Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе " Песок и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №149»
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Песок и его свойства»
Подготовила и провела:
воспитатель средней группы №4
Костина С. А.
Воронеж, 2019г
Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом;
- дать представления о свойствах песка;
- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
- через опыты учить детей определять физические свойства песка; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;
- формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.
развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.
Предварительная работа:
-беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком;
-работа с песочными часами;
- рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка;
- слушание музыки ветра, шума дождя;
-наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др.;
-рисование на песке палочками, пальчиком;
- игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, песочный набор, формочки для игры в песке,пластиковые тарелки, лупы, влажные салфетки;
Методы и приемы:
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка.
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка.
- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.
I.Организационный момент.
Приветствие.
Дети под музыку входят и становятся кругом на ковре.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
У нас с вами сегодня отличное настроение. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте им подарим свое хорошее настроение! Улыбнитесь всем.
Сюрпризный момент
Карлсон: И-и-и.
Воспитатель:
Дети, а кто плачет? Агата, это ты?
А может Артем? А кто же тогда?
(Входит плачущий Карлсон)
Ой, ребята, кто это? (Ответы детей)
Воспитатель:
Здравствуй, Карлсон, что случилось, какая беда с тобой приключилась?
Карсон: Здравствуйте, а случилось вот что, мне Малыш на день рождения подарил песочный набор, что бы я лепил куличики, а у меня ничего не получается. Теперь Малыш со мной дружить не будет ,и никто не будет, потому что я ничего не умею.
II Основная часть.
Беседа-обсуждение.
Воспитатель:
Не переживай, Карлсон, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?
А для этого нам нужно попасть в чудо - лабораторию. Итак, стали друг за другом , я сейчас буду говорить слова, а вы выполняйте за мной все действия . Вперед три шага, считаем один,два,три; назад два шага:один,два. Вокруг себя повернись, и в лаборатории окажись.
Мы на месте, проходите мои юные ученые, садитесь. Сели красиво, ноги поставили правильно, подвинули спину к стульчику, руки положили на колени. Карлсон, ты тоже присоединяйся к нам.
Отгадывание загадки.
Глазки смотрят, ушки внимательно слушают загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Ответы детей)
Воспитатель:
Это песок. А вы знаете, что песок - полезное ископаемое. Давайте повторим, полезное ископаемое. (Дети повторяют)
Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце .Где вы встречали песок? (Ответы детей)
Воспитатель:
У нас в детском саду есть песок на всех площадках.
А как вы думаете , для чего людям нужен песок? (Ответы детей.)
Воспитатель: Песок нужен в строительстве зданий и дорог.
Песок используют при изготовлении посуды и стекла.
Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко.
В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время.
Песок используется для детских игр.
А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые, которые тоже любят рисовать на песке.
Гимнастика для глаз.
Раз налево посмотрели , два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель:
Ребята, а какого цвета бывает песок? (Ответы детей)
Воспитатель:
Я вчера, представляете, в интернете увидела, что песок бывает разного цвета, и эту красоту я решила показать вам. Давайте посмотрим на картинки.
(Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)
Воспитатель:
Песок бывает оранжевый, зеленый, черный, коричневый, желтый, белый, красный.
А вы знаете, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.
Карсон: Да, цветной песок это хорошо, только я так и не понял, как мне из него лепить?
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель:
Ну, что ж пришло время.
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Итак, мои славные исследователи, надели очки. Не забывайте соблюдать правила безопасности:- не брать песок в рот; - не обсыпаться песком; - не тереть глаза грязными руками.
Подвинули к себе тарелочки. Что насыпано в ваших тарелочках? (Ответы детей.)
Опыт 1.
Воспитатель:
Песок. Какого он цвета?
Воспитатель:
Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Ответы детей. )
Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий.
Скажем вместе: сухой, сыпучий.
Воспитатель:
Насыпьте его себе на ладошку.
Посмотрите, из чего состоит песок?
Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок.
Скажем вместе: из песчинок.
Воспитатель:
Что нам поможет их поближе рассмотреть? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.
Воспитатель:
Какие они?
Воспитатель:
Они маленькие. Их трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)
У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики.
Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки, утрамбуйте его, переверните формочку,а теперь ее снимите.
Получились куличики? (Ответы детей)
Почему не получились?
Воспитатель:
Да, песок сухой. Протрите руки салфеткой.
Опыт 2.
Воспитатель:
Кто знает, что будет, если в песок налить воду?
Потрогайте песок и скажите – сухой он или стал мокрый? ( Мокрый)
Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.
Правильно, этот песок мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой?
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Из мокрого песка можно делать куличики?
Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик)
Карлсон: Ура, здорово, у меня получилось!
Воспитатель: Молодцы, Карлсон, ты теперь понял почему у тебя ничего не получалось .Ты лепил из какого песка?
Карлсон: Из сухого.
Воспитатель: А нужно было?
Карлсон: Из мокрого.
III Итог занятия.
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.
Я узнал, что песок, бывает сухой и …(мокрый)
Сухой песок сыпучий,а мокрый ..(липкий)
Из сухого песка нельзя лепить,а из мокрого …(можно)
Карлсон: Ребята, я тоже пришел к вам не с пустыми руками. Вот, что я вам принес, это формочки для игры в песке. До скорых встреч, ребята.
Воспитатель Спасибо. До свидания, Карлсон, прилетай к нам еще.Занятие закончено, идем мыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.Задачи:· Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.·...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»
свойства воздуха. средняя группа...
Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...
Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Презентация опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...