конспект итогового занятия в старшей группе "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие  - викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_1.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в старшей группе. Викторина «Знатоки природы».

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Физическое развитие

Цель: Закрепить знания детей о природе, создавая условия для формирования коммуникативных речевых функций.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать устойчивый интерес к природе;
  • Систематизировать и уточнять знания детей о природе (перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);
  • закрепить навыки экологически безопасного поведения в природе.
  • Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;
  • Закреплять умение употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
  • Упражнять детей в умении объяснять значение фразеологизмов.
  • Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;
  • Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;
  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;

Воспитательные:

  • Воспитывать желание принимать участие в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, умение прийти на помощь, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);
  • воспитывать чувство уверенности, способствовать приобретению детьми опыта публичного выступления;
  • Поддерживать атмосферу положительных эмоций.

Методы и приемы:

  • наглядный метод (демонстрация наглядного материала),
  • словесный метод (беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение);
  • игровые приемы (д/игра «Звери, птицы, рыбы, насекомые»,  игра «Что лишнее?» «Сортировка мусора»).

Предварительная работа:

  • Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстративного материала, фотографий, набора открыток природоведческой тематики;
  • чтение рассказов о животных: Е.Чарушин «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин «Этажи леса» и др.;
  • беседы с детьми на темы «Экология родного края», «Правила поведения в природе» и др.;
  • загадывание загадок о природе, растениях, животных, насекомых, птицах и др.;
  • объяснение фразеологизмов;
  • просмотр познавательных фильмов;
  • проведение речевых игровых упражнений и дидактических игр («Кто лишний?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что можно, а что нельзя?», «Лекарственные растения»).

Материалы и оборудование: эмблемы команд «Васильки», «Ромашки», магнитная доска, картинки животных, птиц, рыб, насекомых для д/игры, аудиозапись «Звуки природы», картинки к игре «Разбери мусор»; запрещающие природоохранные знаки, обручи, карточки- схемы, обозначающие животных, насекомых, птиц и рыб; медали.

Ход викторины:

Дети проходят в зал, садятся на стулья.

Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Ведущий: Что за звуки вы слышите, дети? (Звуки природы).

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Сегодня нам предстоит выяснить, дети, какой команды лучше знают природу и могут дать правильные ответы на все вопросы. Итак - внимание! Начинаем игру-викторину «Знатоки природы».

Ведущий:        Мы готовились заранее.

        И начнём соревнование.

        Две команды есть у нас.

        Они просто суперкласс!

Представление команд.

В игре участвуют две команды во главе с капитанами.

Команда: капитан – Карпов Андрей (ребенок представляет свою команду)

Наша команда - «Васильки».

Наш девиз: «Только месте, только дружно, помогать природе нужно».

 Команда: капитан Маслова Ульяна (ребенок представляет свою команду)

Наша команда - «Ромашки».

Наш девиз: «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!».

Ведущий: Представляю жюри нашей викторины...

Конкурс «Разминка». Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. Отвечать нужно быстро. Вопросы буду задавать поочередно каждой команде.

-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)

-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

-У какого дерева белый ствол? (У березы.)

-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

-Сколько ног у жука? (Шесть.)

-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)

-У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

-Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

-Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

-Сколько ног у паука? (Восемь.)

-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

-Карась, щука, сом, окунь - это кто? (рыбы)

-У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)

-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

-Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)

-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

-Чем питается бабочка? (Нектаром.)

-Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)

Ведущий:  Молодцы! А теперь проверим, как команды знают правила поведения в природе. Дети отвечают по очереди из каждой команды. Жюри оценивает ответы детей.

Ведущий:  
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

2. Конкурс «Собери мусор». (На отдельно стоящих столах расположены макеты контейнеров,  картинки с изображением мусора из различных материалов лежат на столе. Для каждой команды свой набор игры). Картинки с изображением мусора надо рассортировать в определенные контейнеры, обозначенные соответствующим цветом (Металл – в контейнер красного цвета, пластик – желтый, стекло – в контейнер голубого цвета, бумага, картон – в синий, бытовые отходы – в коричневый контейнер). Кто быстрее и правильнее справится с заданием?!

Ведущий. И с этим заданием вы справились!  Предлагаю отгадать загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Ведущая: Следующий конкурс «Найди лишнее.»  Узнаем, какая из команд хорошо знает деревья.

Каждой команде предлагаю определить лишнее изображение и объяснить, почему вы так считаете (каждая команда по очереди называет лишнее изображение – куст, цветок и др.).

Ведущий. Вижу, что участники обеих команд знают и любят родную природу, знают, как себя вести, чтобы ей не навредить. А если мы что-то любим, то называем ласково.

4. Конкурс «Ласковые словечки». По очереди каждой команде буду называть слово, а вы должны будете хором назвать это слово ласково: ручей, дождь, солнце, цветок, дерево, облако, проталина, лужа, почка, гнездо, трава, птица, лиса, капля, паук, ветер.

Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему испытанию.

5.Конкурс "Лекарственные травы". В лесу очень много полезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях. 

1. Он красивой розе брат,

Витамином «С» богат,

Если ты не виноват,

Все равно имей в виду,

Может уколоть в саду. (шиповник)

2.Посмотри, какой цветок!

Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит,

А подуешь - улетит? (одуванчик).

3. Какое лек. растение определяют даже слепые?

Зелёный Огонь

Рукою не тронь.

Рукою не тронь!

Обжигает ладонь (крапива)

4. Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве(ромашки

5.Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.  (подорожник)

 6. Конкурс «Объяснялки»- конкурс капитанов. Надо объяснить выражения. (На доску вывешиваю соответствующие  картинки)

-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, как, например, кошки, а догоняет её, чтобы прокормиться, надо искать, добывать себе пищу, не сидеть на месте)

-«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет мало толку. Сделай сначала одно дело, а потом берись за другое.)

-«Медведь на ухо наступил» (Нет музыкального слуха, не умеет петь)

-«Делать из мухи слона» (сильно преувеличивать)

Ведущая: Молодцы, и с этим заданием справились!

7. Конкурс «Звери, птицы, рыбы, насекомые».

 Участникам необходимо распределить животных, птиц, насекомых, рыб по видам. Каждый вид в свой обруч. В обруч с изображением схемы животного необходимо разместить всех животных; в обруч, где имеется схема насекомого - разместить насекомых; в обруч с изображением схемы птиц- всех птиц; в обруч со схематичным изображением рыб-всех рыб.

Ведущая:  предлагаю поиграть в игру «Фразеологический зверинец». Угадайте, кто в нем живет:

-Хитрая, как…лиса, Трусливый, как…заяц, Изворотлив, как…уж, Упрямый, как…осёл, Колючий, как…ёж, Голодный, как…волк, Здоровый, как…бык, Неуклюжий, как…медведь, Ползет, как…черепаха.

Итог викторины:  Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.

Слово предоставляется жюри.

Награждение команд медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе

Итоговое занятие в старшей группеЗадачи·        Закрепить время года, весенние месяцы, название перелетных птиц.·        Сов...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»

ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей  о временах года; сезонных изменениях в приро...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Кубанские посиделки"

Занятие способстует развитию познавательного интереса у детей, патриотических чувств....

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...