  много-много лет назад были придуманы солнечные часы (воспитатель показывает изображение солнечных часов), которые состояли из циферблата и гномона (вертикальной палочки). Тень, которую отбрасывала палочка, указывала на определенное деление на циферблате и,  тем самым,  помогала определить время. Но, посмотрите, ребята, на наших солнечных часах палочка-гномон исчезла.

Как же мы сможем определить время? (Ответы детей)

    Оказывается, достаточно кому-либо из вас занять место гномона, и тень от вашего тела укажет нам время.

      Дети определяют данным способом время с помощью солнечных часов.

    Мы смогли определить время с помощью солнечных часов, теперь смело отправляемся к метеоплощадке.

     Воспитатель вместе с детьми заходит на территорию метеоплощадки.

 Воспитатель:    Вот мы и на метеоплощадке.  Как вы считаете, для чего нужна метеоплощадка? (Для того, чтобы наблюдать за погодой). Верно. Слово «метеор» пришло к нам из Греции и означает « небесные явления». А людей, которые наблюдают за погодой, строят прогнозы называют метеорологи.

     Наш колючий друг просил сообщить ему о погоде на сегодняшний день. Но, как вы думаете, что такое погода? (Ответы детей)

- показания температуры воздуха;

- состояние неба и солнца;

- сила и направление ветра;

- наличие осадков;

- влажность воздуха;

- атмосферное давление.

Воспитатель:     Совершенно верно. Мы предлагаем вам стать на несколько минут метеорологами. Согласны? Что ж,  наши юные ученые, приступим,  к определению состояния погоды. Но сначала отгадайте загадку:

     Это важный показатель,

     Градусник – её приятель.

     Если жарко – высока,

     А в мороз, она низка. ( Температура)

     Ребята, как мы можем определить температуру воздуха? С помощью какого прибора? ( Термометра) Давайте подойдем к метеорологической будке и посмотрим на показания термометра. Итак, температура воздуха составляет…….. Холодно, прохладно, тепло или жарко сейчас? Давайте запишем эти показания в таблице наблюдений.

     Дети записывают на доске показания термометра.

Воспитатель:   Ну-ка, кто из вас ответит:

                            Не огонь, а больно жжет,

                             Не фонарь, а ярко светит.

                             И не пекарь, а печет? (Солнце)

     А вот ещё:

                             Пушистая вата

                             Плывет куда-то.

                             Чем вата ниже,

                              Тем дождик ближе. (Облако)

     Подумайте и ответьте. Как можно определить: пасмурная, облачная или ясная погода сегодня? (Посмотреть на небо). Что мы там видим? (Солнце,

 облака). А давайте понаблюдаем за облаками через  наши волшебные рамки. Какого цвета облака? На что они похожи? А теперь найдите похожие облака на картинках, расположенных на рамке. Как называются такие облака?

     Подумайте и ответьте, какая же сегодня погода?(Ответы детей). Почему вы так считаете?(Ответы детей) Давайте занесем наш ответ в таблицу.

     Дети делают запись в таблице наблюдений.

Воспитатель:     Послушайте новую загадку:

                              Хоть бескрылый, а летает,

                              Безголовый, а свистит,

                              Сосны с корнем вырывает,

                              Так порою он сердит.

                              Только что он был везде,

                               Миг – и нет его нигде. (Ветер)

     А как же узнать ветрено ли на улице, наблюдая за окружающей природой? ( Посмотреть на деревья, если ветки колышутся, и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра). Верно, ребята. Но наличие ветра и его силу можно определить и с помощью специальных приборов, которые находятся на метеоплощадке. Как вы думаете, что это за устройства? (Вертушка, ветряной рукав). Лопасти вертушки крутятся или находятся в спокойном состоянии? О чем это говорит? ( Значит на улице ветер). Чем сильнее ветер, тем быстрее они вертятся.

     Понаблюдайте за вертушкой и скажите, какой сейчас ветер? Как вы это поняли? (Ответы детей)

     А теперь обратите внимание на «ветряной рукав», его еще называют «ловушка ветра». Как вы думаете, почему? Для чего он используется? (Ответы детей). Верно, сего помощью можно узнать силу и направление ветра.

     Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились. (Речевая игра «Ветер-ветерок!)                                    - Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко) .«Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо).

     Так какой силы сегодня ветер? Отметим это наблюдение в таблице.

     Итак, ребята, посмотрите на нашу таблицу наблюдений. Благодаря специальным приборам и нашим наблюдениям мы смогли определить состояние погоды на сегодняшний день. Давайте повторим результаты наших наблюдений.

     А теперь я приглашаю вас отправится на станцию «Привал». Это место, где вы сможете немного отдохнуть, а самое главное, написать письмо нашему другу.

     Дети отправляются на станцию «Привал», усаживаются на бревнах.

Воспитатель:     Ребята,  хочу вам открыть один секрет. Очень часто сама природа,  не хуже приборов, подсказывает человеку, какой погоды ему следует ожидать.

- Цветы календулы развернули свои лепестки рано утром – ожидается ясная погода , после полудня – дождь, гроза.

- Одуванчик сжимает свой шар – быть дождю.

- Листья клена начинают «лить слезы»  еще за 3-4 суток перед дождем (выделяют капельки сока у основания черешков).  

- Ветки ели опускаются книзу – к дождю.

- Воробьи летом в пыли купаются – быть дождю. В хорошую погоду они веселые, подвижные.

- Вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

- Кошки к дождливой погоде становятся вялыми, много спят.

     Будьте внимательны, и природа вам откроет свои секреты .

     Ребята, я думаю пришло время написать письмо нашему колючему другу. Только я предлагаю написать не обычное письмо, а нарисованное. Погоду мы с вами обозначали при помощи специальных знаков, как это делаем в календаре природы в группе, и такое письмо мы отправим нашему Ежу.

    Дети пишут (рисуют) письмо Ежику.

    Ребята, как вы думаете, пригодится ли Ежику зонтик от дождя, а кепка от солнца? Почему вы так думаете? ( Воспитатель дописывает письмо. Письмо помещается в конверт) Что ж, остается только отправить наше письмо. Я думаю, Ежик будет доволен. Его встреча с Медвежонком  обязательно состоится, и друзья будут счастливы. Давайте вернемся в детский сад и положим письмо в почтовый ящик. 

     Дети возвращаются в здание детского сада и отправляют письмо.                                              

                                                             

     

     

     

                                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Ёжику мы помогаем, свои глазки укрепляем» (образовательная область "Познавательное развитие")

Конспект непосредственно образовательной деятельности  на тему: «Ёжику мы помогаем, свои глазки укрепляем»Программное содержание: 1. Воспитывать: стремление заботиться о своем здоровье.2. Развива...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «Ёжик»

Формировать у детей первичные представления о жителях леса, учить детей бережному отношению к животным.              Формировать умение...

Конспект образовательной деятельности по художественному-эстетическому развитию во второй младшей группе «Лепка» Тема: «Он на ёжика похож»

Конспект образовательной деятельности по художественному-эстетическому развитию во второй младшей группе «Лепка»Тема: «Он на ёжика похож»...

конспект образовательной деятельности "Загадки погоды"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) на тему: «В гости к ёжикам» (с использованием блоков Дьенеша

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)...

Конспект образовательной деятельности Конструирование из прищепок «Иголки для ёжика» в первой младшей группе

Задачи: развивать мелкую моторику рук детей; учить держать прищепку двумя пальцами (указательным и большим), формировать навык расстегивания и застегивания прищепок; закреплять знания основных цв...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик» с использованием приема мнемотехники»

Конспект образовательной деятельностидля детей среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Речевое развитие»На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик&r...