Познавательное направление воспитания «Огород на подоконнике»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Выращевание рассады в детском саду. Эксперементирование с луком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_na_okne.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение гимназии №1 имени Н.И.Ферапонтова г.Новокуйбышевска Структурное подразделение «Детский сад»»Ладушки»
Региональный конкурс исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
старших дошкольников и младших школьников
2021/22УЧЕБНЫЙ ГОД
Номинация:»Познавательное направление воспитания»
Тема: «Огород на подоконнике»
Подготовили и провели:
воспитатели старшей группы Лихачева Валентина Валентиновна Агаркова Елена Васильевна
Воспитанники: Скоарца Кирилл
Катькин Мирослав Аносова Милана Зайцева Настя
Лазарева Анна
2022 г.
Проект: Огород на подоконнике Проект: краткосрочный Вид проекта: познавательной и научно – исследовательской деятельности. Продолжительность: 1 месяц (март) Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Возраст детей: 5 лет. Цель: формирование у детей интереса к научно - исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных растениях. 2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, салат , цветы); 3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений. 4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ. 6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив ,взрыхление) 7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. 8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. 9. Развивать познавательные и творческие способности.
Актуальность:
Данная работа направлена на развитие познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность проводить опыт, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями. 2.С помощью опытнической работы дети создадут необходимые условия для роста растений. 3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. 4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. 5. Формирование у детей уважительного отношения к труду. 6. Создание в группе огорода на подоконнике. 7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. 8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектов:
1 этап – подготовительный (сбор информации)
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы; 3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок 4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях. 5. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян . 6. Познавательная деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?
2 этап – основной
1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений. 2. Чтение художественной литературы: Л.Некрасова «Огородники», Н. Носов «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, . Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них.
3. Оформление рисунками «Дневник наблюдений».Упражнять детей в рисовании цветными карандашами, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.
4. Аппликация: «Заборчик для огорода». Способствовать закреплению умения вырезывания полосок для оформления забора.
5. Наблюдения: рассматривание семян через лупу, наблюдение за ростом лука, наблюдение за всходами и ростом растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за изменением состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы.
6. Труд в огороде на окошке : уход за рассадой – полив, рыхление почвы, прореживание, пересаживание. Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.
3 этап – заключительный
1. Оформление коллекции семян овощных культур 2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним. 3. Оформление дневника наблюдения. 4. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».
+❤ В Мои закладки
План-конспект научно – исследовательская деятельность
«Посадка репчатого лука»
Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на
зелень. Уточнить представления о луке-репке; воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.
Материал: три луковицы, три баночки, разноцветные кружки;
Воспитатель:
- Кто скажет, что это такое? (Лук-репка.) - Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта? Какого цвета? Какого она размера, формы? -Что надо сделать, чтобы луковица стала расти? (Посадить.) - Куда надо посадить? (В землю.) - Как по-другому можно вырастить лук, не сажая в землю? (Посадить в воду.) - Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет? - Давайте одну луковицу посадим в воду. Как мы ее посадим? Какую воду нальем? (Холодную, отстоянную.) - Другую луковицу посадим в баночку без воды и посмотрим, что с ней будет. - А третью посадив в воду, но поставим в темное место. - Куда лучше поставить баночки с луком? (На Окно.) -А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло.) - Есть ли тепло в нашей группе? (Да, на подоконнике) - Давайте проведем опыт - Давайте на баночки приклеим условные обозначения – кружки: голубой – вода, белый – нет воды, черный – нет света Дети приклеивают кружки и ставят лук на подоконник.
- Теперь зарисуем, что мы сделали с луком? Оформим в дневник наблюдения.
План-конспект наблюдения
«Как растет лук» в познавательной - исследовательской деятельности.
НАБЛЮДЕНИЕ 1
Цель: Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в
своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Учить отражать наблюдения в календаре.
Воспитатель:
- Ребята, прошла неделя, давайте посмотрим, что же произошло с луком, изменился ли он? Посмотрите на банку с водой, где растет лук на солнышке, что вы там видите? (Корни.) -Какие корни? Какого они цвета? На что похожи? Куда растут? Какого цвета стала вода? - Почему лук пустил корни? (Он стал расти.)
Изменилась ли луковица во второй банке, где нет воды? (Лук не вырос, корней нет, без воды на солнышке лук стал высыхать)
А что произошло с луковицей под колпаком? (Корни лука проросли очень маленькими и слабыми) -Теперь зарисуем, какие изменения произошли в росте лука.( 1-я неделя). Оформим в дневник наблюдения.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)
Сидит старый дед во сто шуб одет Кто его раздевает, Тот слезы проливает (Лук)
Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (Лук)
О чем загадки? Почему лук заставляет плакать? (В луке есть вещество, которое защищает человека от болезней, эти вещества сильно пахнут и вызывают слезы)
Давайте разрежем луковицу и понюхаем ее. У многих на глазах появились слезы А теперь, давайте попробуем лук на вкус . ( Лук на вкус горький) Лук от семи недуг (Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта)
НАБЛЮДЕНИЕ 2
Цель: Продолжать учить детей видеть изменения в состоянии луковиц, отражать
их в речи, связывая рост лука с наличием условием и временем, прошедшим со дня посадки. Закреплять знания о вкусовых свойствах лука. Поддерживать интерес к ведению календаря наблюдений.
Воспитатель:
Наступило время наблюдения за луком, так как прошла еще неделя. Посмотрите на баночку с луком, который стоит в воде, что там изменилось? (Появились зеленые перышки, длиннее стали корни.) - Какого цвета перышки у лука? Какие они? Осторожно потрогайте их, что можете сказать про них? (Твердые, кончик острый...) . -Куда они растут? (Вверх.) -Что произошло с корнями? Какие они были и какие стали? -Надо ли долить воду? Куда она делась?( Впиталась в луковицу) -Отличается ли вода в баночке с луком от водопроводной? -Чем? (Цвет, запах – дать детям понюхать.) -Надо ли долить воду?
Что произошло с луком во второй баночке? Вырос ли он, почему нет? ( Без воды , лук не растет)
Потрогайте луковицы, какие они? Есть ли разница между ними? Почему? (Одна луковица плотная , каторая подпитывается водой, другая без воды стала высыхать)
Что произошло с луком в третьей баночке, под колпаком? (Под колпаком перья оказались самыми длинными, тоненькими)
Давайте зарисуем наши луковицы. Оформим в дневник наблюдение.
НАБЛЮДЕНИЕ 3
Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука.
Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.
Воспитатель:
Настал день наблюдения за луком, так как прошла еще одна неделя. Изменился ли лук в баночке с водой? Что изменилось? (Лук еще больше вырос, перышки лука зеленого цвета, корни стали длинней)
Потрогайте перышки лука , какие они? (Гладкие, длинные) Понюхайте, чем пахнут? (Сорвать одно перышко и дать понюхать.) Когда лук сильнее пахнет, когда растет или когда сорван?
Что стало с корнями? Их стало больше или меньше, они стали длиннее или короче. (Корни выросли, стали длинными)
Вторая баночка без воды – ( Лук не растет, он высых)
Изменился ли лук в баночке под колпаком? (Лук еще длиннее вытянулся , перышки лука стали бледными и тусклыми ,корни лука подросли) Делаем вывод: Лук может прорасти и дать обильную зелень, находясь в воде. При хорошем освещение солнца
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | ||
1 этап. Подготовительный. | |||||
1. | Беседа с родителями по организации «огорода на подоконнике». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители. | ||
2. | Подбор наглядно- дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» | Воспитатели, родители. | ||
2 этап. Основной. | |||||
11. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Воспитатели. | ||
22. | Образовательная деятель-ность «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | Воспитатели. | ||
33. | Практическая деятельность: посадка лука, перца, баклажанов томатов, цветов. | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. | Воспитатели. | ||
44. | Наблюдение за ростом и развитием растений. | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте и развитии растений. | Воспитатели. | ||
55. | Труд на «огороде на окне» | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями (поливать ,рыхлить, поворачивать лоточки к солнцу) | Воспитатели. | ||
66. | Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука. Учить замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц (вода, свет, тепло). | Воспитатели. | ||
77. | Оформление«Дневника наблюдений» | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели. | ||
. | |||||
3 этап. Заключительный | |||||
11. | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка зелёного лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | ||
22. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации | Собрать все материалы в единое целое для сдачи отчета | Воспитатели. | ||
33. | Анализ результативности. | Анализ работы при реализации краткосрочного проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели. |
Результаты реализации проекта «Огород на подоконнике»
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2.Вгруппе был организован «Огород на подоконнике
3. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях
4. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к растениям, уважат
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
труд взрослых.
6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневнике наблюдений»
7.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьёй:
- Оформление огорода (приобретение земли и необходимого оборудования, посадочного материала).
- Участие в наблюдениях.
- Организация выставки творческих работ.
. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
Практический проект...
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...
Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"
Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"...
Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"...
познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"
познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"...