конспект итогового занятия в старшей группе "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в старшей группе. Викторина «Знатоки природы».
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное
- Физическое развитие
Цель: Закрепить знания детей о природе, создавая условия для формирования коммуникативных речевых функций.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к природе;
- Систематизировать и уточнять знания детей о природе (перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);
- закрепить навыки экологически безопасного поведения в природе.
- Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;
- Закреплять умение употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
- Упражнять детей в умении объяснять значение фразеологизмов.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
Упражнять в согласовании слов в предложении.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;
- Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;
Воспитательные:
- Воспитывать желание принимать участие в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, умение прийти на помощь, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);
- воспитывать чувство уверенности, способствовать приобретению детьми опыта публичного выступления;
- Поддерживать атмосферу положительных эмоций.
Методы и приемы:
- наглядный метод (демонстрация наглядного материала),
- словесный метод (беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение);
- игровые приемы (д/игра «Звери, птицы, рыбы, насекомые», игра «Что лишнее?» «Сортировка мусора»).
Предварительная работа:
- Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстративного материала, фотографий, набора открыток природоведческой тематики;
- чтение рассказов о животных: Е.Чарушин «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин «Этажи леса» и др.;
- беседы с детьми на темы «Экология родного края», «Правила поведения в природе» и др.;
- загадывание загадок о природе, растениях, животных, насекомых, птицах и др.;
- объяснение фразеологизмов;
- просмотр познавательных фильмов;
- проведение речевых игровых упражнений и дидактических игр («Кто лишний?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что можно, а что нельзя?», «Лекарственные растения»).
Материалы и оборудование: эмблемы команд «Васильки», «Ромашки», магнитная доска, картинки животных, птиц, рыб, насекомых для д/игры, аудиозапись «Звуки природы», картинки к игре «Разбери мусор»; запрещающие природоохранные знаки, обручи, карточки- схемы, обозначающие животных, насекомых, птиц и рыб; медали.
Ход викторины:
Дети проходят в зал, садятся на стулья.
Звучит аудиозапись «Звуки природы».
Ведущий: Что за звуки вы слышите, дети? (Звуки природы).
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Сегодня нам предстоит выяснить, дети, какой команды лучше знают природу и могут дать правильные ответы на все вопросы. Итак - внимание! Начинаем игру-викторину «Знатоки природы».
Ведущий: Мы готовились заранее.
И начнём соревнование.
Две команды есть у нас.
Они просто суперкласс!
Представление команд.
В игре участвуют две команды во главе с капитанами.
Команда: капитан – Карпов Андрей (ребенок представляет свою команду)
Наша команда - «Васильки».
Наш девиз: «Только месте, только дружно, помогать природе нужно».
Команда: капитан Маслова Ульяна (ребенок представляет свою команду)
Наша команда - «Ромашки».
Наш девиз: «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!».
Ведущий: Представляю жюри нашей викторины...
Конкурс «Разминка». Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. Отвечать нужно быстро. Вопросы буду задавать поочередно каждой команде.
-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)
-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
-У какого дерева белый ствол? (У березы.)
-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
-Сколько ног у жука? (Шесть.)
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)
-У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)
-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
-Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
-Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)
-Сколько ног у паука? (Восемь.)
-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
-Карась, щука, сом, окунь - это кто? (рыбы)
-У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)
-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
-Кто в лесу плетет паутину? (Паук)
-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)
-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
-Чем питается бабочка? (Нектаром.)
-Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)
Ведущий: Молодцы! А теперь проверим, как команды знают правила поведения в природе. Дети отвечают по очереди из каждой команды. Жюри оценивает ответы детей.
Ведущий:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
2. Конкурс «Собери мусор». (На отдельно стоящих столах расположены макеты контейнеров, картинки с изображением мусора из различных материалов лежат на столе. Для каждой команды свой набор игры). Картинки с изображением мусора надо рассортировать в определенные контейнеры, обозначенные соответствующим цветом (Металл – в контейнер красного цвета, пластик – желтый, стекло – в контейнер голубого цвета, бумага, картон – в синий, бытовые отходы – в коричневый контейнер). Кто быстрее и правильнее справится с заданием?!
Ведущий. И с этим заданием вы справились! Предлагаю отгадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
Ведущая: Следующий конкурс «Найди лишнее.» Узнаем, какая из команд хорошо знает деревья.
Каждой команде предлагаю определить лишнее изображение и объяснить, почему вы так считаете (каждая команда по очереди называет лишнее изображение – куст, цветок и др.).
Ведущий. Вижу, что участники обеих команд знают и любят родную природу, знают, как себя вести, чтобы ей не навредить. А если мы что-то любим, то называем ласково.
4. Конкурс «Ласковые словечки». По очереди каждой команде буду называть слово, а вы должны будете хором назвать это слово ласково: ручей, дождь, солнце, цветок, дерево, облако, проталина, лужа, почка, гнездо, трава, птица, лиса, капля, паук, ветер.
Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему испытанию.
5.Конкурс "Лекарственные травы". В лесу очень много полезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях.
1. Он красивой розе брат,
Витамином «С» богат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду. (шиповник)
2.Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь - улетит? (одуванчик).
3. Какое лек. растение определяют даже слепые?
Зелёный Огонь
Рукою не тронь.
Рукою не тронь!
Обжигает ладонь (крапива)
4. Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве(ромашки)
5.Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
6. Конкурс «Объяснялки»- конкурс капитанов. Надо объяснить выражения. (На доску вывешиваю соответствующие картинки)
-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, как, например, кошки, а догоняет её, чтобы прокормиться, надо искать, добывать себе пищу, не сидеть на месте)
-«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет мало толку. Сделай сначала одно дело, а потом берись за другое.)
-«Медведь на ухо наступил» (Нет музыкального слуха, не умеет петь)
-«Делать из мухи слона» (сильно преувеличивать)
Ведущая: Молодцы, и с этим заданием справились!
7. Конкурс «Звери, птицы, рыбы, насекомые».
Участникам необходимо распределить животных, птиц, насекомых, рыб по видам. Каждый вид в свой обруч. В обруч с изображением схемы животного необходимо разместить всех животных; в обруч, где имеется схема насекомого - разместить насекомых; в обруч с изображением схемы птиц- всех птиц; в обруч со схематичным изображением рыб-всех рыб.
Ведущая: предлагаю поиграть в игру «Фразеологический зверинец». Угадайте, кто в нем живет:
-Хитрая, как…лиса, Трусливый, как…заяц, Изворотлив, как…уж, Упрямый, как…осёл, Колючий, как…ёж, Голодный, как…волк, Здоровый, как…бык, Неуклюжий, как…медведь, Ползет, как…черепаха.
Итог викторины: Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
Слово предоставляется жюри.
Награждение команд медалями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия в старшей группе
Итоговое занятие в старшей группеЗадачи· Закрепить время года, весенние месяцы, название перелетных птиц.· Сов...
План-конспект итогового занятия в старшей группе «Опасные и безопасные ситуации». Образовательная область «Безопасность»
Итоговые занятия в старшей группе по безопасности...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»
ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в приро...
Конспект итогового занятия в старшей группе "Кубанские посиделки"
Занятие способстует развитию познавательного интереса у детей, патриотических чувств....
Конспект итогового занятия познавательному развитию «Мир природы, мир человека» в подготовительной группе «Солнышко» компенсирующего вида с ТНР от 6 до 7 лет
Обобщить и систематизировать знания детей о родной стране ее природном окружении....
Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:
Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...