Опыт работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)
Развитие интереса и воспитание бережного отношения к природным объектам у детей 3 года жизни!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя второй группы раннего на тему: «Воспитание у детей раннего возраста интереса и бережного отношения к объектам природы через разные виды деятельности»
Выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру.
Работаю по методике Соломенниковой, которая подчеркивала, что познавательный интерес и бережное отношение можно развить во время ежедневных наблюдений и рассматриваний, в процессе трудовых действий, при использовании фольклора и конечно же в играх, как дидактических, так и подвижных.
Цель: Воспитание у детей раннего возраста интереса и бережного отношения к объектам природы через разные виды деятельности
Задачи:
Познакомить детей третьего года жизни с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не рвать растения, не подходить к незнакомым животным, не дразнить их и др.);
Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям, поощрять их любознательность при ознакомлении с объектами природы;
Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природного мира, воспитывать бережное отношение к окружающему миру природы;
Включать родителей в образовательный процесс по экологическому воспитанию детей раннего возраста через разные формы взаимодействия;
Обогащать предметно-развивающую среду группы пособиями по закреплению представлений о природных явлениях и объектах.
Соломенникова подчеркивала, только интеграция разных разделов программы позволит сформировать более полные представления о природных явлениях и объектах. Поэтому в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы работы в разных видах деятельности и обязательно в комплексе, правильно сочетать их между собой. Три блока деятельностей, внутри которых формы взаимодействия – на занятиях, в играх, во время прогулок, во время чтения и рисования.
Как только малыш начинает посещать детский сад задача воспитателя - помочь ему открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям. В мае на своем прогулочном участке на нашей маленькой клумбе мы вместе сажаем цветы – это непосредственное общение с миром природы: земля, цветок, вода. Я всегда поощряю желание помогать взрослым, потому что каждый ребенок должен почувствовать важность того, что он делает. Гуляя, дети будут наблюдать, восхищаться и любоваться красотой клумбы, изучать цвет, запах, величину живых объектов природы.
Разные виды деятельности с целью экологического воспитания малышей в основном проходят на прогулках: в разное время года мы наблюдаем за явлениями природы: листопад и снегопад, солнышко и ветер; играем в подвижные игры, которые помогают через характерные движения лучше узнавать мир животных, в первую очередь – домашних; у нас на территории детского сада имеется много клумб, огород, разнообразные деревья. Поэтому я с ребятками провожу целевые прогулки, на которых мы учимся аккуратно рассматривать и любоваться, не навредить, подмечаем изменения в росте и внешнем виде у растительности. У Соломенниковой имеется перечень наблюдений с задачами, содержанием и связь с различными видами детской деятельности.
Параллельно в группе создаем и поддерживаем экологически необходимые условия для комнатных растений — это важнейшее мероприятие в повседневной жизни. В разные часы пребывания детей в ДОУ, я вовлекаю детей в совместную трудовую деятельность. Я ухаживаю за растениями (у нас их три: фикус, лилия и цветущий спатифиллиум) сама, но обязательно в присутствии детей, привлекая внимание к своим действиям, предлагаю посмотреть, как льется вода из лейки, как она поглощается землей. В процессе работы я объясняю детям, что поливают и вытирают растения для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая за комнатными растениями в присутствии детей, я предлагаю погладить плотные гладкие листочки растений, понюхать, полюбоваться цветками.
Для закрепления явлений природы у нас в группе висит цветная каруселька, на лентах которой мы меняем признаки погоды: солнышко и облако обозначает теплую и ясную погоду; а тучи и капельки – пасмурность и дождливость. Детям я читаю произведения, доступные по возрасту про природу:
разнообразные русские народные песенки и потешки, а также народов мира, стихи поэтов России – Клоковой, Жуковской, рассказы писателей России – Бианки, Толстой, Чарушин.
Вместе с музыкальным руководителем проводим кукольные спектакли – это досуговая деятельность, как итоговое мероприятие.
На занятиях по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в рисунках. Активно я предлагаю бросовый материал, который помогает быстро нарисовать цветочки, листочки, веточки, снежок: штампики, трафаретики, губки, и конечно же свои ладошки и пальчики. Картинка помогает лучше запомнить объект природы, почувствовать его красоту и неповторимость.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды. В нашей группе есть природный уголок, с подобранными растениями для детей раннего возраста. Имеется разнообразный материал: дидактические игры, природный материал, наглядный материал – серия «Мир в картинках» и «Рассказы по картинкам», макет «Вода и суша», панно «Дерево».
Очень тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного. Просвещаем родителей в газете ДОУ «Лучик» - она у нас имеется на сайте в специальной вкладке. А также в бумажном варианте и находится в родительском уголке. Последняя моя статья называется «Пальчиковые игры с экологическим содержанием». Ежеквартально оформляем выставки семейных творческих работ из разного бросового и природного материала. Чаще всего поделки посвящены природе, ее красоте и разнообразию.
Предлагаю активные формы сотрудничества – это индивидуальные фотовыставки «Мой любимый домашний друг», или «Семейные походы в зоопарк»; родители охотно делятся личным опытом общения с животными в выходные или в деревне во время отпуска, каникул детей.
В 2021 году одна из семей стала лауреатом традиционного конкурса «Как любить ребенка». Я им предложила тему «Как мы учим своего ребенка любить» с акцентом на мир природы. Родители сами хорошо понимают, что необходимо как можно раньше и обязательно своим положительным примером научить ребенка любить и беречь природный мир. Данный положительный опыт семейного воспитания еще раз подчеркнул правильность высказывания педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой, что «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы».
Данная литература помогает мне подобрать в комплексе разные виды деятельности и формы работы с малышами. Чтобы ребенок получил обобщенные представления; сформировались положительные черты характера, полезные привычки - не мусорить, не ломать, не топтать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"
опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...
"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического вос...
Экологическое воспитание детей раннего возраста. (Из опыта работы).
Много лет работая воспитателем в детском саду я воспитывала в детях любовь к природе ....
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....
Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...
Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»
Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...