Познавательное направление воспитания «Огород на подоконнике»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лихачева Валентина Валентиновна

Выращевание рассады в детском саду. Эксперементирование с луком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение гимназии №1 имени Н.И.Ферапонтова г.Новокуйбышевска Структурное подразделение «Детский сад»»Ладушки»

Региональный конкурс исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

старших дошкольников и младших школьников

2021/22УЧЕБНЫЙ ГОД

Номинация:»Познавательное направление воспитания»

Тема: «Огород на подоконнике»


Подготовили и провели:

воспитатели старшей группы Лихачева Валентина Валентиновна Агаркова Елена Васильевна

Воспитанники: Скоарца Кирилл                                                                                                                                                                

Катькин Мирослав                                                                                                                                 Аносова Милана                                                                                                                                                  Зайцева Настя                                                                                                                

Лазарева Анна

2022 г.


Проект: Огород на подоконнике                                                        Проект: краткосрочный                                                                                          Вид проекта: познавательной и научно – исследовательской деятельности.                                                            Продолжительность: 1 месяц (март)                                         Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.     Возраст детей: 5 лет.                                                                                   Цель:                                                                                                формирование у детей интереса к научно -  исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.                                                                          Задачи:

                                                                                                                                                                                  1. Расширить знания детей о культурных растениях.                                                                                        2.       Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных  растений (перец, лук, салат , цветы);                                                                                                                                                                     3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений.                                                                                                                                                                                     4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.                                                                                                                                                            5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.                                                                                                                                                                                             6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив ,взрыхление)                                                                                                                                                                                 7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.                                                                                                                                    8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.                                                                                                                                9. Развивать познавательные и творческие способности.

 Актуальность:

 Данная работа направлена на развитие познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность проводить опыт, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными растениями.                                        2.С помощью опытнической работы дети создадут необходимые условия для роста растений.                                                                                                    3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и          разнообразие посевного материала.                                                                                                                             4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.                                                                                                     5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.                                                                               6. Создание в группе огорода на подоконнике.                                                                                                                      7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.                                                                                                                                                                                           8. Активное участие родителей в реализации проекта.

                                                                                                                                                                                                                   Этапы работы над проектов:

1 этап – подготовительный (сбор информации)

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;                                                               3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок                                                                                                                         4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях.                                       5. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян .                                                                                                                                      6. Познавательная деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

                                                                                                                                      2 этап – основной

1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «В мире растений»«Все начинается с семечка»«Посев семян»«Первые всходы»«Огород на окне»«Откуда берутся овощи?»«Орудия труда. Безопасная работа в огороде»«Как нужно ухаживать за овощными культурами».  Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений.                                                                       2. Чтение художественной литературы: Л.Некрасова «Огородники», Н. Носов «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, . Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде.  Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них.

3. Оформление рисунками «Дневник наблюдений».Упражнять детей в рисовании цветными карандашами, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.

4. Аппликация«Заборчик для огорода». Способствовать       закреплению умения вырезывания полосок для оформления забора.

5. Наблюдения: рассматривание семян через лупу, наблюдение за ростом лука, наблюдение за всходами и ростом растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу,  за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за изменением состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы.

6. Труд в огороде на окошке : уход за рассадой – полив, рыхление почвы, прореживание, пересаживание. Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.

3 этап – заключительный

1. Оформление коллекции семян овощных культур                                                                                2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.                                                                                 3. Оформление дневника наблюдения.                                                                                                                4. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

+❤ В Мои закладки

               План-конспект научно – исследовательская деятельность

«Посадка репчатого лука»

Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на

зелень. Уточнить представления о луке-репке; воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

Материал: три луковицы, три баночки, разноцветные кружки;

Воспитатель:

- Кто скажет, что это такое? (Лук-репка.)                                                                                                                          - Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта?     Какого цвета? Какого она размера, формы?                                                                                                                                                                -Что надо сделать, чтобы луковица стала расти? (Посадить.)                                                                                         - Куда надо посадить? (В землю.)                                                                                                                                                        - Как по-другому можно вырастить лук, не сажая в землю? (Посадить в     воду.)                                                                                                                                    - Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет?                                                                                                                                                                                                                                   - Давайте одну луковицу посадим в воду. Как мы ее посадим? Какую воду нальем? (Холодную, отстоянную.)                                                                                                                                                                                                 - Другую луковицу посадим в баночку без воды и посмотрим, что с ней будет.                                                                                                                          - А третью посадив в воду, но поставим в темное место.                                                                                                  - Куда лучше поставить баночки с луком? (На Окно.)                                                                                                                             -А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло.)                                                                                                                                                                            - Есть ли тепло в нашей группе?  (Да, на подоконнике)                                                                                        -   Давайте проведем опыт                                                                                                                                                                         - Давайте на баночки приклеим  условные обозначения – кружки:                                                                                                             голубой – вода,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            белый – нет воды,                                                                                                                                                                                         черный – нет света                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Дети приклеивают кружки и ставят лук на подоконник.

-  Теперь зарисуем, что мы сделали с луком?                                                                                                   Оформим  в дневник наблюдения.                                                                                                              

План-конспект наблюдения

«Как растет лук» в познавательной -  исследовательской деятельности.

НАБЛЮДЕНИЕ 1

Цель: Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в

своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Учить отражать наблюдения в календаре.

Воспитатель:

- Ребята, прошла неделя, давайте посмотрим, что же произошло с  луком, изменился ли он?     Посмотрите на банку с водой,  где растет лук на солнышке, что вы там видите? (Корни.)                                                                                                                                                         -Какие корни? Какого они цвета? На что похожи? Куда растут? Какого цвета стала вода?                                                                                         -   Почему лук пустил корни? (Он стал расти.)                                                                                                                        

Изменилась ли луковица во второй банке, где нет воды?  (Лук не вырос, корней  нет, без воды на солнышке лук стал высыхать)

А что произошло с луковицей под колпаком?  (Корни лука проросли очень маленькими и слабыми)                                                                      -Теперь зарисуем, какие изменения произошли  в росте лука.( 1-я неделя).                                                                                                                       Оформим в дневник наблюдения.                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                Воспитатель:     Отгадайте загадки:

Скинули с Егорушки золотые перышки,                                                                                                                                              Заставил Егорушка плакать без горюшка(Лук)  

                                                                                                                                                                                                              Сидит старый дед во сто шуб одет                                                                                                                                                   Кто его раздевает,                                                                                                                                                               Тот слезы проливает (Лук)

                                                                                                                                                                                                     Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (Лук)

О чем загадки?                                                                                                                                                                               Почему лук заставляет плакать? (В луке есть вещество, которое защищает человека от  болезней, эти вещества сильно пахнут и вызывают слезы)

Давайте разрежем луковицу и понюхаем ее.                                                                                                                                            У многих на глазах появились слезы                                                                                                                                                   А теперь, давайте попробуем лук  на вкус .  ( Лук на вкус горький)                                                     Лук от семи недуг   (Кусочка лука  достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта)                                                                                  

НАБЛЮДЕНИЕ 2

Цель: Продолжать учить детей видеть изменения в состоянии луковиц, отражать

их в речи, связывая рост лука с наличием  условием и временем, прошедшим                                                          со дня посадки. Закреплять знания о вкусовых свойствах лука.                                                                    Поддерживать   интерес к ведению  календаря наблюдений.

Воспитатель:

Наступило время наблюдения за луком, так как прошла еще неделя.                                                         Посмотрите на баночку с луком, который стоит в воде, что там изменилось?                                                                                               (Появились зеленые перышки, длиннее стали корни.)                                                                                                 - Какого цвета перышки у лука? Какие они?                                                                                                                       Осторожно потрогайте их, что можете сказать про них? (Твердые,  кончик острый...) .                                                                                                                -Куда они растут? (Вверх.)                                                                                                                                                                                       -Что произошло с корнями? Какие они были и какие стали?                                                                                   -Надо ли долить воду? Куда она делась?( Впиталась в луковицу)                                                                        -Отличается ли вода в баночке с луком от водопроводной?                                                                                                     -Чем? (Цвет, запах – дать детям понюхать.)                                                                -Надо ли долить воду?

Что произошло с луком во второй баночке? Вырос ли он, почему нет? ( Без воды , лук не растет)

Потрогайте луковицы, какие они? Есть ли разница между ними? Почему? (Одна луковица плотная , каторая подпитывается  водой, другая без воды стала высыхать)

Что произошло с луком в третьей баночке, под колпаком? (Под колпаком перья оказались самыми длинными, тоненькими)                                                                                                    

Давайте зарисуем наши луковицы.                                                                           Оформим в дневник наблюдение.                                                                                                                                            

НАБЛЮДЕНИЕ 3

Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука.

Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.

Воспитатель:

Настал день наблюдения за луком, так как прошла еще одна неделя.                                                         Изменился ли лук в баночке с водой? Что изменилось?  (Лук еще больше вырос,  перышки лука зеленого цвета,  корни стали длинней)                                                                                                                                                                                  

Потрогайте перышки лука , какие они?  (Гладкие, длинные)                                                                                                                                     Понюхайте, чем пахнут? (Сорвать одно перышко и дать понюхать.)                                                                     Когда лук сильнее пахнет, когда растет или когда сорван?                                                                                                                    

Что стало с корнями? Их стало больше или меньше, они стали длиннее или короче. (Корни выросли, стали длинными)

Вторая баночка без воды – ( Лук не растет, он высых)                                                                                

         Изменился ли лук в баночке под колпаком? (Лук еще длиннее вытянулся , перышки лука стали бледными и тусклыми ,корни лука подросли)                                                                                                                                              Делаем вывод:                                                                                                                                                                                              Лук может прорасти и дать обильную зелень, находясь в воде. При хорошем освещение солнца

                                                                                                                                                                   План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода на подоконнике».

Обсудить цели и задачи проекта.  Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители.

2.

Подбор наглядно- дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатели, родители.

2 этап. Основной.

11.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах  растений.

Воспитатели.

22.

Образовательная деятель-ность «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

Воспитатели.

33.

Практическая деятельность: посадка лука, перца, баклажанов томатов, цветов.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Воспитатели.

44.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте и развитии растений.

Воспитатели.

55.

Труд на «огороде на окне»

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями (поливать ,рыхлить, поворачивать лоточки к солнцу)

Воспитатели.

66.

Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука. Учить замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц (вода, свет, тепло).

Воспитатели.

77.

Оформление«Дневника наблюдений»

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели.

.

3 этап. Заключительный

11.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка зелёного лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

22.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Собрать все материалы в единое целое для сдачи отчета

Воспитатели.

33.

Анализ результативности.

Анализ работы при реализации краткосрочного проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели.

Результаты реализации проекта «Огород на  подоконнике»

1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.

2.Вгруппе был организован «Огород на подоконнике

3. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях

4. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к растениям, уважат

5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.

труд взрослых.

6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневнике наблюдений»

7.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

- Оформление огорода (приобретение земли и необходимого оборудования, посадочного материала).

- Участие в наблюдениях.

- Организация выставки творческих работ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

.                                   .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"...

познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"

познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"...