Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта
познавательно – исследовательской деятельности по теме
«Волшебница сосна»
для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_kolesnikova_n.a.docx | 308.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №212»
_________________________________________________________
665383, Иркутская область, г. Зима, ул. Лазо, 17
Тел. 839554-7-21-51, E-mail: msadik212@mail.ru, http://mbdou212zima.ru/
Технологическая карта
познавательно – исследовательской деятельности по теме
«Волшебница сосна»
для детей 6-7 лет
г. Зима – 2021 г.
Главной задачей в работе воспитателя является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста актуальна и вызывает беспокойство. Задача здоровьесбережения детей стала особенно актуальна и животрепещуща в марте 2020 г., когда была объявлена в мире пандемия по коронавирусной инфекции и сохраняется по сей день.
Для того чтобы любой человек был здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье и иммунитет. Именно этому процессу в своей работе стараюсь уделять как можно больше внимания, не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек. При своей работе я учитываю индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей, но вместе с тем только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами — это залог успешного развития детей. А в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такие целевые ориентиры, чтобы к концу дошкольного детства, ребенок проявлял любознательность, интересовался причинно-следственными связями, пытался самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Для того, чтобы избежать развития у своих воспитанников интеллектуальной пассивности, мне, как педагогу, необходимо включать их в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.
При создании условий для формирования у дошкольников основных ключевых компетенций в поиске необходимой информации технологию исследовательской деятельности можно применять в образовательной деятельности с детьми. Ценность и значимость использования технологии исследовательской деятельности Савенкова А.И. заключается в том, что позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Тема занятия была определена исходя из интересов детей.
Тема познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебница сосна».
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: создание условий для развития у детей познавательной активности и любознательности, а также навыков здорового образа жизни в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить с полезными свойствами сосны для иммунитета и сохранения здоровья человека.
- Развивать познавательный интерес, любознательность, умение проверять собственные предположения, выдвигать гипотезы, умение представлять собственные выводы.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Активизация словаря: хвоя, иммунитет, эфирное масло.
Предметно – развивающая среда: сосновая ветка, карточки с изображениями хвои, почек и шишек сосны, хвойный отвар, фотографии, корзинка с шишками, эфирное масло, хвоя, кубик, чашка для эксперимента, варенье из сосновых шишек, экран настроения.
Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, ноутбук, портативная колонка, демонстрационная афиша, столы.
Предварительная работа: беседы с детьми о здоровье, витаминах, о методах исследования, разучивание логоритмической игры, знакомство с игрой с шишками.
Этапы деятельности | Содержание познавательно – исследовательской деятельности | Результат этапов познавательно – исследовательской деятельности |
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) | Мотивационная игра «Солнечные лучики» «Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Никого не обижаем. Как заботиться – мы знаем. Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло!». Сюрпризный момент «Волшебная коробка». Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть! Волшебная коробка! Хотите узнать, что там лежит? Отгадайте загадку и узнаете. Хоть колюча, а не Елка, Подлинней ее иголка, А кора тонка, красна, Та красавица….(сосна) Воспитатель достает из коробки ветку сосны и предлагает потрогать и рассмотреть иголки сосны. Воспитатель: А, что вы знаете об этом дереве? Предполагаемые ответы детей: сосна растет в лесу, у нее длинные иголки. Воспитатель: А вы знаете, что сосну называют «Природный доктор»? Хотите узнать почему? | Дети встают в круг, протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Пытаются почувствовать себя тёплым солнечным лучиком. Дети настроены на совместную деятельность со взрослым. Создана проблемная ситуация, дети понимают и принимают ее, выражают готовность почему сосну называют «Природный доктор» |
2. Выработка гипотез, предположений | Воспитатель: Чем же оно полезно? Хотите узнать? Для этого нам нужно превратиться в исследователей. Вы согласны? Тогда нам нужно пройти в нашу лабораторию и одеть настоящие лабораторные халаты. Воспитатель: С чего начинают исследование ученые? Какие методы они используют, чтобы узнать что-то новое? Предполагаемые ответы детей: подумать, спросить у взрослого, посмотреть в компьютере, провести опыт. Воспитатель: Отлично! У нас получился план исследования. Воспитатель: Из каких частей состоит это дерево? Дидактическая игра «Найди части сосны». Детям предлагается найти части, которые принадлежат сосне и составить из них дерево целиком. На предложенных карточках присутствуют изображения хвои, сосновых почек, сосновых шишек, листья, цветы. Дети размещают выполненное задание на листе исследования. | Активизация зоны актуального развития у детей: называют, что уже знают об этом дереве. Надевают халаты. Происходит мотивация к совместной исследовательской деятельности. Дети выдвигают собственные предположения и пути решения ситуации. Дети выбирают лишь те части, которые необходимы и крепят их на лист исследования, составляя целостное изображение сосны. |
3. Поиск и предложение возможных вариантов решения | Воспитатель: Вы знаете, что такое иммунитет? Правильно, это такие клетки в организме, которые помогают нам справиться с простудой и человек остается здоровым. А как вы думаете, полезна ли сосна для нашего иммунитета? Почему? Каким образом это дерево сохраняет наш иммунитет? Как мы это можем проверить (узнать)? Предлагаю спросить у специалиста, нашей медсестры Елены Ивановны. Видеосообщение от медицинской сестры. Воспитатель предлагает детям попробовать отвар хвои. Воспитатель: Скажите, а какой вкус у этого отвара? Предполагаемые ответы детей: кислый. Воспитатель: Как вы думаете, почему отвар кислый? Воспитатель: Потому что в хвое содержится очень большое количество витамина С. А это, как известно, укрепляет наш иммунитет. Воспитатель: А в каких продуктах тоже есть витамин С? Воспитатель: Итак, что мы узнали полезного о сосне? Предполагаемые ответы детей: В хвое сосны содержится витамин С, который полезен для иммунитета. Логоритмическая пауза «По тропинке в лес шагаем» По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени Ножки выше поднимаем. На пути у нас ручей проходят по бревнышку Ты его преодолей! Мы по бревнышку пройдем И в ручей не упадем! Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам Упасть в него нам не охота. Мы по кочкам, прыг да скок Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны Лес красивый, славный лес, Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса | Дети проявляют готовность проверить выдвинутые гипотезы, предлагают методы, с помощью которых можно их проверить. Дети пробуют отвар хвои сосны. Дети закрепляют знания о полезных для здоровья продуктах. Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны. Логоритмическая пауза позволяет снять статическое напряжение тела у детей. |
4. Практическая часть (проведение экспериментов, наблюдений) | Воспитатель: Какая замечательная прогулка у нас получилась? Как называется лес, в котором растут одни сосны? А кто-нибудь из вас, был с родителями в сосновом бору? Как вы думаете, это полезно? Почему? С помощью какого источника информации мы можем узнать, чем полезны прогулки по сосновом бору? Предполагаемые ответы детей: посмотреть по компьютеру или по телевизору. Просмотр видеоролика «Сосновый бор». Воспитатель: Итак, скажите, что мы узнали? Хвоя сосны выделяет эфирные масла, вдыхая которые наши легкие очищаются от пыли. И чтобы наш организм не болел, нужно иногда ездить в бор и дышать воздухом. А у кого совсем нет возможности поехать в лес, можно купить такое масло в аптеке. Воспитатель показывает детям флакон с эфирным маслом сосны и предлагает почувствовать его аромат. А как же такое масло получают? Как вы думаете? А хотите сами получить такое же эфирное масло? Эксперимент «Эфирное масло из хвои сосны». У каждого ребенка на столе размещены кусочек ткани, хвоя сосны и кубик. Необходимо завернуть хвою в ткань и постучать кубиком по ней. Воспитатель: Проверим, получилось ли у нас получить эфирное масло? Воспитатель предлагает понюхать ткань. Вывод: В хвое сосны содержатся полезные эфирные масла, которые укрепляют наш иммунитет. Воспитатель: Вспомните, какую часть сосны мы еще не изучили? У сосны есть еще и шишки. Воспитатель предлагает детям встать в круг и раздает шишки из корзинки. Воспитатель: Как вы думаете, а шишки полезны для нашего здоровья? Предлагает детям взять шишки из корзинки. Воспитатель: Что мы можем делать с этими шишками? Такими шишками можно делать массаж. А массаж полезен для здоровья? Игра «Массажируем ладошки». Сосновую шишку возьму я в ладошку, В ладошке ее покатаю немножко, Кручу и катаю, катаю-кручу, Ладошки и пальчики ей щекочу, Я шишкой своей проведу по ладошке, И сразу на ней остаются дорожки, Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю, Здоровье себе сохранить помогаю. Игра «Массажируем спину соседу справа и слева». Мы маленькие шишки по спинке покатаем. Мы шишками сосновыми здоровье укрепляем. Полезен очень будет, массаж для нас лесной Спасибо скажем лесу, мы сейчас с тобой! Воспитатель показывает, как можно делать массаж при помощи шишек. Воспитатель: Сосновые шишки, когда еще молодые и висят на ветках, выглядят совсем по-другому. Показывает фотографию. Воспитатель: Как вы думаете, такие шишки полезны для иммунитета и здоровья человека? Каким образом? А знаете, что из молодых сосновых шишек варят очень полезное варенье, которое хорошо укрепляет иммунитет? Предлагает детям рассмотреть и попробовать варенье из сосновых шишек. Вывод: Шишки сосны тоже полезны для здоровья человека, из них варят варенье и можно делать массаж. | Смотрят видеоролик про прогулки по сосновому бору, о том, что, полезно дышать в таком лесу, так как хвоя содержит полезные эфирные масла. Дети включены в познавательно - исследовательскую деятельность. Проявляют умения проверять собственные предположения, применяя методы поиска информации: наблюдения, экспериментирование. Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны. Дети демонстрируют навыки элементарного массажа шишкой. Дети закрепляют навыки игрового массажа. Дети индивидуальными ложечками пробуют варенье. Рассказывают о вкусовых ощущениях. Дети делают выводы о полезных свойствах шишек сосны. |
5. Обобщение полученных данных; сбор материалов | Воспитатель: Попрошу вас, ученых, сделать вывод, полезна ли сосна для здоровья человека.
| По итогу наблюдений и проведённого эксперимента дети делают выводы. |
6. Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.) | Дидактическая игра «Найди полезные свойства сосны». Детям предлагается выбрать нужные картинки, которые отражают выводы всего мероприятия и прикрепить на лист исследования. | Дети фиксируют выводы в результате эксперимента и наблюдений в листе исследования. |
7. Защита. | По желанию детей, выбирается ребенок, который расскажет о полезных свойствах сосны для поддержания иммунитета. Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Провели настоящую научную работу! Предлагает снять халаты и подойти к центру настроения. Рефлексия: А вы хотите быть здоровыми? С помощью чего вы будете укреплять свой иммунитет? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после проведенного исследования. | Дети демонстрируют умение представлять собственные выводы сверстникам. Дети выражают свое эмоциональное состояние после совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-исследовательской деятельности на тему "Волшебница-Вода"
Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода»Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам ...
Конспект НОД экспериментально исследовательской деятельности на тему "Волшебница вода" (с элементами ТРИЗ)
Знакомить детей со свойствами воды, формировать у детей представление о том, что вода источник жизни"...
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль».
Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение....
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница Вода».
Цель данной деятельности развивать знания детей о воде , закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах, воспитывать бережное отношение к природе.Развивать наблюдательность...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности на тему: « Волшебница вода»
Материал направлен на развитие познавательной активности посредством современных технологий.А также на создание условий для формирования у детей мотивации на познание опытно-экспериментальной де...