Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе " Песок и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Светлана Алексеевна Костина

Конспект ООД в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД "Свойства песка"18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №149»

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Песок и его свойства»

Подготовила и провела:

воспитатель средней группы №4

Костина С. А.

Воронеж, 2019г

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом;

- дать представления о свойствах песка;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

- через опыты учить детей определять физические свойства песка; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

- формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.

развивающие:

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

-развивать фантазию, творчество, воображение;

-развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Предварительная работа:

-беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком;

-работа с песочными часами;

- рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка;

- слушание музыки ветра, шума дождя;

-наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др.;

-рисование на песке палочками, пальчиком;

- игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, песочный набор, формочки для игры в песке,пластиковые тарелки, лупы, влажные салфетки;

Методы и приемы:

- практические: проведение  опытов, для определения свойств песка.

- наглядные: наблюдение, рассматривание песка.

- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.

I.Организационный момент.

Приветствие.

Дети под музыку входят и становятся кругом на ковре.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

У нас с вами сегодня отличное настроение. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте им подарим свое хорошее настроение! Улыбнитесь всем.

Сюрпризный момент

Карлсон: И-и-и.

Воспитатель:

Дети, а кто плачет? Агата, это ты?

А может Артем? А кто же тогда?

(Входит плачущий Карлсон)

Ой, ребята, кто это? (Ответы детей)

Воспитатель:

Здравствуй, Карлсон, что случилось, какая беда с тобой приключилась?

Карсон: Здравствуйте, а случилось вот что, мне Малыш на день рождения подарил песочный набор, что бы я лепил куличики, а у меня ничего не получается. Теперь Малыш со мной дружить не будет ,и никто не будет, потому что я ничего не умею.

II Основная часть.

Беседа-обсуждение.

Воспитатель:

Не переживай, Карлсон, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?

А для этого нам нужно попасть в чудо - лабораторию. Итак, стали друг за другом , я сейчас буду говорить слова, а вы выполняйте за мной все действия . Вперед три шага, считаем один,два,три; назад два шага:один,два. Вокруг себя повернись, и в лаборатории окажись.

Мы на месте, проходите мои юные ученые, садитесь. Сели красиво, ноги поставили правильно, подвинули спину к стульчику, руки положили на колени. Карлсон, ты тоже присоединяйся к нам.

Отгадывание загадки.

Глазки смотрят, ушки внимательно слушают загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Ответы детей)

Воспитатель:

Это песок. А вы знаете, что песок - полезное ископаемое. Давайте повторим, полезное ископаемое. (Дети повторяют)

Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце .Где вы встречали песок? (Ответы детей)

Воспитатель:

У нас в детском саду есть песок на всех площадках.

А как вы думаете , для чего людям нужен песок? (Ответы детей.)

Воспитатель: Песок нужен в строительстве зданий и дорог.

Песок используют при изготовлении посуды и стекла.

Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко.

В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время.

Песок используется для детских игр.

А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые, которые тоже любят рисовать на песке.

Гимнастика для глаз.

Раз налево посмотрели , два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель:

Ребята, а какого цвета бывает песок? (Ответы детей)

Воспитатель:

Я вчера, представляете, в интернете увидела, что песок бывает разного цвета, и эту красоту я решила показать вам. Давайте посмотрим на картинки.

(Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)

Воспитатель:

Песок бывает оранжевый, зеленый, черный, коричневый, желтый, белый, красный.

А вы знаете, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.

Карсон: Да, цветной песок это хорошо, только я так и не понял, как мне из него лепить?

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель:

Ну, что ж пришло время.

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Итак, мои славные исследователи, надели очки. Не забывайте соблюдать правила безопасности:- не брать песок в рот; - не обсыпаться песком; - не тереть глаза грязными руками.

Подвинули к себе тарелочки. Что насыпано в ваших тарелочках? (Ответы детей.)

Опыт 1.

Воспитатель:

Песок. Какого он цвета?

Воспитатель:

 Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Ответы детей. )

Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий.

 Скажем вместе: сухой, сыпучий.

Воспитатель:

Насыпьте его себе на ладошку.

Посмотрите, из чего состоит песок?

Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок.

Скажем вместе: из песчинок.

Воспитатель:

Что нам поможет их поближе рассмотреть? (Ответы детей.)

 Воспитатель:

Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.

Воспитатель:

Какие они?

Воспитатель:

Они маленькие. Их трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)

У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики.

Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки, утрамбуйте его, переверните формочку,а теперь ее снимите.

Получились куличики? (Ответы детей)

Почему не получились?

Воспитатель:

Да, песок сухой. Протрите руки салфеткой.

Опыт 2.

Воспитатель:

Кто знает, что будет, если в песок налить воду?

Потрогайте песок и скажите – сухой он или стал мокрый? ( Мокрый)

Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.

Правильно, этот песок мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой?

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Из мокрого песка можно делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик)

Карлсон: Ура, здорово, у меня получилось!

Воспитатель: Молодцы, Карлсон, ты теперь понял почему у тебя ничего не получалось .Ты лепил из какого песка?

Карлсон: Из сухого.

Воспитатель: А нужно было?

Карлсон: Из мокрого.

III Итог занятия.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Я узнал, что песок, бывает сухой и …(мокрый)

Сухой песок сыпучий,а мокрый ..(липкий)

Из сухого песка нельзя лепить,а из мокрого …(можно)

Карлсон: Ребята, я тоже пришел к вам не с пустыми руками. Вот, что я вам принес, это формочки для игры в песке. До скорых встреч, ребята.

Воспитатель Спасибо. До свидания, Карлсон, прилетай к нам еще.Занятие закончено, идем мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.·...

Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...

Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...