Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи «Творчество художника В.М. Васнецова».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи «Творчество художника В.М. Васнецова».
Воспитатель : Дральщикова Ирина Алексеевна
Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл, развивать художественный вкус, чувство цвета, воспитывать интерес и любовь к былинной и сказочной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины «Богатыри». Добиваться, чтобы дети связано и последовательно описывали внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждали о характере героев и настроении картины, используя в речи синонимы и сравнения; подбирать точные слова для характеристики их образов. Развивать познавательно-творческие способности детей, обогащать словарный запас через стихотворный текст. Воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание, рассматривая картины. Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения через произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vasnetsov_irina.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи
«Творчество художника В.М. Васнецова».
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111 ОАО «РЖД». Подготовительная группа.
Воспитатель : Дральщикова Ирина Алексеевна
Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл, развивать художественный вкус, чувство цвета, воспитывать интерес и любовь к былинной и сказочной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины «Богатыри». Добиваться, чтобы дети связано и последовательно описывали внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждали о характере героев и настроении картины, используя в речи синонимы и сравнения; подбирать точные слова для характеристики их образов. Развивать познавательно-творческие способности детей, обогащать словарный запас через стихотворный текст. Воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание, рассматривая картины. Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения через произведения.
Оборудование: презентация, указка, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», запись произведения Мусоргского «Рассвет на Москва- реке», конфеты.
Ход НОД:
1.Стулья стоят напротив доски. На мольберте картина Васнецова «Три богатыря».
Дети встают в круг, на коврике, взявшись за руки, говорят слова:
-Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? А давайте сделаем его ещё лучше! Вставайте в круг, берите друг друга за руки.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу,
чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
Попрошу вас сесть на стульчики (Правильная посадка).
2.Сегодня мы поговорим с вами об искусстве. Что же такое - искусство? Да, это музыка, кино, картины, книги и т.д. Всю красоту окружающего нас мира, природы мы можем увидеть через эти произведения искусства:
Через литературные произведения - сказки, повести, рассказы, стихи, былины и т. д. нам рассказывают - ПИСАТЕЛИ, через музыкальные произведения – песни, пьесы, музыку – КОМПОЗИТОРЫ, а через художественные произведения искусства - картины- ХУДОЖНИКИ.
И сегодня мы поговорим о картинах, художниках.
Ответьте мне, пожалуйста: где хранятся картины? Где можно их увидеть и полюбоваться? Правильно, в музеях. Что такое музей? Музей - это постоянное место расположения, хранения экспонатов, картин, это место проведения выставок, это-кладовая сокровищ. Какие музеи есть в нашем городе Саратове? А как надо вести себя в музее?
Мы сейчас пройдем в импровизированную галерею. ИДЕМ В КОРИДОР К КАРТИНАМ.
Давайте полюбуемся репродукциями картин. РАССМАТРИВАЕМ: Что изображено на этих картинах? (НАТЮРМОРТ).
Что такое натюрморт? У Ангелины есть об этом стихотворение:
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу - знай, что это натюрморт.
Что такое портрет? Стихотворение Даниила:
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед
Обязательно картина называется - портрет.
А теперь Соня расскажет, что такое пейзаж:
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака
Или белая равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется – пейзаж.
ВОЗВРАЩАЕМСЯ В ГРУППУ, дети садятся на стульчики.
3.- Давайте пройдем в виртуальный музей.
На экране портрет Виктора Михайловича Васнецова (слайд №1). Это великий русский художник. Васнецов В.М. родился в Вятской губернии 15 мая 1848 года в семье священника Михаила Федоровича Васнецова. В семье было шестеро детей. Виктор сначала учился в духовном училище, а потом в духовной семинарии, но всегда мечтал быть художником. Маленький Витя с детства любил рисовать, но чем старше он становился, тем интереснее для него стали былинные, сказочные сюжеты. Творчество художника многогранно, а картины известны по иллюстрациям к народным русским сказкам. Мастер исторической и мифологической живописи написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь великого русского художника Васнецова обрывается 23 июля 1926 года в Москве.
А сейчас мы посмотрим сказочные картины Васнецова.
На доске слайды:
№2. Иван царевич и серый волк (1898 год)
Какие сказочные герои изображены на этой картине? Через моря, леса и поля сильный могучий волк несет на себе Ивана – царевича и Елену Прекрасную навстречу счастью.
№3 Снегурочка (1899год).
Предание гласит, что Снегурочка родилась в лесу. Ее отец – Мороз ,а мама- Весна . Опишите Снегурочку (на Снегурочке белая длинная шубка ,вышита узорами, шапка и белые варежки). В каких тонах написана эта картина? (в бледных голубых и белых). Композитор Н. Римский – Корсаков написал оперу «Снегурочка», а декорации и костюмы к этой опере традиционно выполнил Васнецов.
№4 Лягушка – царевна (1918 год).
По какой сказке Васнецов написал эту картину? На этой картине мы видим ,как Василиса Премудрая танцует на царском пиру: «махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — поплыли по воде белые лебеди».
№5 Царевна –Несмеяна (1924 год) НАЗВАНИЕ НЕ ПРОИЗНОШУ.
На этой картине в центре композиции грустная девушка, сидит на царском троне, её лицо печально, взгляд устремлен вдаль, одна рука подпирает голову, а вторая – устало опущена вниз.
Справа от неё находится веселящаяся толпа: приглашённые женихи из дальних мест, слуги, простой народ, дворцовые скоморохи, гусляры пытаются развеселить царевну. Как бы вы назвали эту картину?
№6 Аленушка (1881год).
Как вы думаете, по какой сказке написана эта картина?(по известной сказке «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка»). Одна из самых любимых картин художника. Печальная девочка сидит у воды и ждет своего братца Иванушку.
Дети встают в круг.
Физминутка (ВКЛЮЧАЮ ЗАПИСЬ).
Дети садятся на свои места перед доской.
4.Ставлю на мольберт картину «Три богатыря». Под музыку Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» дети рассматривают картину.
Читаю отрывок из былины: Тут все богатыри, все святорусские
Садились они на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем…
А со той горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь на добрых конях
И пустился он со горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским
Рядом с ними встал.
Посмотрите на эту картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские)
Назовите их имена ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Расскажите отдельно о каждом: (Какие у них лица, одежда, оружие?)
Опишите их коней.
Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
Какой богатырь вам нравится больше всех? Почему?
Представляю свой рассказ:
«Вышли три богатыря охранять заставу. В центре на вороном дородном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мудрость, мощь, сила во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая с проседью борода. Конь под ним спокоен, но зло косит глаза в сторону врага, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». «Если он двинется, то, кажется, загудит земля от его шага». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и железное копье. Он в железной кольчуге, со шлемом на голове. Внимательно Илья всматривается в степную даль. Он готов к бою, но не торопится богатырь, кровь человеческую просто так проливать не станет. Любит Илья Муромец свою Родину и честно ей служит.
По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, его знает и любит народ. Добрыня искусен в боях, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, Одет он нарядно. Конь у него белый, быстроногий.
Третий богатырь Алеша Попович-сын попа. Он не такой сильный, как два других богатыря, но тоже храбрый, ловкий, смекалистый . Рыжий конь под стать ему: щиплет траву, но уши навострил .Молодой богатырь из-под лобья поглядывает по сторонам -не проглядит врага хитрый воин.
Главная цель богатырей - честно служить Родине, не пропустить врага на свою территорию. Над ними серое низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. Вокруг раскинулась Русь-матушка, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Васнецов с любовью и гордостью изображает богатырей.
Это самое значимое творение Васнецова. Более 20 лет писал он эту картину и в 1898 году он завершил работу над ней. Размеры картины внушительные - 295х446 см. (3х5).Теперь она находится в Москве в Третьяковской галереи. Побывайте там, когда будете в Москве.
А наше занятие подошло к концу, спасибо вам, ребята. Я хочу угостить вас конфетами, на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору» другого художника Шишкина И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...
Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова
Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....
Фотоотчет к проекту "Знакомство с творчеством художника Ю. А Васнецова"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14865769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 280px; height: 200px;","width":"480"}}]][[{"type":"media","view...
Беседа с детьми 5-6 лет на занятиях по рисованию в старшей и подготовительной группах о творчестве художника В. М. Васнецова
Занятие посвящено изучению творчества В. М. Васнецова. В нём расскрываются особенности его творчества, сюжетов для картин. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей, рассказ проходит в ...
«Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова»
Познакомить детей с биографией художника,Привевать любовь к искуству....
Конспект НОД по ознакомлению с шедеврами живописи в подготовительной группе «Творчество художника В.М. Васнецова».
Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл, ра...
Отражение сказок для дошкольников в творчестве художника В.М.Васнецова.
В статье говорится о том, что сюжеты былин и сказок для детей старшего дошкольного возрста находили отражение в произведениях В.М.Васнецова...