Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Сибирская изба - горница» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром «Сибирская изба - горница»
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром «Сибирская изба - горница»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для ознакомления детей с бытом русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем русской семьи, с русской печью, разъяснить понятие «горница»;
- обогатить и расширить словарь детей новыми словами (печь, горница, ухват, кочерга, лопата, чугунок, рушник, лавки), а также за счет малых фольклорных форм: пословиц, поговорок, загадок;
- развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социоигровых и народных игр; любознательность, фантазию и творчество;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие.
Предварительная работа: беседы по теме; рассматривание иллюстраций по теме, просмотр презентации «Культура и быт русского народа», рассматривание иллюстраций к книге «Русская изба».
Материалы и оборудование: мини – музей «Русская изба» с предметами быта русского народа, клубочек, шапочка для игры «Пирог», русский народный костюм, колобок (или печенье для сюрпризного момента), квадраты из бумаги 10х10,фломастеры, клей, салфетки, полоса бумаги 80х40.
Ход занятия
Коммуникативная игра «Мы живем в родном краю»
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель спрашивает:
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).
Наша страна Россия очень большая. В ней много красивых городов, сел, деревень. А мы живем в городе или в деревне? (В деревне). А почему вы так думаете? (Ответы детей).
Поднимите руку у кого дома есть компьютер? телевизор? А телефон? А холодильник? А у кого по вечерам горит свет? Мы даже себе не представляем, чтобы этого всего у нас не было, верно? Как вы думаете всегда так было? (Ответы детей).
Чтобы нам не гадать я предлагаю заглянуть в прошлое и посмотреть как жили люди в старину. Поможет нам волшебный ковер – самолет. Но до него нам надо дойти.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке…
По тропинке побежим,
К самолету прибежим.
Сядем на ковер мы — самолет
И отправимся в полет…
Садитесь и закрывайте глаза. (Звучит музыка).
Дети открывают глаза и оказываются в русской горнице.
Воспитатель (одетый в русский костюм):
- Здравствуйте, гостьюшки мои дорогие, детушки милые. Я хозяйка этой горницы Марьюшка. Проходите, располагайтесь, рассаживайтесь поудобнее на лавке.
«Сядем рядком да поговорим ладком».
Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»? Не знаю, подскажите мне пожалуйста.
В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.
Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка, и сегодня она нам пригодится. Сейчас я вас познакомлю с жилищем русской семьи в старину. Это жилище называлось избой, а самая лучшая комната в избе называлась горницей. Когда гости заходили в горницу им приходилось кланяться, для того, чтобы не набить себе шишку на лбу. А все из-за того, что дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в избу.
Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? Отгадайте-ка загадку:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А за то, когда сыта
От Федоры теплота» (печь)
Самое главное в деревенской избе – это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была большая и долго сохраняла тепло. Не случайно о ней говорили так – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? (Ответы детей) - греет, сушит, лечит, накормит от нее тепло и уютно. Верно, говорят: «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Русскую печь по праву можно считать гордостью русского народа. А сейчас давайте рассмотрим нашу печь
- Раньше печь делали из самодельных глиняных кирпичей, получалась она глинобитная, с покатыми стенками и неровными углами. Дрова клали в нижнюю часть печки, это место называлось подпечье. Вход в печку назывался устьем, его еще называли печным ртом и у него была заслонка. У печи есть труба, чтобы дым уходил на улицу и еще есть задвижка, чтобы закрывать вовремя трубу и тепло не уходило на улицу.
Марьюшка: Я предлагаю вам поиграть в игру.
Речевая игра «Дополни предложения»
Русская печь нужна для,.. (для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)
Чтобы разжечь огонь в печи, нужны... (дрова, поленья)
Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на... (печь)
Зимними тёмными вечерами использовали печь для… (освещения избы)
В горниле печи готовят .... (еду)
. На лежанке печи ... (спят)
В подпечье хранятся... (дрова, ухваты, кочерга, лопата, совок и др.) (показывает утварь)
Марьюшка: Вот какая замечательная русская печь. Ох, заболталась, я с вами! Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами» А обед- то готовить надо! Может, поможете мне? А в чём же варили еду? Раньше кастрюль не было, а были чугунки. Но чтобы поставить чугунок в печь нужно воспользоваться таким предметом (воспитатель демонстрирует ухват) Может быть кто-то знает, как он называется? (Ухват). А без ухвата нельзя поставить? (Нет, можно обжечься). Верно, ухват нужен для того, чтобы печной жар руки не обжег.
Игра «Пирог»
(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Играют три - четыре раза.
Коллективная работа «Лоскутное одеяло»
Марьюшка: Дети, вы, конечно, знаете, что на русской печке всегда спали и укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень - очень дорогой, поэтому, даже сильно изношенная одежда шла вход. Хозяйка выбирала не износившиеся части одежды, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточно количество лоскутков, заботливая хозяйка разрезала их на разные геометрические формы, чаще всего квадраты, а потом сшивала, делая единое пестрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным. Потому что шилось из лоскутов - кусочков ткани. Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло. Каждый из вас раскрасит свой кусочек так, как он хочет. Можно нарисовать любой узор, или просто раскрасить в разные цвета. Когда дети заканчивают рисовать, все работы приклеиваются на общую основу. Дети любуются получившимся одеялом.
Марьюшка: Много мы сегодня интересного узнали, дел много сделали. Назовите их (обед варили, лоскутное одеяло делали, играли). Пора и отдохнуть.
(Звучит звук самолета)
Марьюшка:- Слышите, знакомый звук зовет вас в дорогу. Но по старой русской традиции я не могу отпустить вас без гостинца.
За ваши труды да старание я в своей русской печи приготовила для вас угощение. Хозяйка угощает их колобками (печенье).
Дети благодарят, прощаются, садятся на ковер — самолет и закрывают глаза.
Рефлексия
- Где вы были? Что видели? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-674775-1578814798.jpg)
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-674775-1578814798.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/02/picture-1224210-1583174091.jpg)
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: « Продукты питания. Витамины».
Задачи1) Образовательные - познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизнедеятельности человеческого организма; уточнить представления воспитанников о здоровой пище; ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-141068-1426224885.jpg)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-327802-1420902042.jpg)
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/29/picture-1434182-1722219708.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста
Цель: Обобщение знаний детей об осени.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе. Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Прод...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/03/picture-1326681-1617461222.jpg)
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Обогащать и расширять представления детей о посуде и её назначении.Задачи:1. Образовательные. Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий...