Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: «Дерево-бумага» для дошкольников 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гожуловская Татьяна Александровна

Задачи:

 

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, тако­го же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу).
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevo-bumaga_v_starshey_gruppe.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: «Дерево-бумага» для дошкольников 5-6 лет

Задачи:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу).
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Материалы и оборудование: использование ИКТ; столы для экспериментирования; емкость с водой; деревянные предметы: матрешка, кубик, ложка; книга, коллекция разных видов бумаги, конверт с письмом, посылка.

Раздаточный материал: ножницы; тарелочки с бумагой разных видов, плотности и назначения; посуда для эксперимента с водой.

Ход занятия:

Организационный момент (дети стоят в кругу)

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня хороший день и чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.

1.Сюрпризный момент

Стук в дверь. Заходит почтальон и приносит посылку.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого посылка и что в ней? Посылка из сказочной страны коротышек, город Цветочный, от Незнайки.

(Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные предметы (матрешка, деревянная ложка,  деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем просьба о помощи от Незнайки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети достают из посылки деревянные предметы и называют их)

2. Проблемная ситуация:

Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает письмо)

« Здравствуйте ребята! Знайка загадал мне загадку: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться и разгадать эту загадку!»

Воспитатель: Поможем Незнайке?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете отгадку? Все предметы разные, но что их объединяет?

Дети: Эти предметы сделаны из дерева.

Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?

Дети: Она тоже сделана из дерева.

Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим.

3. Просмотр видеоролика  «Изготовление бумаги».

Воспитатель: Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на  бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. (Просмотр)

Физминутка «Лесорубы»(дети выполняют движения по тексту)

«Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради».

Воспитатель: Ребята, теперь вы узнали, почему дерево и бумагу называют родственниками? 

Дети: Потому что бумагу делают из дерева.

Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага?

Дети: Чтобы на ней писать, рисовать, печатать книги, для упаковки и др.

Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги.

4. Приглашаю ребят посетить выставку изделий из бумаги.

Слайд1 « Что делают из бумаги»

5. Какими свойствами обладает бумага?        

 Воспитатель: Чтобы ответить мы с вами отправимся в лабораторию, проводить опыты с бумагой.

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лаборатории.

1. Внимательно слушать воспитателя;

2. Не шуметь, не мешать друг другу;

3. Аккуратно работать с материалом;

4. Выполнять все задания.

Воспитатель: Еще повторим технику безопасности при работе с ножницами.

Воспитатель: Выберите себе рабочее место.

(Дети подходят к столам, обращаю внимание на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги)

6. Экспериментальная деятельность

Опыт 1.

Воспитатель: А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, какая бумага мнется? (дети сминают разную бумагу: картон, салфетка).

Воспитатель: У всех бумага смялась?

Дети: У всех.

Воспитатель: А всем было легко смять?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? 

Дети: Тонкая – салфетка; плотная – картон

Воспитатель: Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.

Вывод: Бумага мнется, чем толще бумага, тем она крепче.

Опыт 2.

Воспитатель: А теперь проверим, какая бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги от тетрадного листа и от картона)

Воспитатель: Вся бумага порвалась?

Дети: Да

Воспитатель: В каком случае нужно приложить больше усилий?

Дети: Картон чуть – чуть труднее рвется.

Вывод: бумага рвется, чем толще бумага, тем нужно больше усилий.

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмите листы бумаги, ножницы и разрежьте ее.

Воспитатель: Получится ли это у нас?

Дети: Получается. 

Вывод: бумагу можно разрезать

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду(салфетка и картон).

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Намокла.

Воспитатель: Вся бумага намокла?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается).

Дети: Тонкая бумага.

Воспитатель: Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.

Вывод: Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени.

Ответьте на вопрос : «Почему не изготавливают зонтики из бумаги?»

(Ответы детей).

Воспитатель:  подведем итоги наших опытов.

1.  «Бумага мнется».

2. «Бумага рвется».

3.  «Бумага режется».

4.  «Бумага намокает».

Приглашаем детей на физическую минутку:

-Мы бумагу режем, режем,

-Мы бумагу мнем, мнем,

-Мы бумагу клеем, клеем,

-Мы бумагу рвем, рвем.

Повторяем 2 раза и садимся полукругом на стульчики.

Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.
Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает. Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: 

Игра ТРИЗ: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»(ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства.

 И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага. Мы с вами вносим посильный вклад в сохранение деревьев от вырубки. Сдаем макулатуру, бережно относимся к бумаге, не рвем книги, аккуратно рисуем на листе бумаги, не тратим зря салфетки. 

Мы помогли Незнайке и ответили на его вопрос. Вот для него письмо. Спасибо вам, ребята. Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим: тема: «Знакомство с куриным семейством» вторая младшая группа.

Программное содержание: дать первоначальное представление о составе куриной семьи, их внешних отличиях; учить узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые изд...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Цветы на подоконнике" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Цветы на подоконнике" 2 младшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Братья наши меньшие" 2 младшая группа

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Братья наши меньшие" 2 младшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема:"Поход в кабинет врача" 2 младшая группа

конспект  занятия по ознакомлению с окружающим (валеология) тема: "Поход в кабинет врача" 2 младшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Труд врача. О профессии" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим (валеология) тема: "Труд врача. О профессии" 2 младшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...