Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи в подготовительной группе «Творчество художника В.М. Васнецова».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл, развивать художественный вкус, чувство цвета, воспитывать интерес и любовь к былинной и сказочной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины «Богатыри». Добиваться, чтобы дети связано и последовательно описывали внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждали о характере героев и настроении картины, используя в речи синонимы и сравнения; подбирать точные слова для характеристики их образов. Развивать познавательно-творческие способности детей, обогащать словарный запас  через стихотворный текст. Воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание, рассматривая картины. Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения  через произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_s_shedevrami_zhivopisi.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111 ОАО «РЖД».

Конспект НОД  по ознакомлению  с шедеврами живописи в подготовительной группе

«Творчество художника В.М. Васнецова».

Воспитатель: Смирнова Е.С.

Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл, развивать художественный вкус, чувство цвета, воспитывать интерес и любовь к былинной и сказочной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины «Богатыри». Добиваться, чтобы дети связано и последовательно описывали внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждали о характере героев и настроении картины, используя в речи синонимы и сравнения; подбирать точные слова для характеристики их образов. Развивать познавательно-творческие способности детей, обогащать словарный запас  через стихотворный текст. Воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание, рассматривая картины. Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения  через произведения.

Оборудование: презентация, указка, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», запись произведения Мусоргского «Рассвет на Москва- реке», конфеты.  

                                                  Ход НОД:

1.Стулья стоят напротив доски. На мольберте картина Васнецова «Три богатыря».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Дети встают в круг,  на коврике, взявшись за руки, говорят слова:

-Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? А давайте сделаем его ещё лучше! Вставайте в круг, берите друг друга за руки.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а  вы улыбнетесь  мне и друг другу,

чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

Попрошу вас сесть на стульчики (Правильная посадка).

2.Сегодня мы поговорим с вами об искусстве. Что же такое -  искусство? Да, это музыка, кино, картины, книги и т.д. Всю красоту окружающего нас мира, природы мы можем увидеть через эти произведения искусства:

Через  литературные произведения - сказки, повести, рассказы, стихи, былины и т. д. нам рассказывают - ПИСАТЕЛИ, через музыкальные произведения – песни, пьесы, музыку – КОМПОЗИТОРЫ, а через художественные произведения искусства - картины- ХУДОЖНИКИ.

И сегодня мы поговорим о картинах, художниках.

Ответьте мне, пожалуйста: где хранятся картины? Где  можно их увидеть и полюбоваться? Правильно, в музеях. Что такое музей? Музей  - это постоянное место расположения, хранения  экспонатов, картин, это место проведения выставок, это-кладовая сокровищ. Какие музеи есть в нашем городе Саратове? А как надо вести себя в музее?

Мы сейчас пройдем в импровизированную галерею. ИДЕМ В КОРИДОР К КАРТИНАМ.

Давайте полюбуемся репродукциями картин. РАССМАТРИВАЕМ:  Что изображено на этих картинах? (НАТЮРМОРТ).

 Что такое натюрморт? У Ангелины  есть об этом стихотворение:

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу - знай, что это натюрморт.

Что такое портрет?  Стихотворение Даниила:

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед

Обязательно картина называется - портрет.

 А теперь Соня расскажет, что такое пейзаж:

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака

Или белая равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется – пейзаж.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ В ГРУППУ, дети садятся на стульчики.

3.- Давайте пройдем в виртуальный музей.

На экране портрет Виктора Михайловича Васнецова (слайд №1). Это великий русский художник. Васнецов В.М. родился в Вятской губернии 15 мая 1848 года в семье священника Михаила Федоровича Васнецова. В семье было шестеро детей. Виктор сначала учился в духовном училище, а потом в духовной семинарии, но всегда мечтал быть художником. Маленький Витя с детства любил рисовать, но чем старше он становился, тем интереснее для него стали  былинные, сказочные сюжеты. Творчество художника многогранно, а картины известны по иллюстрациям к народным русским сказкам. Мастер исторической и мифологической живописи написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром.  "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь  великого русского художника Васнецова обрывается 23 июля 1926 года в Москве.

А сейчас мы  посмотрим сказочные картины Васнецова.

На доске слайды:

                                №2. Иван царевич и серый волк (1898 год)

 Какие сказочные герои изображены на этой картине? Через моря, леса и поля  сильный могучий волк несет на себе Ивана – царевича и Елену Прекрасную навстречу счастью.

                                №3  Снегурочка (1899год).

Предание гласит, что Снегурочка родилась в лесу. Ее отец – Мороз ,а мама- Весна . Опишите Снегурочку (на Снегурочке белая  длинная шубка ,вышита узорами, шапка и белые варежки). В каких тонах написана эта картина? (в бледных голубых и белых). Композитор  Н. Римский – Корсаков написал оперу  «Снегурочка», а декорации и костюмы к этой опере  традиционно выполнил Васнецов. 

                                №4  Лягушка – царевна (1918 год).

 По какой сказке Васнецов написал эту картину? На этой картине мы видим ,как Василиса Премудрая танцует на царском пиру:  «махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — поплыли по воде белые лебеди».

                                №5  Царевна –Несмеяна (1924 год) НАЗВАНИЕ НЕ ПРОИЗНОШУ.

На этой  картине в центре композиции грустная  девушка, сидит на царском троне, её лицо печально, взгляд устремлен вдаль, одна рука подпирает голову, а вторая – устало опущена вниз.
Справа от неё находится веселящаяся толпа: приглашённые женихи из дальних мест, слуги, простой народ, дворцовые скоморохи, гусляры  пытаются развеселить царевну. Как бы вы назвали эту картину?

                                      №6  Аленушка (1881год).

Как вы думаете, по какой сказке написана эта картина?(по  известной сказке «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка»). Одна из самых любимых картин художника. Печальная девочка сидит у воды и ждет своего братца Иванушку.

Дети встают в круг.

Физминутка (ВКЛЮЧАЮ ЗАПИСЬ).

Дети садятся на свои места перед доской.

 4.Ставлю на мольберт картину «Три богатыря». Под музыку Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» дети рассматривают картину.

Читаю отрывок из былины: Тут все богатыри, все святорусские

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем…

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь на добрых конях

И пустился он со горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским

Рядом с ними встал.

Посмотрите на эту картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские)

Назовите их имена ( Илья Муромец,  Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Расскажите отдельно о каждом: (Какие у них лица, одежда, оружие?)

Опишите их коней.

Как вы думаете, какие отношения между богатырями?

Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?

Какой богатырь вам  нравится больше всех? Почему?

Представляю свой рассказ:

«Вышли три богатыря охранять заставу. В центре на вороном дородном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мудрость, мощь, сила во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая с проседью  борода. Конь под ним спокоен, но зло косит глаза в сторону врага, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». «Если он двинется, то, кажется, загудит земля от его шага». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и железное копье. Он в железной кольчуге, со шлемом на голове. Внимательно Илья всматривается в степную даль. Он готов к бою, но не торопится богатырь, кровь человеческую просто так проливать не станет. Любит Илья Муромец свою Родину и честно ей служит.  

По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, его знает и любит народ. Добрыня искусен в боях, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, Одет он  нарядно. Конь у него белый, быстроногий.

Третий богатырь Алеша Попович-сын попа. Он не такой сильный, как два других богатыря, но тоже храбрый, ловкий, смекалистый . Рыжий конь под стать ему: щиплет траву, но уши навострил .Молодой богатырь из-под лобья поглядывает по сторонам -не проглядит врага хитрый воин.

Главная цель богатырей - честно служить Родине, не пропустить врага на свою территорию. Над ними серое низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми  тучами. Вокруг раскинулась Русь-матушка, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Васнецов  с любовью и гордостью изображает богатырей.

Это самое значимое творение Васнецова. Более 20 лет  писал он эту картину и в 1898 году он завершил работу над ней. Размеры картины внушительные - 295х446 см. (3х5).Теперь она находится в Москве в Третьяковской галереи. Побывайте там, когда будете в Москве.

А наше занятие подошло к концу, спасибо  вам, ребята. Я хочу угостить вас конфетами, на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору» другого художника  Шишкина И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова

Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Художник и лето»

Тема: Художник и летоВид деятельности:  живописьТворческий замысел: Учить изображению пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением.Ощущение цвета:- зелёный, желтый. голубой, красный;Зад...

Фотоотчет к проекту "Знакомство с творчеством художника Ю. А Васнецова"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14865769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 280px; height: 200px;","width":"480"}}]][[{"type":"media","view...

Беседа с детьми 5-6 лет на занятиях по рисованию в старшей и подготовительной группах о творчестве художника В. М. Васнецова

Занятие посвящено изучению творчества В. М. Васнецова. В нём расскрываются особенности его творчества, сюжетов для картин. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей, рассказ проходит в ...

Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи «Творчество художника В.М. Васнецова».

Конспект НОД  по ознакомлению  с шедеврами живописи «Творчество художника В.М. Васнецова».Воспитатель : Дральщикова Ирина АлексеевнаЦель: Познакомить детей с творчеством вел...

«Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова»

Познакомить детей с биографией художника,Привевать любовь к искуству....