Конспект комплексного занятия в средней группе (4–5 лет) «Посадка лука».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ждановская Оксана Игоревна

 

Цель:  Создать условия для формирования умения  у детей выращивать лук, подготавливать инструменты, рабочее место, убирать за собой.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в средней группе (4–5 лет) «Посадка лука»


Конспект комплексного занятия в средней группе (4–5 лет) «Посадка лука»

Конспект комплексного занятия

в средней группе (4-5 лет)

«Посадка лука»

Подготовила : Ждановская О И.

Конспект занятия

«Посадка лука»

Цель:  Создать условия для формирования умения  у детей выращивать лук, подготавливать инструменты, рабочее место, убирать за собой.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.

Развивающая цель: развивать речь, активизировать словарь. Воспитательная цель: воспитывать познавательную активность, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Предварительная работа:

рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах луказанятия по формированию понятия «растение».

Материал:

луковицы, грунт, бросовые контейнеры из-под йогурта, одноразовые ложечки, стаканчики с водой, клеёнки,

Словарная работа: корень, донце, чешуйки, верхушка, стрелки, панцирь, лунка.

Ход занятия.

I. Вводная часть

Дети входят в группу под музыкальное сопровождение.

Вдруг ребята слышат оханье и чиханье.

Появляется дедушка (воспитатель в роли деда).

Поёт песенку (смотри приложение)

Дед: Апчи! Ой-ой! Кажется, я простудился (у деда горло перевязано шарфом).

Ох! Пил холодную водицу, теперь горло болит, чихаю, кашляю. Наверное, у меня ангина. Ну, ничего есть у меня «необычное» лекарство от этой болезни, а какое вы, ребята, отгадайте сами.

Дед загадывает загадку:

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели (лук).

Дед: правильно, дети, это лук. О нём я и хотел с вами поговорить. Именно лук очень полезен при ангинах. Я принёс вам свежий сок лука, если у кого-то заболит горло, то принимайте сок по 1ч. л. *3раза в день. А чтобы не кашлять, полезен лук варёный с сахаром и мёдом. Будьте здоровы!

Дети: спасибо, дедушка!

Дед: ребятки, а вы ещё загадки или стихи про лук знаете?

Аня: сарафан на сарафане,

платьице на платьице,

а как станешь раздевать,

досыта наплачешься (лук). заставит плакать всех вокруг,

хоть он и не драчун, а ЛУК.

: пришла Таня в жёлтом сарафане:

стали Таню раздевать

давай плакать и рыдать (луковица).

 скинули с Егорушки

золотые пёрышки –

заставил Егорушка плакать без горюшка (лук).

 сидит бабка на грядках,

вся в заплатках;

кто взглянет,

тот заплачет (луковица).

: захотелось плакать вдруг,

слёзы лить заставил лук.

Лук-лучок, круглый бочок,

одёжка не простая,

застёжка золотая,

хитрая наука-

снять рубашку с лука!

Ах, ты, лук – лучок, задира

сладкий – горький:

не поймёшь.

Для салата и гарнира,

и для супа ты хорош!

Что ж ты лук – лучок, задира,

подступиться не даёшь?

 в золотистой шелухе

больше нравится он мне,

стоит счистить шелуху,

слёзы проливать начну (лук).

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает,

тот слёзы проливает (.

Ребята, а почему говорят в народе«Лук - от семи недуг».

Дети: лук помогает лечить детей.

Если его кушать каждый день, то не страшны ни насморк, ни ангина.

Дед: Дети, лук - самый распространенный овощ в мире. А греческое название луковицы – КРОМИОН, что означает «ПАНЦИРЬ».

А где мы встречали слово «панцирь»?

(у черепахи, у древних воинов - щит, который похож на панцирь).

Показать картинки черепахи и воина.

В дневной паёк воинов Древнего Рима и Византии обязательно входили 2 луковицы и 1головка чеснока, т. к. считалось, они увеличивают мужество, силу воина и оберегают их от болезней.

II. Основная часть

Дед: ребята, проходите к столу, возьмите луковицы и внимательно рассмотрите их.

Какого они цвета?

Какой формы луковица? (круглая и продолговатая)

Ребята подумайте и скажите, а почему в загадке говорится «во сто шуб одет».

Дети: у лука много чешуек.

Цвет у них разный: жёлтый, золотистый.

А чешуйки у лука гладкие или шершавые? (ответы детей)

Погладьте луковицу. Они гладкие, их много.

Дед: детки, а у кого есть чешуйки ещё? (У рыбки.)

показывает картинку.

А ещё у лука есть донце и верхушка (показ луковицы)

А давайте понюхаем лук и попробуем на вкус.

Какой лук на вкус?

(на тарелке небольшие кусочки лука, которые дети пробуют)

Дети: лук - горький, от него хочется плакать.

Дед: действительно от него хочется плакать, но он очень полезен. А если лук порезать да сметаны добавить и соли – просто объеденье! Скажите, а ваши мамы в какие блюда добавляют лук? (ответы детей).

Ребята сейчас успех применения лука в народной медицине имеет научное объяснение: в луке много ФИТОНЦИДОВ – летучих веществ, убивающих микробы. Кроме того, в луке есть эфирные масла, придающие ему сильный запах и острый вкус. Они-то, ребята, и заставляют нас ронять слёзы, когда мы чистим луковицу. («кто лук раздевает, тот слёзы проливает») Крошечные капельки сока разбрызгиваются и попадают в глаза человека.

И, наконец, в зелёном луке много витамина С.

(80-100гр. покрывает суточную дозу человека в витамине С)

Далее Дед показывает проросшую луковицу, сообщает, что сегодня они будут сажать ЛУК.

Ребята, вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зелёный лук, чтобы вы не болели? (ответы детей)

Дед: приглашаю всех на огород.

Физминутка. «На огороде».

Взяли грабли и лопатки,

В огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят,

Убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают,

А потом всё поливают.

III. Практическая часть.

Дети подходят к столу, на котором лежит всё необходимое для посадки лука: земля, стаканчики, ложечки, стаканчики с водой, клеёнки, фартуки, салфетки.

Дед: ребята, а что необходимо сделать, чтобы получить зелёный лук?

Что-то стар я стал, забыл совсем?

Дети: чтобы получить зелёный лук, его надо посадить в землю.

А для роста растения нужны земля, вода, свет и тепло.

Дед: я вспомнил, ребята, что зелень лука называют стрелами, потому что они на стрелы похожи. Вот посмотрите. (показ картинки).

Дед: вы хотите мне помочь посадить лук(ответы детей).

А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать?

Дети: надеть фартуки, застелить столы клеёнкой. (дети надевают фартуки, накрывают столы клеёнкой).

Дед: что нам понадобится, для посадки лука, посмотрите на стол?

Дети: нужна земля, вода и во что сажать. Дети показывают стаканчики, землю, воду.

Дед: как вы думаете, что нужно сделать в самом начале?

Дети: насыпать земли в стаканчики. (дед насыпает и показывает)

Дед: сколько земли насыпать? (не целый стаканчик)

Дед: детки, а как правильно посадить луковицу, какой частью её надо сажать? Поднимите луковицу и покажите корешки.

Дети: сажать нужно донцем, где корешки. (показывают)

Дед: дети покажите, где корешки, а где верхушка?

Дед: после этого объясняет и показывает, как нужно сажать лук: с помощью одноразовой ложечки нужно сделать ЛУНКУ – небольшое углубление в земле. Теперь посадим луковицу донцем, корешками вниз так, чтобы верхняя часть выступила из земли, прижимаем плотно пальцами землю вокруг луковицы.

2-3 детей рассказывают, как будут сажать, а затем все приступают к работе.

Убедившись, что все дети правильно посадили лук, дед спрашивает, что ещё необходимо сделать? Дети отвечают – полить лук (выполняют действие).

Дед: а куда лучше всего поставить стаканчики с луком?

Дети: на окно к свету, к солнышку (дети ставят стаканчики в огород и любуются)

Дед: вы немного устали, давайте сделаем разминку.

Физминутка

В огород лучок сажаем

и из лейки поливаем.

Ты расти, расти, лучок,

витаминов нам пучок.

Дед: ребята, а я тоже времени зря не терял и для вашего огорода подарок смастерил. Отгадайте мою загадку:

В старый плащ оно одето

Всех ворон пугает это (пугало).

Ещё для порядка

сторож Ванятка

Пугало сердитое

соломою набитое (подсказка, если не отгадают).

Дед дарит весёлое пугало, ставит его на огород.

Дед: потрудились вы на славу. Молодцы! Недаром в народе говорят: «Где хотенье, там и уменье. Вы не только трудолюбивые, но ещё и аккуратные. Порядок умеете наводить?

Дети хором: Это каждому известно:

Что ты взял-

Клади на место!

Дети наводят порядок (убирают стол, моют руки)

Дед: детки, а чтобы вы могли видеть, как луковицы растут, я предлагаю наклеить их на панно. Луковицы с вашими именами. И как только появятся стрелки у лука, вы сможете их дорисовать. Работа у панно (дети приклеивают луковицы со своими именами).

Дед: порядок навели, молодцы!

Делу время, а потехе – час.

Хотите поиграть со мной?

Созыв на игру:

Игр много есть на свете,

Поиграть хотите, дети?

Народная игра «Огородник».

Дети стоят в кругу, каждый из них называет себя каким-нибудь овощем: редькой, свеклой, луком и т. д. в середине круга стоит ребёнок-огородник, глаза закрыты, он слышит только голоса детей. Затем огородник стучит палкой об пол. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- Зачем пришёл?

- За луком, капустой…

огородник идет по кругу, отыскивая по голосу того, кто назвался «луком»«морковкой»…Если он верно угадает, овощ убегает, «огородник» его ловит.

Дед: славно повеселились!

Я благодарю вас всех за помощь.

IV. Рефлексия.

Что мы с вами сегодня делали?

Что нового узнали? Где у луковицы донце, а где верхушка?

Почему зелень лука называют стрелами?

Что нужно для роста луковицы? (земля, вода, свет и тепло).

А почему лук нужно кушать?

(полезный, в нем много витамина С, чтобы не болеть)

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем:

«До свиданья. Будьте здоровы!»

Приложение к занятию

Песенка деда. (автор и источник заимствования неизвестен)

А я дедушка Антон

Огород мой вот и дом

И работать я люблю

И совсем не устаю.

Припев: Эх, лопаточка моя,

Не расстанусь с тобой я

Грядки сделаю вот тут,

Посажу чеснок и лук.

Скоро внуки прибегут

И работать тут начнут,

Здесь посадят огурцы,

Я скажу им«Молодцы!»

Хоровод «Эх, лучок!»

Мы расскажем по порядку,

Что растёт у нас на грядке:

И капуста, и морковка,

И растёт лучок здесь ловко.

(идут по кругу)

припев: Ох, лучок, ты наш лучок,

левый, правый каблучок.

Будем дружно танцевать,

Песню вместе начинать.

(выставляют ноги на каблук, хлопают.)

Вот на грядках, молодцы,

Поселились огурцы.

Ну а лук он всех важней,

Лечит взрослых и детей.

Тут в земле засела крепко

Эта жёлтенькая репка.

Ну а наш зелёный лук

От болезней и недуг.

(присели и растут.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и пластилинографией.

Довести до сознания детей, что всё движение на улице и машин, и пешеходов подчиняется правилам дорожного движения....

Конспект комплексного занятия в средней группе"Путешествие в лес"

Цели:1.     Побуждать детей употреблять существительные с обобщающим значением 6 овощи, фрукты, люди, животные;2.     упражнять в образовании форм единственного...

Конспект комплексного занятия в средней группе "Путешествие в Тридесятое царство к Ивану-царевичу"

Открытое комплексное занятие- путешествие в сказочную страну, в гости к Ивану-царевичу. На своём пути дети встречаются с препятствиями, и для дальнейшего прохождения пути им необходимо справиться с оп...

Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема "Прогулка по зимнему лесу".

Программное  содержание:               - систематизировать  представления  о диких    ...

Конспект комплексного занятия в средней группы « Золотая осень »

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художестве...

Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексного занятия в средней группе.Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»Цель занятия: Расширять представление детей о диких животных и о зимних явлениях в природе.Задачи:Обу...

План-конспект открытого занятия в подготовительной группе «ЛУК - ПОЛЕЗНЫЙ ОВОЩ. ПОСАДКА ЛУКА»

Цель: Расширять знания детей о луке, его значении для людей. Формировать умение правильно высаживать лук.Задачи:1. Знакомить детей с процессом посадки лука.2. Активизировать в речи слова, уч...