Экспериментальная деятельность для дошкольников "Этот удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Эсперименты с песком.Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_pesok.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Экспериментальная деятельность для дошкольников

«Этот удивительный песок»

Составитель:

Воспитатель

Яншаева И.Г.

2020 год

Цель и задачи:

1.  Дать детям представления о свойствах сухого и мокрого песка.

2.   Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов с песком.

3.  Учить детей делать простейшие умозаключения.

4.  Формировать понятие о том, что песок - полезное ископаемое.

5.  Воспитывать умение работать в коллективе.

6.  Воспитывать аккуратность и самостоятельность при проведении опытов.

Материал:

коробка ощущений, еж, лупы, тарелочки, мерные

стаканчики, банка с трубочкой, вода, палочки, ложки, песок,

салфетки.

Предварительная работа:

оборудование мини - лаборатории,

выращивание «ежа», игры с песком на участке.

Форма проведения занятия:

 по подгруппам.

Ход занятия:

Дети входят в группу, их встречает «еж», выращенный в лаборатории.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто нас встречает? (ответы детей).

Да, нас встретил еж, которого мы вырастили с вами в лаборатории.

Как вы думаете, что с ним произошло? (Ответы детей).

Наверное, он заблудился и не может найти дорогу домой. Давайте поможем ему добраться до дому. (Дети несут ежа в лабораторию. Еж благодарит детей и дарит им «коробку ощущений». Дети благодарят ежа за подарок).

Воспитатель. Какая интересная, красивая коробочка. А как вы думаете, что в ней? (Предположения детей). Вот какая трудная задача. А как можно узнать, что лежит в коробочке? (Ответы детей). Дети просовывают руки в отверстие коробочки и на ощупь определяют содержимое. Воспитатель. Не могу понять, для чего еж принес песок? А вы знаете ребята? (Ответы детей). Дети, наверное, еж хочет чтобы мы с вами узнали что-то интересное об этом удивительном песке. Давайте мы представим, что мы с вами ученые и будем исследовать

песок. Дети надевают шапочки и накидки, проходят за столы. Воспитатель. Дети, перед вами песок, потрогайте его и скажите, какой он? (Ответы детей).

Опыт № 1.

Воспитатель. Давайте мы с вами будем насыпать песок в стаканчик, а теперь высыпать его? Что можно делать с песком? (Ответы детей). Вы правы, песок можно насыпать и высыпать, оп сыплется. А почему песок сыплется мы с вами узнаем из следующего опыта.

Опыт № 2.

Воспитатель. Возьмите лупы, чтобы рассмотреть песок получше. Что вы видите? (Ответы детей). Вы правы, песок состоит из отдельных песчинок разного цвета и размера. Они круглые, похожи на зернышки. Каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

Опыт 3

Воспитатель. Ребята, попробуйте вылепить что-нибудь из сухого песка. (Дети лепят). Что вы хотели вылепить? (Спрашивает некоторых детей). Почему у вас не получилось вылепить фигурки из сухого песка? (Ответы детей). Правильно, фигурки из сухого песка рассыпаются, потому что каждая песчинка расположена отдельно одна от другой, они не прилипают друг к другу. В этом мы убедились, выполнив другой опыт.

Опыт № 4.

Воспитатель. Посмотрите, на эту необычную баночку. Догадайтесь, что я сейчас буду делать? (Ответы детей). Правильно я буду дуть в трубочку, и мы с вами посмотрим, что происходит с песком, когда дует ветер. (Ответы детей). Правильно, при ветре песчинки двигаются, потому что они не прилипают друг к другу. Благодаря нашим опытам мы с вами увидели, что сухой песок легко сыплется, песчинки находятся отдельно друг от друга, и поэтому из сухого песка нельзя вылепить фигурки. Песчинки при сильном ветре двигаются, потому что не прилипают друг к другу. Песчинки имеют разную форму, размер, цвет. Они похожи на маленькие зернышки. Дети, как вы думаете песок это живая или неживая природа? (Ответы детей). Почему неживая природа? (Ответы детей). Давайте поиграем с вами в игру «Живая, неживая природа». Игра «Живая, неживая природа»

Воспитатель. А теперь давайте продолжим изучать песок. Как вы думаете, почему при сильном ветре неудобно играть с песком? (Ответы детей). Что же нужно сделать, чтобы удобно было играть с песком? (Ответы детей). Правильно вы думаете, необходимо намочить песок.

Опыт № 5

Воспитатель. Насыпьте в стаканчик с водой ложку песка и помешайте. Какой стала вода? (Ответы детей). Почему песок лежит на дне стакана? (Ответы детей). Как вы догадались, что песок тяжелый? (Ответы детей). Вы совершенно правы, мокрый песок тяжелый, а еще песок грязный.

Опыт № 6

Воспитатель. А теперь из стаканчика вылейте воду в мисочку, размешайте песок. Куда девалась вода? (Ответы детей). Может  лупа нам поможет увидеть, куда девалась вода? (Ответы детей). Вода задержалась между песчинками. Попробуем высыпать и насыпать песок. Расскажите, легко ли сыплется песок? (Ответы детей). Да мокрый песок не сыплется, а падает, потому что стал тяжелее. Посмотрите, дети, какие грустные глаза у ежа. Наверное, он без друзей скучает. Может мы вылепим ему друзей - ежат и тогда ему веселее станет.

 

Опыт № 7

Дети лепят ежат.

Воспитатель. Почему мокрый песок не рассыпается, как сухой?

(Ответы детей). Мокрый песок, в отличии от сухого, сохраняет форму. Дети дарят ежат. Воспитатель. Когда ежата высохнут, мы с вами посмотрим, будет ли сухой песок сохранять форму.

Дети, что вы сегодня узнали интересного об удивительном песке? А давайте подумаем, для чего нужен песок? Где человек использует песок в жизни? (Ответы детей). Песок необходим для строительства дорог и зданий. Песком посыпают дороги во время гололеда.

Дети, что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей). Ежу очень понравилось как вы занимались, какие открытия сделали и он вам приготовил сюрприз.

Упражнение на релаксацию «Найди в песке сюрприз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.

Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительные свойства воды»

Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Образовательные задачи:1). Закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вк...

Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности Тема занятия: « Удивительная соль»

Назначение мастер-класса - изготовление декоративных бутылок , фужеров с применением цветной соли для украшения интерьера, использования в качестве подарков.Цель: формировать  представл...