Конспект "Подарок дедушки Леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта занятия с использованием технологии "Ситуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_att-yu.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием образовательной технологии «Ситуация» и интерактивной доски SMART Notebook.

Токарь И.М.

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126

Тема: «Подарок от дедушки Леса»

Группа детей: подготовительная группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Оборудование и материалы: интерактивная доска SMART Notebook; маркеры; задания для интерактивной доски; видеописьмо;  сундучок  с сюрпризом; знаки о правилах поведения в лесу;  фломастеры; простые    карандаши; бумага;  знаки о правилах дорожного движения;  мультфильм  «Пожар в лесу» (https://www.youtube.com/watch?v=uqBeIrDaw2k); плакаты «Пожар в лесу» «Способы спасения при  лесном пожаре»; коробочка с хвоей; пиктограмма стихотворения;  модели растений; игра «Составь слово»;  изображения хвойных деревьев с кармашком для хвои (ель, сосна, кедр); «Красная книга растений иркутской области».

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Воспитывать экологическую грамотность детей.

Образовательные задачи. 

Познакомить с правилами безопасного поведения в лесу во время пожара для человека  и для окружающей природы.

Обогащать  и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях.

Расширять знания детей о хвойных деревьях, закрепить названия, отличительные признаки.

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями. Познакомить с Красной книгой растений родного края.

Развивающие задачи. 

Развивать и обогащать активный словарь  (шумели, шушукались, верхи, вечнозеленые). Приобщать к словесному искусству: пополнять литературный запас стихотворениями, загадками, динамическими паузами, скороговорками о природе.

Развивать внимание, память, речь, воображение.

Воспитательные задачи. 

Продолжать формировать навыки культурного поведения в природе. Формировать желание оказывать посильную помощь в охране редких и исчезающих растений Прибайкалья.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Используемая технология: технология «Ситуация»

Используемая форма организации занятия: фронтальное занятие.

Предварительная работа:

Беседа о правилах культурного поведения в лесу.

Рассматривание  иллюстраций, фотографий, альбома с растениями родного края.

Чтение книги Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких».  

Проектная деятельность – проект «Мои любимые деревья».

Беседа и  рассматривание плаката «Три царства растений».

Опытно-исследовательская деятельность: «фабрика питания», «как питаются растения». Рисование и лепка, конструирование на занятиях по теме «Растения».

Прослушивание музыкальных произведений о природе.

Рассматривание и чтение энциклопедии.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация постановка проблемы)

Организационный момент: артикуляционная гимнастика.

Встаньте в круг:

«Язычок проснулся, выглянул в окно – посмотрел направо, посмотрел налево (2-3 раза); решил язычок подмести в доме пол, побелить потолок, промыть  стены, осмотрелся  язычок  кругом – понравилась ему его работа и, довольный собой, пошел  гулять на   улицу. Повстречался язычку друг,  и  стали они играть в футбол, увидел лошадку и поскакал, посмотрел язычок на часы и решил вернуться домой  -  завтракать: взял чашечку, вкусное варенье, ах как хорошо!»

 Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое...»

Стук в дверь: принесли письмо и сундучок.

-В детский сад пришла необычная посылка. Не пойму от кого она. Как вы думаете, кто мог ее прислать?

Видеофрагмент с обращением дедушки Леса: «Милые ребятки,  я дедушка Лес.  Лес,  в котором я живу в опасности, помогите мне спасти его, а для этого нужно открыть волшебный сундучок и прочесть то, что там написано. Открыть сундучок  можно только с помощью волшебных слов. Их вы узнаете,  если расставите все цифры по порядку и прочтете мой наказ.  Под каждой цифрой вас ждут задания. Выполнить их смогут только те,  кто знает и любит природу. Удачи  вам!»

-Ребята, хотите помочь дедушке Лесу? А сможете?

-Хотите узнать,  что в сундучке?  Выполним  задания? Ну, тогда отправимся в путешествие. А в дорогу мы  возьмем ваше внимание, ваше старание, вашу смекалку.

Подходят, рассматривают, выдвигают версии, доказывают, слушают, принимают решения.

Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию и предстоящей деятельности.

Проявляют желание помочь дедушке Лесу.

Принимают поставленную задачу.

2. Актуализация знаний и умений

СЛАЙД № 1

- Здесь скрываются загадки:

 Есть у ребят зеленый друг.

 Веселый друг, хороший

 Он им протянет сотни рук

 И тысячи ладошек.

                          (лес)

Слетают с  ветки  золотые  монетки

                                         (листья)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                         (ель)

- Проверим ваши ответы.

- Молодцы,  правильно отгадали загадки. Можем открыть букву под цифрой 1.(Б)

СЛАЙД № 2

Дедушка Лес обращается к нам с просьбой разобраться со знаками, чтобы  люди, которые приходят в лес, помнили как надо правильно вести себя в лесу.  

-А теперь ребята, садитесь за столы. Зарисуйте несколько знаков. Рисовать надо быстро,  на счет пять работу заканчиваем: один, два, три, четыре, пять!  

-Миша выйди к доске и зачеркни маркером  то, чего нельзя делать в лесу.

Можем открыть букву под цифрой 2.(Е)

Отгадывают загадки, открывают ответы на интерактивной доске (если ответ не верный, отгадка не открывается).

Рассматривают и объясняют значение изображенных знаков, убирают лишние знаки. Объясняют свой выбор. Рассуждают.

Схематично рисуют знаки по правилам поведения в лесу. Объясняют, какие знаки нарисовали и  почему.

Выделение важных знаний, необходимых для открытия нового.

Постановка и принятие образовательной задачи.

 Развитие способности к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы.

Развитие логического мышления.

3. Затруднение в ситуации

СЛАЙД № 3

- Давайте рассмотрим несколько плакатов («Пожар в лесу», «Способы спасения при  лесном пожаре»).  

-Как вы думаете,  от чего  может произойти пожар в лесу?

-Весной в лесу много сухой травы.  

-А вы смогли бы затушить огонь?

-Что нам нужно узнать? Чему научиться?

Проблемный вопрос:

-Как затушить небольшой огонь?  

-Как вести себя,  если огонь разыгрался не на шутку и самостоятельно мы его не потушим? (знакомит с правилами по схеме: если есть водоем – окунуться в воду, намочить полотенце и закрыть им голову, закрыть платком нос и рот,  убегать в ту сторону, откуда дует ветер).  И обязательно нужно сообщить взрослым, позвонить по телефону. Теперь дедушка Лес знает, что мы умеем правильно вести себя в лесу и приходим в лес его друзьями и дарит нам небольшой мультфильм «Пожар в лесу»  (просмотр).  

-Запомните: пожар самая большая опасность в лесу, поэтому нельзя разводить костер без взрослых, не баловаться с огнем.

Дети взяли в руки спички

Нет жилья у бедной птички

После страшного огня

Не осталось даже пня.

Открываем букву под цифрой  3  (Р)

Куда же нам идти дальше?

(ответы детей)

Правильно к цифре 4, здесь нас ждет задание за столами.

Задание «Собери модель растения из частей». 

-Что у вас получилось?  К какому «царству»  растений  они принадлежат?  (травы).  

СЛАЙД № 4 (изображение 3 царств растений – деревья, кустарники, травы)

Открываем следующую букву.

Под какой цифрой мы только что выполняли задание? (Е)

Где же искать следующее?

Д: Под цифрой   5.

СЛАЙД № 5 (пиктограмма на стихотворение)

В: Здесь дедушка Лес предлагает нам выучить  стихотворение   по пиктограмме.

-Послушайте:

Дружно лопаются почки

Распускаются листочки

На траве роса лежит

Лось за радугой бежит.

Вам понравилось стихотворение?

Разучивают.

 А теперь проверим вашу наблюдательность. Кто первым рассказал это стихотворение?

Кто рассказал  последним?

Сколько всего детей рассказали это стихотворение?

Кто отвечал после Маши?

В: Откроем букву под цифрой 5 (Г)

Под  цифрой  6 дедушка Лес  нам предлагает  отдохнуть, становитесь в круг (динамическая пауза).

По тропинке в лес пойдем

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы на право,

Посмотрели вверх на солнце,

Посмотрели вниз на травку,

Ах, как красиво!

А теперь без меня  еще раз повторите. Сможете? Молодцы. Открываем следующую букву (И).  Напомните мне  на какую цифру мы только что выполняли задание?  Правильно 6.

Выдвигают гипотезы, отвечают на проблемные вопросы. Затрудняются в выборе средств,  для тушения  лесного пожара.

Рассматривают, разбирают правила по схемам, обсуждают, делятся своими умозаключениями по данному вопросу.

Просматривают небольшой мультфильм (00.39 мин.)

Работают с моделями, объясняют какая часть растений, к какой модели относится (деревья, кустарники, травы).

Закрепляют полученный результат, проверяют по слайду № 4.

Разучивают стихотворение по пиктограмме.

Выделение важных знаний.

Обогащение активного словаря детей.

Использование речи для выражения своих мыслей, чувств.

Построение речевого высказывания в ситуации общения.

Тренируют внимание, память, отвечая на вопросы воспитателя.

Обогащение  представлений  о деревьях, кустарниках, травянистых растениях.

.

4. «Открытие» нового знания

-Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Как мы это сможем узнать?

-Хорошая идея посмотреть энциклопедию, в интернете, спросить взрослых. А здесь для вас есть плакаты, может они нам помогут узнать что-то новое.

Под цифрой 7 задание «Узнай и назови деревья». Посмотрите ребята, вы узнали эти деревья? Как можно  назвать их, одним словом? Почему они так называются?  Что такое хвоя? (рассказ воспитателя о хвойных деревьях, хвоя - видоизмененные листья, особенности роста, особенности хвои разных деревьев).

-Как называются плоды хвойных деревьев?  Что в коробочке?

Игра «Чья хвоя?»

(воспитатель как бы нечаянно рассыпает хвою с разных деревьев).  Давайте ребята соберем  и подарим хвою тем деревьям, которым она принадлежит.  У какого дерева самая короткая хвоя? У какого хвойного дерева хвоя растет парами? Самая длинная? На каком дереве самые вкусные орешки? А каким еще словом  можно назвать эти деревья?  (вечнозеленые)  А я знаю скороговорку о  сосне: шумели, шушукались верхи высоких сосен (повторяют несколько раз с убыстрением).

Открываем букву под цифрой 7 (Л).

Куда пойдем дальше?

Д: к цифре 8.

Слушают, отвечают на вопросы.

Выдвигают свои варианты ответов (посмотреть в интернете, прочесть в энциклопедии, спросить у взрослых, у ученых)

Помогают воспитателю разобрать хвою и «подарить» ее деревьям.

Повторяют трудные слова: шумели, шушукались, верхи, вечнозеленые.  

Расширение знаний детей о хвойных деревьях.

Обогащение  и активизация словаря детей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Под цифрой 8  дедушка Лес нас спрашивает, знаете ли вы растения, которых осталось совсем мало в нашем родном краю?

Д: башмачок, купальница, пион, кизильник  и т.д.

Правильно.  А как вы  думаете, почему их становится все меньше и меньше? И что же с ними может случиться? Что нужно делать,  чтобы эти растения не исчезли совсем?

Для того чтобы сохранить их человек  записывает в специальную книгу она называется  «Красная книга редких и исчезающих видов растений». Посмотрите вот она.  Видите,  какая она большая, сколько в нее занесено растений и все они просят нашей помощи и защиты. И деревья с которыми мы с вами  познакомились: ель, сосна, кедр,  нуждаются в защите. Их пока не записали в Красную книгу растений Иркутской области. И если все люди не изменят своего отношения к  растениям, то скоро наша земля  потеряет  многие виды растений.

Открываем букву под цифрой 8 (Е).

А сейчас последнее задание: у дедушки Леса на полянке растут два дерева,  и он хочет узнать,  хорошо ли они приготовились к зиме и перезимовали. Что накапливают деревья в своих клеточках - «амбарчиках» чтобы перезимовать и не замерзнуть (правильно, крахмал).  Дедушка Лес  прислал нам немного сока с этих деревьев,  и просит проверить,  какое дерево нуждается  в помощи, а какое нет. На вид сок в баночках одинаковый,  вспомните опыт с сырой картошкой,  что мы делали?  Правильно капали йод. Что мы видим?  

 Сделаем  вывод, что дерево под №1 запасло достаточно крахмала и хорошо пережило зиму,  а дерево под № 2 может пострадать суровой зимой.

Открываем последнюю букву (С),  Прочтите   наказ дедушки  Леса: БЕРЕГИ ЛЕС.

Рассуждают, отвечают на вопросы, рассматривают «Красную книгу редких и исчезающих видов растений».

Участвуют в опытно-экспериментальной деятельности, делают выводы.

Закрепление у детей нового знания.

Проявление желания оказать посильную помощь в охране растений.

Развитие опытно-исследовательских навыков.

6. Осмысление

(рефлексия, итог)

Берегите Землю! Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики.

На тропинках солнечные блики

На камнях играющего краба

Над пустыней тень от баобаба

Ястреба парящего над полем

Ясный месяц над речным  покоем.

Ласточку,  мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

-Можем посмотреть,  что у нас в сундучке.

-Вы любите чудеса? Закрывайте глаза: раз, два, три,  чудо приди!  Это чудо-шар, с помощью его мы можем в любое время вернуться в лето и послушать наш лес, услышать шелест травы и пение птиц.  

-Что вам сегодня больше всего понравилось?

- Что нового узнали?

Если все мы вместе взрослые и дети будем беречь и охранять лес, то он будет долго радовать нас чистым воздухом прохладой.

Ответы, рассуждения детей.

Развитие активного словаря детей.

Проявляют желание и пытаются анализировать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие с детьми «Подарок от дедушки леса»

Конспект занятия по экологии для детей логопедической группы...

Конспект занятия "Подарок Фиолетового леса"

Схема конспекта занятия Педагог (Ф.И.О.) Татьяна Александровна КузнецоваОбразовательная область - Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Возрастная группа: ст...

Занятие по ФЭМП в старшей группе "Подарок Дедушки Мороза"

Упражнять в пространственной ориентировке на листе бумаги.закреплять умение составлять из частей целое.формировать навыки порядкового счёта.развивать общую и мелкую моторику....

Масстер класс по конструированию для детей с ОВЗ на тему:" Подарок дедушке Морозу".

Цель: Формирование потребности одаривать других по средствам изготовления поздравительных поделок «Сапожки деду Морозу»; формирование положительного отношения к труду....

Конспект по рисованию в подготовительной группе "Подарок Дедушке Морозу"

Целью занятия "Подарок Дедушке Морозу"по рисованию является: развитие творческих способностей у детей, расширение  представлений о средствах выразительности. https://nsportal.ru/al...

План-Конспект "Подарок на 23 февраля для папы, брата, дедушки"

Изготовление подарка своими руками в технике аппликация.Обобщение знаний детей о Дне Защитника Отечества.Воспитание у детей чувства любви к Родине.Танк из счетных палочек....

Конспект занятия по аппликации в младшей группе на тему: "Подарок Дедушке Морозу".

Познакомить детей с праздником День рождения Деда Мороза, с историей возникновения и традициями праздника. Формировать интерес детей к созданию общего рисунка. Подводить детей к пониманию преимущ...