Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Наталия Александровна

Технологическая карта

 познавательно – исследовательской деятельности по теме

«Волшебница сосна»

 для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kolesnikova_n.a.docx308.73 КБ

Предварительный просмотр:

https://pdnr.ru/lektsianew/baza25/969376586185.files/image002.jpgD:\НЕЛЬЗЯ!!!\Users\Admin\Desktop\логотип детского сада0001.tif

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212»

_________________________________________________________

665383, Иркутская область, г. Зима, ул. Лазо, 17

Тел. 839554-7-21-51, E-mail: msadik212@mail.ru, http://mbdou212zima.ru/

Технологическая карта

 познавательно – исследовательской деятельности по теме

«Волшебница сосна»

 для детей 6-7 лет

г. Зима – 2021 г.

Главной задачей в работе воспитателя является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста актуальна и вызывает беспокойство. Задача здоровьесбережения детей стала особенно актуальна и животрепещуща в марте 2020 г., когда была объявлена в мире пандемия по коронавирусной инфекции и сохраняется по сей день.

Для того чтобы любой человек был здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье и иммунитет. Именно этому процессу в своей работе стараюсь уделять как можно больше внимания, не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек. При своей работе я учитываю индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей, но вместе с тем только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами — это залог успешного развития детей. А в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такие целевые ориентиры, чтобы к концу дошкольного детства, ребенок проявлял любознательность, интересовался причинно-следственными связями, пытался самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Для того, чтобы избежать развития у своих воспитанников интеллектуальной пассивности, мне, как педагогу, необходимо включать их в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.

При создании условий для формирования у дошкольников основных ключевых компетенций в поиске необходимой информации технологию исследовательской деятельности можно применять в образовательной деятельности с детьми. Ценность и значимость использования технологии исследовательской деятельности Савенкова А.И. заключается в том, что позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Тема занятия была определена исходя из интересов детей.

Тема познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебница сосна».

Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: создание условий для развития у детей познавательной активности и любознательности, а также навыков здорового образа жизни в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с полезными свойствами сосны для иммунитета и сохранения здоровья человека.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, умение проверять собственные предположения, выдвигать гипотезы, умение представлять собственные выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Активизация словаря: хвоя, иммунитет, эфирное масло.

Предметно – развивающая среда: сосновая ветка, карточки с изображениями хвои, почек и шишек сосны, хвойный отвар, фотографии, корзинка с шишками, эфирное масло, хвоя, кубик, чашка для эксперимента, варенье из сосновых шишек, экран настроения.

Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, ноутбук, портативная колонка, демонстрационная афиша, столы.

Предварительная работа: беседы с детьми о здоровье, витаминах, о методах исследования, разучивание логоритмической игры, знакомство с игрой с шишками.

Этапы деятельности

Содержание

 познавательно – исследовательской деятельности

Результат этапов

познавательно – исследовательской деятельности

1.

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)

Мотивационная игра «Солнечные лучики»

«Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!».

Сюрпризный момент «Волшебная коробка».

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть! Волшебная коробка! Хотите узнать, что там лежит? Отгадайте загадку и узнаете.

Хоть колюча, а не Елка,

Подлинней ее иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица….(сосна)

Воспитатель достает из коробки ветку сосны и предлагает потрогать и рассмотреть иголки сосны.

Воспитатель: А, что вы знаете об этом дереве?

Предполагаемые ответы детей: сосна растет в лесу, у нее длинные иголки.

Воспитатель: А вы знаете, что сосну называют «Природный доктор»? Хотите узнать почему?

Дети встают в круг, протягивают  руки вперёд и соединяют их в центре круга. Пытаются почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Дети настроены на совместную деятельность со взрослым.

Создана проблемная ситуация, дети понимают и принимают ее, выражают готовность почему сосну называют «Природный доктор»

2.

Выработка гипотез, предположений

Воспитатель: Чем же оно полезно? Хотите узнать? Для этого нам нужно превратиться в исследователей. Вы согласны? Тогда нам нужно пройти в нашу лабораторию и одеть настоящие лабораторные халаты.

Воспитатель: С чего начинают исследование ученые? Какие методы они используют, чтобы узнать что-то новое?

Предполагаемые ответы детей: подумать, спросить у взрослого, посмотреть в компьютере, провести опыт.

Воспитатель: Отлично! У нас получился план исследования.

Воспитатель: Из каких частей состоит это дерево?

Дидактическая игра «Найди части сосны».

Детям предлагается найти части, которые принадлежат сосне и составить из них дерево целиком. На предложенных карточках присутствуют изображения хвои, сосновых почек, сосновых шишек, листья, цветы.

Дети размещают выполненное задание на листе исследования.

Активизация зоны актуального развития у детей: называют, что уже знают об этом дереве.

Надевают халаты. Происходит мотивация к совместной исследовательской деятельности.

Дети выдвигают собственные предположения и пути решения ситуации.

Дети выбирают лишь те части, которые необходимы и крепят их на лист исследования, составляя целостное изображение сосны.

3.

Поиск и предложение возможных вариантов решения

Воспитатель: Вы знаете, что такое иммунитет? Правильно, это такие клетки в организме, которые помогают нам справиться с простудой и человек остается здоровым.

А как вы думаете, полезна ли сосна для нашего иммунитета? Почему? Каким образом это дерево сохраняет наш иммунитет?

Как мы это можем проверить (узнать)?

Предлагаю спросить у специалиста, нашей медсестры Елены Ивановны.

Видеосообщение от медицинской сестры.

Воспитатель предлагает детям попробовать отвар хвои.

Воспитатель: Скажите, а какой вкус у этого отвара?

Предполагаемые ответы детей: кислый.

Воспитатель: Как вы думаете, почему отвар кислый?

Воспитатель: Потому что в хвое содержится очень большое количество витамина С. А это, как известно, укрепляет наш иммунитет.

Воспитатель: А в каких продуктах тоже есть витамин С?

Воспитатель: Итак, что мы узнали полезного о сосне?

Предполагаемые ответы детей: В хвое сосны содержится витамин С, который полезен для иммунитета.

Логоритмическая пауза «По тропинке в лес шагаем»

По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса

Дети проявляют готовность проверить выдвинутые гипотезы, предлагают методы, с помощью которых можно их проверить.

Дети пробуют отвар хвои сосны.

Дети закрепляют знания о полезных для здоровья продуктах.

Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны.

Логоритмическая пауза позволяет снять статическое напряжение тела у детей.

4.

Практическая часть (проведение экспериментов, наблюдений)

Воспитатель: Какая замечательная прогулка у нас получилась? Как называется лес, в котором растут одни сосны?  А кто-нибудь из вас, был с родителями в сосновом бору? Как вы думаете, это полезно? Почему? С помощью какого источника информации мы можем узнать, чем полезны прогулки по сосновом бору?

Предполагаемые ответы детей: посмотреть по компьютеру или по телевизору.

Просмотр видеоролика «Сосновый бор».

Воспитатель: Итак, скажите, что мы узнали?  Хвоя сосны выделяет эфирные масла, вдыхая которые наши легкие очищаются от пыли. И чтобы наш организм не болел, нужно иногда ездить в бор и дышать воздухом. А у кого совсем нет возможности поехать в лес, можно купить такое масло в аптеке.

Воспитатель показывает детям флакон с эфирным маслом сосны и предлагает почувствовать его аромат.

А как же такое масло получают? Как вы думаете? А хотите сами получить такое же эфирное масло?

Эксперимент «Эфирное масло из хвои сосны».

У каждого ребенка на столе размещены кусочек ткани, хвоя сосны и кубик. Необходимо завернуть хвою в ткань и постучать кубиком по ней.

Воспитатель: Проверим, получилось ли у нас получить эфирное масло?

Воспитатель предлагает понюхать ткань.

Вывод: В хвое сосны содержатся полезные эфирные масла, которые укрепляют наш иммунитет.

Воспитатель: Вспомните, какую часть сосны мы еще не изучили? У сосны есть еще и шишки.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и раздает шишки из корзинки.

Воспитатель: Как вы думаете, а шишки полезны для нашего здоровья?

Предлагает детям взять шишки из корзинки.

Воспитатель: Что мы можем делать с этими шишками? Такими шишками можно делать массаж. А массаж полезен для здоровья?

Игра «Массажируем ладошки».

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю-кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

Здоровье себе сохранить помогаю.

Игра «Массажируем спину соседу справа и слева».

     Мы маленькие шишки по спинке покатаем.

     Мы шишками сосновыми здоровье укрепляем.

     Полезен очень будет, массаж для нас лесной

     Спасибо скажем лесу, мы сейчас с тобой!

Воспитатель показывает, как можно делать массаж при помощи шишек.

Воспитатель: Сосновые шишки, когда еще молодые и висят на ветках, выглядят совсем по-другому.  

Показывает фотографию.

Воспитатель: Как вы думаете, такие шишки полезны для иммунитета и здоровья человека?  Каким образом? А знаете, что из молодых сосновых шишек варят очень полезное варенье, которое хорошо укрепляет иммунитет?

Предлагает детям рассмотреть и попробовать варенье из сосновых шишек.

 Вывод: Шишки сосны тоже полезны для здоровья человека, из них варят варенье и можно делать массаж.

Смотрят видеоролик про прогулки по сосновому бору, о том, что, полезно дышать в таком лесу, так как хвоя содержит полезные эфирные масла.

Дети включены в познавательно - исследовательскую деятельность. Проявляют умения проверять собственные предположения, применяя методы поиска информации: наблюдения, экспериментирование.

Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны.

Дети демонстрируют навыки элементарного массажа шишкой.

Дети закрепляют навыки игрового массажа.

Дети индивидуальными ложечками пробуют варенье. Рассказывают о вкусовых ощущениях.

Дети делают выводы о полезных свойствах шишек сосны.

5.

Обобщение полученных данных; сбор материалов

Воспитатель: Попрошу вас, ученых, сделать вывод, полезна ли сосна для здоровья человека.

  1. У сосны есть ствол, корни, ветви, хвоя, шишки, почки.
  2. Сосновая хвоя и почки полезны для иммунитета, тем, что содержат большое количество витамина С.
  3. В хвое сосны содержатся полезные эфирные масла, которые укрепляют наш иммунитет.
  4. Шишками сосны можно делать массаж.
  5. Из шишек варят полезное для иммунитета варенье.

По итогу наблюдений и проведённого эксперимента дети делают выводы.

6.

Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.)

Дидактическая игра «Найди полезные свойства сосны».

Детям предлагается выбрать нужные картинки, которые отражают выводы всего мероприятия и прикрепить на лист исследования.

Дети фиксируют выводы в результате эксперимента и наблюдений в листе исследования.

7.

Защита.

По желанию детей, выбирается ребенок, который расскажет о полезных свойствах сосны для поддержания иммунитета.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Провели настоящую научную работу!

Предлагает снять халаты и подойти к центру настроения.

Рефлексия: А вы хотите быть здоровыми? С помощью чего вы будете укреплять свой иммунитет? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после проведенного исследования.

Дети демонстрируют умение представлять собственные выводы сверстникам.

Дети выражают свое эмоциональное состояние после совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-исследовательской деятельности на тему "Волшебница-Вода"

Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода»Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам ...

Конспект НОД экспериментально исследовательской деятельности на тему "Волшебница вода" (с элементами ТРИЗ)

Знакомить детей со свойствами  воды, формировать у детей представление о том, что вода источник жизни"...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница Вода».

Цель данной деятельности развивать знания детей о  воде  , закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах, воспитывать бережное отношение к природе.Развивать наблюдательность...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности на тему: « Волшебница вода»

Материал направлен на развитие познавательной активности посредством современных технологий.А также на  создание условий для формирования у детей мотивации на познание опытно-экспериментальной де...