НОД по ознакомлению с окружающим «Доктора леса» ( Путешествие в весенний лес) в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание:
- Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе : увеличение количества осадков, много света и тепла , следовательно, бурно растут растения , проснулись насекомые, прилет птиц.
- Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу « зимующие –перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Развивать зрительную память .
- Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник .
- Развивать логическое, системное мышление.
- Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Материал : иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблица к стихотворению, модель проталины, игра « сложи квадрат», проигрыватель модели « Весна»
Модели: признаки весны, существенные признаки птиц.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах.
Ход занятия.
Ребята, послушайте загадку.
« Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В дом свой –улей –пчела
Первый мёд принесла
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? »
При помощи модели дети объясняют свой ответ.
- Ребята, сколько месяцев длится весна? Назовите их.
-Какой сейчас месяц? ( ответы детей)
- Апрель- середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идёт теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать-и-мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Хотите послушать музыку весны в лесу?
( звучит аудиозапись « пение птиц в лесу»)
- В весеннем лесу сыро, давайте , давайте построим дорожку, чтобы нам удобнее было гулять.
Игра « сложи квадрат» ( каждый ребенок берет на столе квадрат из бумаги, объединяют в одну «дорожку»)
Под музыку А. Вивальди дети подходят к репродукциям картин И. Левитана « Март», А. Саврасова « Грачи прилетели».
-Ребята, а что изображено на этих картинах? Какой месяц, по вашему мнению, изображен на картине? Как догадались? Почему на земле среди снега видны кусочки земли без снега, как они называются (ответы детей)
-На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Какие первые цветы вы знаете?
Физминутка.
«Вместе по лугу идем».
Вместе по лесу идем, Ходьба на месте.
Не спешим, не отстаем. Потягивания – руки в стороны.
Вот выходим мы на луг Наклониться и коснуться левой ступни
Тысяча цветов вокруг! Правой рукой, потом наоборот – правой
Вот ромашка, василек, ступни левой рукой.
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер. И направо, и налево. Повороты вправо-влево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоны вперед: сначала к правой ноге
, Наклоняйтесь до носочков. Потом к левой.
Раз – цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок Руки поднять над головой, а затем опустить До уровня головы – «надеть венок на голову». Ходьба на месте.
Снова мы идем по лесу. Потягивания – руки в стороны.
А вокруг – так интересно! Садятся на места.
Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенек.
А мы продолжаем путешествие по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)
Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи или тетерева. Как они выглядят.
Послушайте еще загадку:
Они чуфыкают, бормочут:
«Чуфф – ши! Чуфф – ши!
Красные брови хороши!»
Всех прилетных птиц
Чистит пашню от червей.
Взад – перед по пашне вскачь.
А зовется птица…. ( грач)
Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут.
А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)
А кто поет такую песню:
Зинь – зинь – танн!
Зинь – зинь –танн!
Скинь кафтан!
Скинь кафтан! (Синичка)
- Каких перелетных птиц вы еще знаете?
- А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?
- как еще называют птиц, почему?
Моя первая загадка об одном из них:
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник?
Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.
Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.
На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)
- В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.
Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.
А вот еще загадки:
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
Кто там прыгает – шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым – чистым,
«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом на угад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)
Можно ли этих птиц называть докторами леса?
- Как вы думаете, надо ли заботится о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)
- Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
На планете мы останемся одни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ознакомление с окружающим миром по теме «Моя семья» в средней – старшей группе
Методы:- словесный;-игровой;-объяснительно-иллюстративный;-проблемный;-репродуктивный.Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные...
Конспект по НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Знакомство с календарём" в старшей группе
Знакомтсво детей с календарём и праздничными датами....
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Путешествие на весеннюю полянку» Воспитатель: Черепанова Л.И.Задачи:- обобщить и закрепить знания детей ...
Конспект НОД в старшей группе "Доктора леса (Путешествие в весенний лес)"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление и расширение знаний о птицах, помогающих сохранять деревья...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему: «Путешествие к бабушке в деревню» (старший дошкольный возраст).
Формирование представлений детей о жизни домашних животных....