План-конспект по познавательному развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вершкова Ирина Геннадьевна

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по познавательному развитию в средней группе

              «Прогулка в зимний лес»

Подготовила:

    воспитатель Вершкова И.Г.

МАДОУ «Детский сад №382

 «Кораблик»

г.Нижний Новгород

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

- Закреплять реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

- Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

- Развивать игровые умения и навыки (поддерживать воображаемую ситуацию, воспринимать художественный образ, использовать для воплощения образа известные выразительные средства – интонацию, мимику, жесты).

- Развивать все компоненты устной речи, умение слушать друг друга, делиться впечатлениями, высказывать свое мнение.

- Развивать познавательный интерес.

- Воспитывать умение любоваться природой родного края, сопереживать ей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Зима в лесу», беседы, чтение стихов, рассказов, загадок о жизни диких животных зимой, наблюдения на прогулке; дидактические игры «Дикие животные», «Кто живет и что растет в лесу», «Узнай животное».

Работа с родителями: рекомендации «В лес всей семьей», «Почитайте детям»,  беседа «Как знакомить дошкольников с природой».

Методы и приемы:

Рассказ, рассматривание динамических моделей и иллюстраций, дидактические игры «Кто где живет?», «Противоположности», отгадывание загадок о животных, чтение стихов, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, появление сказочных персонажей – Лесовичка, Сороки ; элементы театрализованной игры ; лепка морковок в подарок зайцам, орешков в подарок белке;  вопросы констатирующего и проблемного характера.

Материалы:

Модели: «Дикие животные зимой», «Медведь в берлоге», «Следы на снегу».

Наглядные пособия и иллюстрации с изображением зимних пейзажей, зверей и птиц зимой. Искусственные елки, белая ткань для создания обстановки зимнего леса.

Загадки о животных ; реалистичные игрушки (медведь, заяц, ёж, белка и т.п.); шапочки-маски зайца, белки, лисы ; музыкальная фонограмма; природный материал (шишки ели, орешки, сушеные грибы) ; пластилин, доски, салфетки, стеки.

Ход занятия:

Звучит музыка (очень тихо)

Воспитатель:     Под голубыми небесами,

                    Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Какое время года описано в стихотворении? Как вы догадались?

(Дети перечисляют приметы зимы)

Восп. : Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, полюбоваться красотой русской природы, посмотреть, как живут лесные звери и птицы.

Звучит музыка, все по «тропинке» идут к макету леса

Восп.:Вот мы и на лесной опушке. «Украсила зима лес. Обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. А маленькие деревца и кусты, словно детишек, зима тоже в белые шубки нарядила. Под деревьями весь снег Зима расписала узорами разных следов и следочков …»

Посмотрите внимательно на следы на снегу, узнаёте , чьи они?

(Дети рассматривают и узнают следы, обсуждают , кто их оставил – это следы зайца, белки(обгрызенные шишки), птиц , мышей, лисицы).

Появляется  Лесовичок: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Восп.:  Ой, кто это?

Лесовичок: Это я – седой старик, называюсь Лесовик, этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу! Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Ветки ломаете, зверей и птиц обижаете. Не пущу вас в лес!

Восп.:  Лесовичок, мы не такие! Наши дети любят природу, знают как себя вести в лесу!

Л: Ну, ладно, уговорили, пущу! Но с условием: вы должны мне рассказать о правилах поведения в природе(показывает запрещающие знаки, а дети объясняют их)

 Молодцы! Проходите в мой лес, только не обижайте его, и не обижайте друг друга, ведь все мы – частички природы!

Воспитатель и дети:  Спасибо, Лесовичок!

Восп.: Ребята, осмотритесь в лесу, ведь здесь не только красиво, но и интересно! Хотя зверей и птиц почти не видно и не слышно, но если быть

внимательными можно узнать о многих лесных событиях.

Дети замечают под елкой в «сугробе»  зайца (игр.)

Восп.:А вот и заяц ушки прижал, от кого он прячется? Как заяц приготовился к зиме? Почему он такой белый? Что зайцы едят зимой? Какие у них зубы? Какие лапы? Есть у зайца жилище , домик? Почему? Как вы думаете, легко зайцу зимой? Давайте представим , что бы мог рассказать заяц о свей жизни ?

Один ребенок надевает шапочку-маску и «превращается» в зайца:

  • Я заяц,  расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубу новую надел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда холодно и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет –

Всё ему впрок пойдет.

Восп .: Ребята, а вам жаль зайца? Как бы ему помочь?( прислать угощение) Правильно! Вернёмся в детский сад и соберем ему посылку.

 На елке сидит белка (игр.)

Восп.: Где живет белка? Зачем белке нужны шишки? Что еще она ест? Где всё это она находит?  Какие запасы сделала белочка на зиму? Кто враги белки, кого она боится? Какая шубка у белки зимой? Может быть, и белочка нам что-нибудь расскажет о себе?

 Один из детей «превращается» в белку:

  • Я всю осень дупло утепляла, пуха, соломы туда натаскала.

К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Ребята, нужно и белке помочь. В сильный снегопад и ветер ей свою кладовку не найти. (Дети решают, что прислать для белочки)

 Кого еще вы заметили? (Сова, дятел, лиса, волк). Лиса и волк меняют шубы? (Цвет не меняется, мех становится более, густым, чтоб было теплее) Чем они питаются? Вот бы их рассказ услышать. (Ребенок надевает шапочку-маску лисы)

  • Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь,

Хвост,  красивый какой – он мне нравится самой!

Живу в норе, там сплю, отдыхаю, потом охотиться начинаю.

Жду мышку полевую или живность какую.

Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день,

А еды нет совсем.

Восп.: Видно и лисице зимой нелегко.

           А чьих следов не встретишь в зимнем лесу? (медведя, ежа)

           Посмотрите, какие-то снежные горки. Одна большая, а другая маленькая. Что это может быть? ( Кто-то спрятался, спит под снегом, может это ежик и медведь? Дети осторожно проверяют свои догадки, ведь медведя будить зимой нельзя, он, если проснется, то разозлится и всех съест!)

            Как вы думаете, что снится медведю?

            Долго мы шли по лесу, устали. Пора сделать привал. (Все садятся на стульчики – «пеньки», из-за ширмы выскакивает сорока)

Сорока:Здрравствуйте! Здрравствуйте! Здрравствуйте!

Восп.: Это что за трещотка?

Сорока: Я  вещунья, белобока, а зовут меня: …(сорока)

              Я зверей в лесу предупреждаю об опасности и все новости им на хвосте приношу! А вы кто такие?

Восп.: Мы из детского сада, по лесу гуляем, любуемся природой и её изучаем!

Сорока: А вот я сейчас проверю,  как вы знаете жителей леса!

            (Сорока загадывает детям загадки )

  • Я - в берете ярко-красном, в серой курточке атласной, я деревьям всем приятель, а зовут меня все …(дятел)
  • Непоседа, невеличка, желтогруденькая птичка, любит сало и пшеничку, а зовут её …(синичка)
  • Он хозяин леса строгий, спит зимой в своей берлоге. Страшно может зареветь. Кто скажите он …(медведь)
  • Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы. Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?  ( белка)

Сорока: Все мои загадки отгадали! Чудо, а не дети! Полечу, всем обо всём ррасскажу! (улетает)

Воспитатель: Что-то холодно мне стало. Надо бы согреться, размять ноги.

         ( проводится физкультминутка):

  • На дворе у нас мороз, чтобы носик не замерз, надо ножками потопать и ладошками похлопать.( Хлопают себя по плечам, топают ногами )
  • С неба падают снежинки, как на сказочной картинке. Будем их ловить руками и покажем дома маме. (Хватательные движения над головой – ловят снежинки)
  • А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)

А теперь давайте поиграем в снежки!

(Проводятся дидактические игры «Кто, где живет» и «Противоположности»:

Воспитатель кидает «снежок» и задает вопрос , а ребенок , поймавший его , должен ответить.)

Воспитатель: долго мы гуляли. Наверное , все устали. Теперь нам пора домой, ведь зимой день короткий, скоро станет темно. А нам ещё кое-что надо сделать! ( подарок для зайца )

Дети возвращаются «по тропинке» под музыку, проходят за столы , проводится лепка морковок в подарок зайцу или грибочков для белочки.

Воспитатель: Понравилось вам в лесу зимой?  Скоро придет весна, лес станет ещё краше, и мы снова отправимся на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу» с использованием технологии моделирования.

Программные задачи:·         закрепить представление детей о характерных особенностях времени года - зима;·         разв...

План-конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Друзья для Умки» (Арктика. Белый медведь)

Игра-путешествие:Ц.:расширение представлений детей об Арктике, о белом медведе...

Интегрированная открытая НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Прогулка в зимний лес»

Цель: развитие познавательной активности детей; учить практически применять полученные знания в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание; воспитывать дружеские отношения.Задачи:Обр...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.).Формировать представления о диких животных, образе жизни.Формировать понятие о...

План-конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Пожилые люди"

План-конспект занятия по познавательному развитию "Пожилые люди"Цель: Создание условий для расширения представлений о возрасте и возрастных особенностях людей – пожилой человек.Задачи:...

План - конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему : «Что мы знаем о магните?» (воспитатель Федорова Ю.А.)

В процессе занятия решаются следующие задачи:1.Способствовать  накоплению у детей конкретных представлений о свойствах магнита.2.Развивать у детей любознательность, познавательные мотивации.3.Фор...