Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике" | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный
Представление опыта работы на городском МО
воспитателей групп общеразвивающей направленности
от 4-х до 5-ти лет по реализации
экологического познавательно-исследовательского проекта:
«Огород на подоконнике»
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2015
Актуальность проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель проекта:
Формирование у детей элементарных знаний о выращивании культурных растений, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, фиксировать результаты.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (томат, огурец, перец сладкий, лук, подсолнечник).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта:
- - по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
- - по содержанию – ребенок и природа;
- - по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- - по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, их родители;
- - по продолжительности – долгосрочный (10 недель).
Проектная идея:
Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай томатов, перца сладкого, огурцов, лука, выращенных самими дошкольниками.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры
- Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно ролевые игры)
- Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация)
- Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
- Физическое развитие (спортивные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (с 16 по 19 июня 2014 г. - 1-я неделя проекта).
2 этап – основной (с 20 июня по 19 августа 2014 г. - со 2 по 8 неделю проекта).
3 этап – заключительный (9-10 неделя проекта).
1 этап реализации проекта – подготовительный
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом», анкетирование. Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проект.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их выращивания в домашних условиях. Цель: Создать методическое обеспечение проекта
- Консультации для родителей. Цель: Просвещать родителей по данной теме
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования, подбор семян. Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике
2 этап реализации проекта – основной
- Рассматривание иллюстраций овощных культур. Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
- Дидактические, сюжетно ролевые игры с детьми. Цель: Расширение словарного запаса. Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.
- Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло. Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
- Творческое оформление подоконника. Совместное создание в группе огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян огурца, томата, перца сладкого, подсолнечника, лука. Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом.
- Экспериментальная деятельность. Цель: Выявить свойство земли. Определить роль солнца, воды, человека в жизни растений.
- Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Труд в природе. Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли, уборка пожелтевших листьев, сухих цветочков. Цель: Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят в процессе роста и созревания овощных культур. Формировать умение ухаживать за растениями.
- Наш урожай! Цель: Уборка и употребление выращенных на подоконнике овощных плодов томата, огурца, перца сладкого, зелени лука. Формировать интерес к результату своего труда.
- Художественно – эстетическое развитие: аппликации, лепка, рисование. Цель: Развивать эстетическое восприятие, детское творчество в художественном конструировании; Формировать трудовые умения и навыки, образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.
Заключительный этап реализации проекта
- Оформление выставки рисунков - «Вырастили своими руками». Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
- Фотовыставка «Чудо на окне». Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.
- Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. Создание презентации. Цель: Обобщение результатов проектной деятельности.
Практическая часть проекта:
Оформление «огорода на подоконнике»
Для реализации проекта «Огород на подоконнике» выбрано окно в группе, наиболее удобное для свободного доступа детей, для наблюдения за растительным миром в любое время. Подоконник оформлен искусственной зеленой травкой. Для развития познавательного интереса на подоконнике сконструирован «мини деревенский дворик». Для закрепления знаний о необходимости воды и света в жизни растений, на окне расположены рисунки солнца и облака с дождем. Дополнительно данные рисунки служат теневым занавесом от прямых лучей солнца и защищают листву овощных культур от сгорания. Устройство и оформление окна в группе соответствует всем правилам техники безопасности и позволяет выращивать на нем культурные растения в течении всего года.
Оборудование для реализации проекта «Огород на подоконнике»
Для реализации проекта «Огород на подоконнике» использовалось следующее оборудование: Маленькие лейки, клеенка, фартуки, увеличительное стекло, увеличительная лупа, совочки, грабли, горшки с землей, маленькие контейнеры с землей для исследовательской деятельности. Для наглядности и определения вида овощной культуры изготовлены таблички с картинкой и названием овоща, а так же датой посадки.
Подготовка к высадке овощных культур, высадка огорода на подоконнике
Цель: формирование у детей элементарных знаний о выращивании домашних растений, развитие познавательных интересов.
Задачи: Расширить знания детей о предварительном замачивании семян перед высадкой;
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (томат, огурцы, перец сладкий, лук); Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
В результате опытнической и исследовательской деятельности по высадке овощных культур получены следующие результаты:
У детей сформировалось понятие о том, что некоторые семена необходимо замачивать перед высадкой
В ходе наблюдений за замоченными семенами у детей расширились представления о том, что вода, свет, уход - необходимы для роста растений. Дети приобрели навыки высадки семян в землю, наблюдения и ухода за растениями. В ходе работы по высадке овощных культур у детей формировался познавательный интерес, мыслительная деятельность, трудовые навыки.
Уход и наблюдение за ростом овощных культур
(перец сладкий, томат, огурцы, зелень лука)
Цель: формирование у детей элементарных знаний о выращивании овощей в домашних условиях, развитие познавательных интересов.
Задачи: Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений; Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений; Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях (поливать, рыхлить землю, убирать сухие листья, цветочки «пустоцветы»). Формировать познавательный интерес к цепочке роста овощей «от семян до плодов».
Опытно - экспериментальная деятельность:
«Растение – земля»
Цель: Выявить свойства земли.
Материал, оборудование: чернозем, торф с песком.
Для определения свойств земли детям на 2 неделе проектной деятельности было предложено рассмотреть черноземом, землю более темную на вид и торф с песком.
В результате опытно – экспериментальной деятельности «растение – земля» получены следующие результаты:
- У детей сформировались знания о том, что земля имеет вес, имеет цвет.
- Расширились представления о том, что земля рыхлая и сыпучая на ощупь.
- В ходе работы с детьми над опытами и экспериментами формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность, трудовые навыки.
«Растение - свет»
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей, клеенка, фартуки по количеству детей, семена гороха, лейки с водой, увеличительное стекло.
1 этап. Подготовка к посадке, изготовление табличек с датой высадки (08.07.2014), рассматривание семян гороха через увеличительное стекло, рыхление земли, посадка гороха, полив.
2 этап - наблюдение. Один контейнер с горохом поставили на подоконник на солнышко, другой поместили в тень. Далее, ежедневно проводилось наблюдение за всходами и ростками гороха, а также проводился уход и полив растений.
В результате опытно – экспериментальной деятельности «растение – свет» получены следующие результаты:
- В результате наблюдений за ростом гороха, у детей расширились представления о том, что горох который рос на солнышке, значительно выше и больше гороха, который рос в темном месте.
- У детей сформировались знания о необходимости солнца в жизни растений.
- Продолжает развиваться чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление).
- Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Формируется уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развиваются познавательные и творческие способности.
«Растение – вода»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей, 2 луковицы, клеенка, фартуки по количеству детей, лейка с водой.
1 этап. Подготовка к посадке, изготовление табличек с датой высадки (17.07.2014), рыхление земли, посадка лука, полив одного контейнера с луком, помещение контейнеров на подоконник.
2 этап. Уход и регулярный полив только одного контейнера с луком. Наблюдение за ростом обоих контейнеров с луком.
В результате опытно – экспериментальной деятельности «растение – вода» получены следующие результаты:
- В результате наблюдений за ростом лука, у детей расширились представления о том, что лук который поливали - вырос, а который не поливали остался в прежнем состоянии.
- У детей сформировались знания о необходимости воды в жизни растений.
- Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Формируется уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развиваются познавательные и творческие способности.
«Растение – человек»
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками гороха.
Ход эксперимента: Один контейнер с горохом дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место.
В ходе опытно – экспериментальной деятельности «растение – человек» получены следующие результаты:
- В результате наблюдений за ростом гороха, у детей расширились представления о том, что горох который поливали, рыхлили, выращивали на подоконнике - вырос, а который не поливали, не рыхлили и поставили в темное место не вырос.
- У детей сформировалось понятие о том, что растения - живые организмы, человек создает эти условия для комнатных растений, и что без них растения не будут расти и погибнут.
- В ходе работы с детьми над опытами и экспериментами формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность, трудовые навыки.
«Семена – вода»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Провести наблюдение за прорастающими семенами гороха, пшеницы, картофеля.
Материал, оборудование: семена гороха, семена пшеницы, картофель, тарелочки для семян, вата, лейки с водой, лупа, увеличительное стекло.
1 этап – Рассматривание семян под увеличительным стеклом, лупой. Замачивание семян.
2 этап - Наблюдение за ростом росточков семян.
В результате опытно – экспериментальной деятельности «семена – вода» получены следующие результаты:
- В результате наблюдений за семенами картофеля, пшеницы, гороха у детей расширились представления о том, что семена которые замочили в воде – начали проростать.
- У детей сформировались знания о необходимости воды в жизни растений.
- В процессе наблюдения за ростом картофеля у детей сформировались знания о том, что к стеблю вода поступает через корни растения.
- Продолжает развиваться наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Формируется уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развиваются познавательные и творческие способности.
Наш урожай!
Цель: Уборка и употребление выращенных на подоконнике овощных плодов томата, огурца, перца сладкого, зелени лука. Формирование интереса к результатам своего труда. Формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
В течении всего лета, в рамках проекта «огород на подоконнике» дети садили огород, наблюдали за его ростом, ухаживали, поливали, рыхлили землю, занимались опытнической и исследовательской деятельностью. Но вот наш урожай поспел, покраснели помидоры, выросли огурцы и перец сладкий, вырос лук. Пришло время убирать урожай! Дети с огромным удовольствием и интересом обрывали плоды овощных культур, рассматривали, определяли их форму, цвет, запах. А так же собрали урожай зелени лука и попробовали выращенный урожай лука во время обеда.
Работа с родителями
Одной из задач реализации проекта - улучшение работы по взаимодействию с родителями. Активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Работа с родителями реализовывалась, в соответствии с планом мероприятий проекта. На итоговом родительском собрании, с родителями проведена беседа «Знакомство с проектом», где мы совместно обсудили цели и задачи проекта, а также этапы реализации проекта «огород на подоконнике». Родители оказали помощь в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода, а также совместно с детьми собрали коллекцию семян для опытно – исследовательской деятельности.
Совместно с детьми родители наблюдали за ростом овощных культур на подоконнике группы, а также с большим удовольствием слушали рассказы своих детей о проделанной работе по уходу за растениями и опытно – исследовательской деятельности.
Из выращенной детьми зелени и овощей, родители совместно с детьми, в домашних условиях готовили разные блюда. Дети с большим удовольствием пробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.
Родители приняли участие в открытом мероприятии «Наш весёлый огород!».
Так же, родители приняли активное участие в выставке детских рисунков «Вырастили своими руками!»
В группе для родителей организована фотовыставка: «Чудо на окне», где отражены все этапы реализации проекта «огород на подоконнике» от посадки семян до плодов овощных культур.
Подготовлены консультации для родителей: «Зеленый мир на окне», «Как приучить ребёнка есть овощи», «Польза семечек подсолнечника для здоровья», «Трудовое воспитание ребёнка в семье», «Овощи и фрукты - ценные продукты».
В заключение можно сделать вывод, что привлечение родителей к реализации проекта было плодотворным и эффективным. Позитивный настрой в общем деле, являлся прочным фундаментом, на котором строилась вся работа педагогов группы с родителями. Родители сплотились в общем деле, стали активными участники педагогического процесса, заинтересованными в успешности своих детей.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на подоконнике.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...
Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...
опыт работы на тему: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников."
Актуальность:Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной...
Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"
Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В группе &l...
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...
Опыт работы на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни»
Цель моего опыта: создание условий в детском саду для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни.Задачи:Учить детей обобщенным способам исследования ...