Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

познавательно-исследовательский проект  "Огород на подоконнике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный

Представление опыта работы на городском МО

воспитателей групп общеразвивающей направленности

от 4-х до 5-ти лет по реализации

экологического познавательно-исследовательского проекта:

 «Огород на подоконнике»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2015

Актуальность проекта:

       Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

      Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

      Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель проекта:

      Формирование у детей  элементарных знаний  о выращивании культурных растений, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, фиксировать результаты.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о культурных  растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (томат, огурец, перец сладкий, лук, подсолнечник).
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.

Тип проекта:

  • - по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
  • - по содержанию – ребенок и природа;
  • - по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
  • - по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, их родители;
  • - по продолжительности – долгосрочный (10 недель).

Проектная идея:

       Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай  томатов, перца сладкого, огурцов, лука, выращенных самими дошкольниками.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры
  • Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно ролевые игры)
  • Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация)
  • Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
  • Физическое развитие (спортивные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)

                                                    Этапы работы над проектом:

       1 этап – подготовительный (с 16 по 19 июня 2014 г.  - 1-я неделя проекта).

       2 этап – основной (с 20 июня по 19 августа 2014 г.  -  со 2  по  8 неделю проекта).

       3 этап – заключительный (9-10  неделя проекта).

                                                       

                                  1 этап реализации проекта – подготовительный

  •  Беседа с родителями «Знакомство с проектом», анкетирование.  Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проект.
  •  Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их выращивания в домашних условиях. Цель:  Создать методическое обеспечение проекта
  •  Консультации для родителей. Цель:  Просвещать родителей по данной теме
  •  Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала,  приобретение необходимого оборудования, подбор семян. Цель:  Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике

 

                                   2 этап реализации проекта – основной

  • Рассматривание иллюстраций овощных культур. Беседы с детьми о том, что такое   огород и что на нём растёт. Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о  видах растений.
  • Дидактические, сюжетно ролевые игры с детьми. Цель: Расширение словарного запаса. Развитие игровой деятельности.  Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.
  • Рассматривание   семян через лупу, увеличительное стекло. Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
  • Творческое оформление подоконника. Совместное создание в группе огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян огурца, томата, перца сладкого, подсолнечника, лука. Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом.
  • Экспериментальная деятельность. Цель: Выявить свойство земли. Определить роль солнца, воды, человека в жизни растений.
  • Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Труд в природе.  Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли, уборка пожелтевших листьев, сухих цветочков. Цель: Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят в процессе роста и созревания овощных культур. Формировать умение ухаживать за растениями.
  • Наш урожай! Цель: Уборка и употребление  выращенных на подоконнике овощных плодов томата, огурца, перца сладкого, зелени лука.   Формировать интерес к результату своего труда.
  • Художественно – эстетическое развитие:  аппликации, лепка, рисование. Цель: Развивать эстетическое восприятие, детское творчество в художественном конструировании; Формировать трудовые умения и   навыки,         образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

                          Заключительный  этап реализации проекта

  •  Оформление выставки рисунков - «Вырастили своими руками». Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
  •  Фотовыставка «Чудо на окне». Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.
  •  Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. Создание презентации. Цель: Обобщение результатов проектной деятельности.

Практическая часть проекта:

Оформление «огорода на подоконнике»

       Для реализации проекта «Огород на подоконнике»  выбрано окно в группе, наиболее удобное для свободного доступа  детей, для наблюдения за растительным миром  в любое время. Подоконник оформлен искусственной зеленой травкой.  Для развития познавательного интереса на подоконнике сконструирован «мини деревенский дворик».  Для закрепления знаний о необходимости воды  и света в жизни растений, на окне расположены рисунки солнца и облака с дождем. Дополнительно данные рисунки служат теневым занавесом от прямых лучей солнца и защищают листву овощных культур от сгорания. Устройство и оформление окна в группе соответствует всем правилам  техники безопасности и позволяет выращивать на нем  культурные растения в течении всего года.  

Оборудование для реализации проекта «Огород на подоконнике»

       Для реализации проекта «Огород на подоконнике» использовалось следующее оборудование: Маленькие лейки, клеенка, фартуки, увеличительное стекло, увеличительная лупа, совочки, грабли, горшки с землей, маленькие контейнеры  с землей для исследовательской деятельности.     Для наглядности и определения вида овощной культуры  изготовлены таблички с картинкой и названием овоща,  а так же датой посадки.    

Подготовка к высадке овощных культур, высадка огорода на подоконнике

      Цель: формирование у детей  элементарных знаний  о выращивании домашних растений, развитие познавательных интересов.

      Задачи: Расширить знания детей о предварительном замачивании семян перед высадкой;

Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (томат, огурцы, перец сладкий, лук); Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

В результате опытнической и исследовательской деятельности  по высадке овощных культур получены следующие результаты:

       У детей сформировалось понятие о том, что некоторые семена необходимо замачивать перед высадкой

В ходе наблюдений за замоченными семенами  у детей расширились представления о том, что вода,  свет, уход  -  необходимы для роста растений. Дети приобрели навыки высадки семян в землю, наблюдения  и ухода за растениями. В ходе работы  по высадке овощных культур у детей   формировался познавательный интерес,  мыслительная деятельность,  трудовые  навыки.

Уход  и наблюдение за ростом овощных культур

(перец сладкий, томат, огурцы, зелень лука)

        Цель: формирование у детей  элементарных знаний  о выращивании овощей в домашних условиях, развитие познавательных интересов.

       Задачи: Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений; Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений; Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях (поливать, рыхлить землю, убирать сухие листья, цветочки «пустоцветы»).  Формировать познавательный интерес к цепочке роста овощей «от семян до плодов».

Опытно - экспериментальная деятельность:

«Растение – земля»

        Цель: Выявить свойства земли.

        Материал, оборудование: чернозем, торф с песком.

        Для определения свойств земли детям на 2 неделе проектной деятельности было предложено рассмотреть черноземом, землю более темную на вид и торф с песком.

        В результате опытно – экспериментальной деятельности  «растение – земля» получены следующие результаты:

  • У детей сформировались знания о том, что земля имеет вес, имеет цвет.
  •  Расширились представления о том, что земля рыхлая и сыпучая на ощупь.
  • В ходе работы с детьми над опытами и экспериментами  формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность,  трудовые  навыки.

«Растение - свет»

        Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

        Материал, оборудование: 2 контейнера с землей, клеенка, фартуки по количеству детей, семена гороха, лейки с водой, увеличительное стекло.

        1 этап.  Подготовка к посадке, изготовление табличек с датой высадки (08.07.2014), рассматривание семян гороха через   увеличительное стекло, рыхление земли, посадка гороха, полив.

       2 этап - наблюдение. Один контейнер с горохом поставили  на подоконник на солнышко, другой поместили в тень. Далее, ежедневно проводилось наблюдение за всходами и ростками гороха, а также проводился уход и полив растений.

       В результате опытно – экспериментальной деятельности  «растение – свет» получены следующие результаты:

  • В результате наблюдений за ростом гороха, у детей расширились представления о том, что горох который рос на солнышке, значительно выше и больше гороха, который рос в темном месте.
  • У детей сформировались знания о необходимости солнца в жизни растений.
  • Продолжает развиваться  чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление).
  • Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Формируется уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развиваются познавательные и творческие способности.

«Растение – вода»

       Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

       Материал, оборудование: 2 контейнера с землей, 2 луковицы, клеенка, фартуки по количеству детей, лейка с водой.

       1 этап. Подготовка к посадке, изготовление табличек с датой высадки (17.07.2014), рыхление земли, посадка лука, полив одного контейнера с луком, помещение контейнеров на подоконник.

       2 этап. Уход и регулярный полив только одного контейнера с луком. Наблюдение  за ростом обоих контейнеров с луком.

      В результате опытно – экспериментальной деятельности  «растение – вода» получены следующие результаты:

  • В результате наблюдений за ростом лука, у детей расширились представления о том,   что лук который поливали - вырос, а который не поливали остался в прежнем состоянии.
  • У детей сформировались знания о необходимости воды в жизни растений.
  • Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Формируется уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развиваются познавательные и творческие способности.

«Растение – человек»

      Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

      Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками гороха.

      Ход эксперимента: Один контейнер с горохом дети поливают, рыхлят  землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место.

       В ходе опытно – экспериментальной деятельности  «растение – человек» получены следующие результаты:

  • В результате наблюдений за ростом гороха, у детей расширились представления о том,   что горох который поливали, рыхлили, выращивали на подоконнике - вырос, а который не поливали, не рыхлили и поставили в темное место не вырос.
  • У детей сформировалось понятие о том, что растения - живые организмы, человек создает эти условия для комнатных растений, и что без них растения не будут расти и погибнут.
  • В ходе работы с детьми над опытами и экспериментами  формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность,  трудовые  навыки.

«Семена – вода»

        Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Провести наблюдение за прорастающими семенами гороха, пшеницы, картофеля.

        Материал, оборудование: семена гороха, семена пшеницы, картофель, тарелочки для семян, вата, лейки с водой, лупа, увеличительное стекло.

        1 этап – Рассматривание семян под увеличительным стеклом, лупой.  Замачивание семян.

        2 этап -  Наблюдение за ростом росточков семян.

        В результате опытно – экспериментальной деятельности  «семена – вода» получены следующие результаты:

  • В результате наблюдений за  семенами картофеля, пшеницы, гороха  у детей расширились представления о том,   что семена которые замочили в воде – начали проростать.
  • У детей сформировались знания о необходимости воды в жизни растений.
  • В процессе наблюдения за  ростом картофеля у детей сформировались знания о том, что к стеблю вода  поступает через корни растения.
  • Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Формируется уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развиваются познавательные и творческие способности.

Наш урожай!

       Цель:  Уборка и употребление  выращенных на подоконнике овощных плодов томата, огурца, перца сладкого, зелени лука.   Формирование интереса к результатам своего труда.  Формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

      В течении всего лета, в рамках проекта «огород на подоконнике»  дети  садили огород, наблюдали за его ростом, ухаживали, поливали, рыхлили землю, занимались опытнической и исследовательской деятельностью. Но вот наш урожай поспел, покраснели помидоры, выросли огурцы и перец сладкий, вырос лук. Пришло время убирать урожай! Дети с огромным удовольствием и интересом обрывали плоды овощных культур, рассматривали, определяли их форму, цвет, запах.  А так же собрали урожай зелени лука и попробовали выращенный урожай лука во время обеда.    

Работа с родителями

       Одной из задач реализации проекта - улучшение работы по взаимодействию с родителями.      Активизировать  позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Работа с родителями реализовывалась, в соответствии с планом мероприятий проекта. На итоговом родительском собрании,  с родителями проведена беседа  «Знакомство с проектом», где мы совместно обсудили цели и задачи проекта, а также этапы реализации проекта «огород на подоконнике». Родители оказали помощь в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода, а также   совместно с детьми собрали коллекцию семян для опытно – исследовательской деятельности.

      Совместно с детьми родители  наблюдали за ростом овощных культур на подоконнике группы,  а также с большим удовольствием слушали рассказы своих детей о проделанной работе по уходу за растениями и опытно – исследовательской деятельности.

      Из выращенной  детьми зелени и овощей, родители совместно с детьми, в домашних условиях готовили  разные блюда. Дети с большим удовольствием пробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.

     Родители приняли  участие в открытом мероприятии «Наш весёлый огород!».

     Так же, родители приняли активное участие в выставке детских рисунков «Вырастили своими руками!»

     В группе для родителей  организована  фотовыставка: «Чудо на окне», где отражены все этапы реализации проекта «огород на подоконнике» от посадки семян  до плодов овощных культур.

      Подготовлены консультации для родителей: «Зеленый мир на окне», «Как приучить ребёнка есть овощи», «Польза семечек подсолнечника для здоровья», «Трудовое воспитание  ребёнка в семье», «Овощи и фрукты - ценные продукты».

      В заключение можно сделать вывод, что привлечение родителей к реализации проекта было плодотворным и эффективным. Позитивный настрой  в общем деле,  являлся  прочным фундаментом, на котором строилась вся работа педагогов группы с родителями. Родители сплотились в общем деле, стали активными участники педагогического процесса, заинтересованными в успешности своих детей.

                     

По  реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились с  культурными растениями.
  • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на подоконнике.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...

опыт работы на тему: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников."

Актуальность:Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной...

Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"

Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В  группе &l...

Опыт работы на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни»

Цель моего опыта:  создание условий в детском саду для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни.Задачи:Учить детей обобщенным способам исследования ...