Конспект "Подарок дедушки Леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта занятия с использованием технологии "Ситуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_att-yu.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием образовательной технологии «Ситуация» и интерактивной доски SMART Notebook.
Токарь И.М.
Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126
Тема: «Подарок от дедушки Леса»
Группа детей: подготовительная группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Оборудование и материалы: интерактивная доска SMART Notebook; маркеры; задания для интерактивной доски; видеописьмо; сундучок с сюрпризом; знаки о правилах поведения в лесу; фломастеры; простые карандаши; бумага; знаки о правилах дорожного движения; мультфильм «Пожар в лесу» (https://www.youtube.com/watch?v=uqBeIrDaw2k); плакаты «Пожар в лесу» «Способы спасения при лесном пожаре»; коробочка с хвоей; пиктограмма стихотворения; модели растений; игра «Составь слово»; изображения хвойных деревьев с кармашком для хвои (ель, сосна, кедр); «Красная книга растений иркутской области».
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать экологическую грамотность детей.
Образовательные задачи.
Познакомить с правилами безопасного поведения в лесу во время пожара для человека и для окружающей природы.
Обогащать и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях.
Расширять знания детей о хвойных деревьях, закрепить названия, отличительные признаки.
Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями. Познакомить с Красной книгой растений родного края.
Развивающие задачи.
Развивать и обогащать активный словарь (шумели, шушукались, верхи, вечнозеленые). Приобщать к словесному искусству: пополнять литературный запас стихотворениями, загадками, динамическими паузами, скороговорками о природе.
Развивать внимание, память, речь, воображение.
Воспитательные задачи.
Продолжать формировать навыки культурного поведения в природе. Формировать желание оказывать посильную помощь в охране редких и исчезающих растений Прибайкалья.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Используемая технология: технология «Ситуация»
Используемая форма организации занятия: фронтальное занятие.
Предварительная работа:
Беседа о правилах культурного поведения в лесу.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбома с растениями родного края.
Чтение книги Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких».
Проектная деятельность – проект «Мои любимые деревья».
Беседа и рассматривание плаката «Три царства растений».
Опытно-исследовательская деятельность: «фабрика питания», «как питаются растения». Рисование и лепка, конструирование на занятиях по теме «Растения».
Прослушивание музыкальных произведений о природе.
Рассматривание и чтение энциклопедии.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1. Введение в ситуацию (мотивация постановка проблемы) | Организационный момент: артикуляционная гимнастика. Встаньте в круг: «Язычок проснулся, выглянул в окно – посмотрел направо, посмотрел налево (2-3 раза); решил язычок подмести в доме пол, побелить потолок, промыть стены, осмотрелся язычок кругом – понравилась ему его работа и, довольный собой, пошел гулять на улицу. Повстречался язычку друг, и стали они играть в футбол, увидел лошадку и поскакал, посмотрел язычок на часы и решил вернуться домой - завтракать: взял чашечку, вкусное варенье, ах как хорошо!» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое...» Стук в дверь: принесли письмо и сундучок. -В детский сад пришла необычная посылка. Не пойму от кого она. Как вы думаете, кто мог ее прислать? Видеофрагмент с обращением дедушки Леса: «Милые ребятки, я дедушка Лес. Лес, в котором я живу в опасности, помогите мне спасти его, а для этого нужно открыть волшебный сундучок и прочесть то, что там написано. Открыть сундучок можно только с помощью волшебных слов. Их вы узнаете, если расставите все цифры по порядку и прочтете мой наказ. Под каждой цифрой вас ждут задания. Выполнить их смогут только те, кто знает и любит природу. Удачи вам!» -Ребята, хотите помочь дедушке Лесу? А сможете? -Хотите узнать, что в сундучке? Выполним задания? Ну, тогда отправимся в путешествие. А в дорогу мы возьмем ваше внимание, ваше старание, вашу смекалку. | Подходят, рассматривают, выдвигают версии, доказывают, слушают, принимают решения. | Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию и предстоящей деятельности. Проявляют желание помочь дедушке Лесу. Принимают поставленную задачу. |
2. Актуализация знаний и умений | СЛАЙД № 1 - Здесь скрываются загадки: Есть у ребят зеленый друг. Веселый друг, хороший Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (лес) Слетают с ветки золотые монетки (листья) Что же это за девица? Не швея, не мастерица, А в иголках круглый год. (ель) - Проверим ваши ответы. - Молодцы, правильно отгадали загадки. Можем открыть букву под цифрой 1.(Б) СЛАЙД № 2 Дедушка Лес обращается к нам с просьбой разобраться со знаками, чтобы люди, которые приходят в лес, помнили как надо правильно вести себя в лесу. -А теперь ребята, садитесь за столы. Зарисуйте несколько знаков. Рисовать надо быстро, на счет пять работу заканчиваем: один, два, три, четыре, пять! -Миша выйди к доске и зачеркни маркером то, чего нельзя делать в лесу. Можем открыть букву под цифрой 2.(Е) | Отгадывают загадки, открывают ответы на интерактивной доске (если ответ не верный, отгадка не открывается). Рассматривают и объясняют значение изображенных знаков, убирают лишние знаки. Объясняют свой выбор. Рассуждают. Схематично рисуют знаки по правилам поведения в лесу. Объясняют, какие знаки нарисовали и почему. | Выделение важных знаний, необходимых для открытия нового. Постановка и принятие образовательной задачи. Развитие способности к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы. Развитие логического мышления. |
3. Затруднение в ситуации | СЛАЙД № 3 - Давайте рассмотрим несколько плакатов («Пожар в лесу», «Способы спасения при лесном пожаре»). -Как вы думаете, от чего может произойти пожар в лесу? -Весной в лесу много сухой травы. -А вы смогли бы затушить огонь? -Что нам нужно узнать? Чему научиться? Проблемный вопрос: -Как затушить небольшой огонь? -Как вести себя, если огонь разыгрался не на шутку и самостоятельно мы его не потушим? (знакомит с правилами по схеме: если есть водоем – окунуться в воду, намочить полотенце и закрыть им голову, закрыть платком нос и рот, убегать в ту сторону, откуда дует ветер). И обязательно нужно сообщить взрослым, позвонить по телефону. Теперь дедушка Лес знает, что мы умеем правильно вести себя в лесу и приходим в лес его друзьями и дарит нам небольшой мультфильм «Пожар в лесу» (просмотр). -Запомните: пожар самая большая опасность в лесу, поэтому нельзя разводить костер без взрослых, не баловаться с огнем. Дети взяли в руки спички Нет жилья у бедной птички После страшного огня Не осталось даже пня. Открываем букву под цифрой 3 (Р) Куда же нам идти дальше? (ответы детей) Правильно к цифре 4, здесь нас ждет задание за столами. Задание «Собери модель растения из частей». -Что у вас получилось? К какому «царству» растений они принадлежат? (травы). СЛАЙД № 4 (изображение 3 царств растений – деревья, кустарники, травы) Открываем следующую букву. Под какой цифрой мы только что выполняли задание? (Е) Где же искать следующее? Д: Под цифрой 5. СЛАЙД № 5 (пиктограмма на стихотворение) В: Здесь дедушка Лес предлагает нам выучить стихотворение по пиктограмме. -Послушайте: Дружно лопаются почки Распускаются листочки На траве роса лежит Лось за радугой бежит. Вам понравилось стихотворение? Разучивают. А теперь проверим вашу наблюдательность. Кто первым рассказал это стихотворение? Кто рассказал последним? Сколько всего детей рассказали это стихотворение? Кто отвечал после Маши? В: Откроем букву под цифрой 5 (Г) Под цифрой 6 дедушка Лес нам предлагает отдохнуть, становитесь в круг (динамическая пауза). По тропинке в лес пойдем Лужу мимо обойдем, Перепрыгнем ручеек, Посмотрели мы налево, Посмотрели мы на право, Посмотрели вверх на солнце, Посмотрели вниз на травку, Ах, как красиво! А теперь без меня еще раз повторите. Сможете? Молодцы. Открываем следующую букву (И). Напомните мне на какую цифру мы только что выполняли задание? Правильно 6. | Выдвигают гипотезы, отвечают на проблемные вопросы. Затрудняются в выборе средств, для тушения лесного пожара. Рассматривают, разбирают правила по схемам, обсуждают, делятся своими умозаключениями по данному вопросу. Просматривают небольшой мультфильм (00.39 мин.) Работают с моделями, объясняют какая часть растений, к какой модели относится (деревья, кустарники, травы). Закрепляют полученный результат, проверяют по слайду № 4. Разучивают стихотворение по пиктограмме. | Выделение важных знаний. Обогащение активного словаря детей. Использование речи для выражения своих мыслей, чувств. Построение речевого высказывания в ситуации общения. Тренируют внимание, память, отвечая на вопросы воспитателя. Обогащение представлений о деревьях, кустарниках, травянистых растениях. . |
4. «Открытие» нового знания | -Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Как мы это сможем узнать? -Хорошая идея посмотреть энциклопедию, в интернете, спросить взрослых. А здесь для вас есть плакаты, может они нам помогут узнать что-то новое. Под цифрой 7 задание «Узнай и назови деревья». Посмотрите ребята, вы узнали эти деревья? Как можно назвать их, одним словом? Почему они так называются? Что такое хвоя? (рассказ воспитателя о хвойных деревьях, хвоя - видоизмененные листья, особенности роста, особенности хвои разных деревьев). -Как называются плоды хвойных деревьев? Что в коробочке? Игра «Чья хвоя?» (воспитатель как бы нечаянно рассыпает хвою с разных деревьев). Давайте ребята соберем и подарим хвою тем деревьям, которым она принадлежит. У какого дерева самая короткая хвоя? У какого хвойного дерева хвоя растет парами? Самая длинная? На каком дереве самые вкусные орешки? А каким еще словом можно назвать эти деревья? (вечнозеленые) А я знаю скороговорку о сосне: шумели, шушукались верхи высоких сосен (повторяют несколько раз с убыстрением). Открываем букву под цифрой 7 (Л). Куда пойдем дальше? Д: к цифре 8. | Слушают, отвечают на вопросы. Выдвигают свои варианты ответов (посмотреть в интернете, прочесть в энциклопедии, спросить у взрослых, у ученых) Помогают воспитателю разобрать хвою и «подарить» ее деревьям. Повторяют трудные слова: шумели, шушукались, верхи, вечнозеленые. | Расширение знаний детей о хвойных деревьях. Обогащение и активизация словаря детей. |
5. Включение нового знания в систему знаний. | Под цифрой 8 дедушка Лес нас спрашивает, знаете ли вы растения, которых осталось совсем мало в нашем родном краю? Д: башмачок, купальница, пион, кизильник и т.д. Правильно. А как вы думаете, почему их становится все меньше и меньше? И что же с ними может случиться? Что нужно делать, чтобы эти растения не исчезли совсем? Для того чтобы сохранить их человек записывает в специальную книгу она называется «Красная книга редких и исчезающих видов растений». Посмотрите вот она. Видите, какая она большая, сколько в нее занесено растений и все они просят нашей помощи и защиты. И деревья с которыми мы с вами познакомились: ель, сосна, кедр, нуждаются в защите. Их пока не записали в Красную книгу растений Иркутской области. И если все люди не изменят своего отношения к растениям, то скоро наша земля потеряет многие виды растений. Открываем букву под цифрой 8 (Е). А сейчас последнее задание: у дедушки Леса на полянке растут два дерева, и он хочет узнать, хорошо ли они приготовились к зиме и перезимовали. Что накапливают деревья в своих клеточках - «амбарчиках» чтобы перезимовать и не замерзнуть (правильно, крахмал). Дедушка Лес прислал нам немного сока с этих деревьев, и просит проверить, какое дерево нуждается в помощи, а какое нет. На вид сок в баночках одинаковый, вспомните опыт с сырой картошкой, что мы делали? Правильно капали йод. Что мы видим? Сделаем вывод, что дерево под №1 запасло достаточно крахмала и хорошо пережило зиму, а дерево под № 2 может пострадать суровой зимой. Открываем последнюю букву (С), Прочтите наказ дедушки Леса: БЕРЕГИ ЛЕС. | Рассуждают, отвечают на вопросы, рассматривают «Красную книгу редких и исчезающих видов растений». Участвуют в опытно-экспериментальной деятельности, делают выводы. | Закрепление у детей нового знания. Проявление желания оказать посильную помощь в охране растений. Развитие опытно-исследовательских навыков. |
6. Осмысление (рефлексия, итог) | Берегите Землю! Берегите. Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повелики. На тропинках солнечные блики На камнях играющего краба Над пустыней тень от баобаба Ястреба парящего над полем Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! -Можем посмотреть, что у нас в сундучке. -Вы любите чудеса? Закрывайте глаза: раз, два, три, чудо приди! Это чудо-шар, с помощью его мы можем в любое время вернуться в лето и послушать наш лес, услышать шелест травы и пение птиц. -Что вам сегодня больше всего понравилось? - Что нового узнали? Если все мы вместе взрослые и дети будем беречь и охранять лес, то он будет долго радовать нас чистым воздухом прохладой. | Ответы, рассуждения детей. | Развитие активного словаря детей. Проявляют желание и пытаются анализировать полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мероприятие с детьми «Подарок от дедушки леса»
Конспект занятия по экологии для детей логопедической группы...
Конспект занятия "Подарок Фиолетового леса"
Схема конспекта занятия Педагог (Ф.И.О.) Татьяна Александровна КузнецоваОбразовательная область - Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Возрастная группа: ст...
Занятие по ФЭМП в старшей группе "Подарок Дедушки Мороза"
Упражнять в пространственной ориентировке на листе бумаги.закреплять умение составлять из частей целое.формировать навыки порядкового счёта.развивать общую и мелкую моторику....
Масстер класс по конструированию для детей с ОВЗ на тему:" Подарок дедушке Морозу".
Цель: Формирование потребности одаривать других по средствам изготовления поздравительных поделок «Сапожки деду Морозу»; формирование положительного отношения к труду....
Конспект по рисованию в подготовительной группе "Подарок Дедушке Морозу"
Целью занятия "Подарок Дедушке Морозу"по рисованию является: развитие творческих способностей у детей, расширение представлений о средствах выразительности. https://nsportal.ru/al...
План-Конспект "Подарок на 23 февраля для папы, брата, дедушки"
Изготовление подарка своими руками в технике аппликация.Обобщение знаний детей о Дне Защитника Отечества.Воспитание у детей чувства любви к Родине.Танк из счетных палочек....
Конспект занятия по аппликации в младшей группе на тему: "Подарок Дедушке Морозу".
Познакомить детей с праздником День рождения Деда Мороза, с историей возникновения и традициями праздника. Формировать интерес детей к созданию общего рисунка. Подводить детей к пониманию преимущ...