Познавательно - творческий проект «В мире русской избы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передачи пдрастающему поколению житейского, духовного опыта накопленного предшествующими поколениеми является основной целью воспитания во все времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно - творческий проект «В мире русской избы» | 665.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - творческий проект
«В мире русской избы»
Подготовила: Егоркина Надежда Алексеевна
Место работы: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» м.р. Волжский Самарской обл.
Должность: воспитатель
Стаж работы: 6 лет
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название проекта: «В мире русской избы»
Тип проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (3недели)
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Участники проекта: дети, воспитатель, муз.руководитель, родители
Актуальность проекта: Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями является основной целью воспитания во все времена. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зенковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Из особенностей развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, а так же ориентации на социальные отношения в мире взрослых можно предположить следующее: период пяти - семи лет является наиболее оптимальным для целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Актуальность данной проблемы определила выбор темы «В мире русской избы».
Цель проекта: Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту.
Задачи проекта:
1.Создать обстановку и атмосферу, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особые ощущения и эмоциональные переживания в изучении традиционной культуры русского народа.
2.Посетить школьный музей «Русская изба», познакомить детей с убранством русской избы и с предметами быта.
3.Обобщить и закрепить представление о русском народном костюме, показать приёмы украшения одежды.
3.Познакомить с традиционным праздником «Покров».
4.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, играми; активизировать словарь по теме.
5.Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
Изобразительно - прикладного искусства и устного народного творчества.
6.Формировать у родителей позицию активных участников и партнёров воспитательно - образовательного процесса.
Ожидаемые результаты проекта:
Сформирован интерес к русской национальной культуре и быту; понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции.
План работы познавательно - творческого проекта
I. Этап: Подготовительный (1неделя)
- накопление и систематизация информации по проблеме;
- консультации для родителей;
- подбор и изготовление дидактических игр;
- обогащение предметной среды группы.
II. Этап: Основной (2 неделя)
- создание в условиях ДОУ традиционного русского жилища;
- расширение сведений у детей об обычаях, традициях, народных костюмах, народных промыслах и ремёслах русского народа;
- погружение ребёнка и проживание им атмосферы устного народного и декоративно - прикладного творчества.
III. Этап: Обобщающий (3неделя)
- систематизация материалов;
- пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к
истории своего народа;
- обогащение эмоциональной сферы участников проекта;
- становление национального самосознания, гражданско-патриотического
поведения у всех участников проекта.
Мероприятия познавательно - творческого проекта
Подготовительный этап:
Экскурсия в школьный музей «Русская изба».
Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов – «предметов старины».
Изучение литературы, информации интернет - ресурсов.
Оформление наглядного материала для родителей. Консультации: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
Основной этап:
Оформление мини - музея «Русская изба».
Беседы с детьми на тему: «Что такое русская изба»; «Во что играли в старину дети»; «Предметы быта дожившие до наших дней»
Знакомство с художественной литературой; чтение и заучивание (потешек, загадок, поговорок, пословиц, закличек, дразнилок, пестушек, скороговорок).
Просмотр слайдов «Старинные предметы домашнего быта и убранство избы».
НОД «Русская изба»
НОД «Разделочная доска» (рисование)
Дидактические игры: «Подбери мебель для избы и современного дома», «Построй избу», «Найди узор».
Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Карусель».
Экскурсия в созданный мини музей .
Обобщающий этап:
Систематизация материалов.
Проведение фольклорного праздника «Покров».
Участие детей в всероссийской олимпиаде «Русская изба», организатором олимпиады является сайт «Дошкольники» www.vsedoy.ru
Подготовительный этап: Фотоотчет «Экскурсия в школьный музей»
Консультации и оформление стенда для родителей
Консультация для родителей
«Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно - нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Разделочная доска»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Обобщить знания о русских народных росписях.
Задачи:
- сформировать и закрепить у детей знания о хохломской, городецкой, дымковской, гжели росписи;
- учить выделять основные элементы узора;
- упражнять в рисовании основных элементов узора;
- закреплять навыки смешивания красок на политре для получения необходимого цвета, развивать чувство цвета, чувство композиции;
- развивать эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
- воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству;
- активизировать активный словарь по теме.
Методы и приёмы:
- практические (игровая ситуация с письмом и переодеванием; игра «Собери матрёшку»; игра «Составь узор»; рисование);
- наглядные (рассматривание наглядного материала, предметов быта, печатного материала, образца);
- словесные (чтение письма, рассказ воспитателя; вопросы к детям; художественное слово).
Материалы и оборудование: народные костюмы; мини выставка; предметы посуды и игрушки оформленные различными росписями; макет разделочной доски, краски, кисти, салфетки, стакан с водой.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель предлагает детям переодеться в народные костюмы и пройти в группу, где заранее подготовлена мини выставка | Дети переодеваются, занимают места | Сформирован интерес к предстоящему занятию |
2. | Воспитатель предлагает ребятам подойти к столам где представлены посуда, игрушки и другие предметы украшенные Городецкой, Дымковской, Хохломской росписями | Дети внимательно рассматривают предметы, находят отличия и сходства | Сформирован навык выделения основных элементов узора в каждой росписи |
3. | Стук в дверь. | Ребята открывают дверь и видят письмо. | Игровой момент |
4. | Воспитатель читает письмо «Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара». | Дети фантазируют какими узорами будут украшать разделочные доски. | Налажен эмоциональный контакт, дети вступили в речевое общение с удовольствием делятся друг с другом идеями |
5. | Воспитатель достаёт ещё что то из конверта. Зачитывает стихотворение: Городецкая роспись – как её нам не знать. Городецкая роспись сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит! | Ребята находят предметы расписанные городецкой росписью. | Обобщают знания о Городецкой росписи. Уточняют, что на расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовым, голубым, красным, зелёным.Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Смотря на эти росписи вы какие сказки вспомнил. |
6. | Воспитатель предлагает ещё раз взглянуть на предметы и подумать какие сказки вспоминаются глядя на них. | Дети: «Сивка - Бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек» | Закреплён навык слухового внимания; установлено свободное общение как со взрослым так и со сверстниками. |
7. | Воспитатель предлагает приступить к работе | Дети с желаниям приступают к работе | Развито эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме |
Итоговое мероприятие: выставка работ и фотоотчет о занятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Люблю березку русскую"
Познавательно-творческий проект в старшей группе...
Познавательно-творческий проект «Защитники земли русской» и «Доброта спасет мир»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....
Познавательно-творческий проект на тему: «Русская береза – символ России»
Проект разработан в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....
Познавательно – творческий проект «Люблю березку русскую»
Проект «Люблю березку русскую» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека....
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...
Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"
Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...
Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»
Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...