Технологическая карта НОД (образовательная область: Познание) тема: «Ямал- мой край»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД (образовательная область: Познание)
тема: «Ямал- мой край»
Введение
Пояснительная записка:
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку.
Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Цели: Формировать представления детей о ЯНАО, как о регионе Российской федерации; вызвать интерес к родному краю, желание побольше узнать о его жителях и природе.
Задачи: 1. Помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к малой Родине – Ямалу, который стал общим домом для его жителей.
2. Уточнение знаний детей о достопримечательностях столицы Ямала.
3. Обогащать знания дошкольников о нашей Родине – Ямала.
4. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё, беречь природу.
Возраст детей: 5-6 лет старший дошкольный возраст
Ожидаемые результаты: У детей систематизированы представление о географических особенностях Ямала, вызван интерес к дальнейшему ознакомлению Ямалом, родители более заинтересованы к общению с детьми о регионе.
Оборудование:
Компьютер
Компас- игрушка
Картинки «Ямал- мой край»
Карта –маршрут (лист А-4),
Удочки магнитные по количеству детей
Распечатанные, заламинированные рыбки на магнитной основе (щука, чебак, муксун, ерш, осетр по 2-3 штуки)
Разрезная картинка-пазл «Герб Ямала»,
Карточки с изображением (сова, олень, собака-лайка, куропатка, белка, голубика, клюква, морошка)
Картинки для игры «Собери рюкзак в путешествие»
Ленточки по количеству детей
Дерево (ветка для завязывания ленточек)
Картинки с достопримечательностями Салехарда (Памятник мамонту, стелла «66 параллель», Обдорский острог, мамонтенок «Люба» в музее Шемановского)
Основная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята, (приложение 1, рис.1) посмотрите, это карта нашей Родины, а вы знаете как называется наша страна?
Наша страна – Российская Федерация или Россия, она очень большая, эта часть России называется ЯМАЛ или Ямало-Ненецкий Автономный округ. - (приложение 1, рис.2)
Воспитатель: «ЯМАЛ» в переводе с ненецкого означает полуостров, посмотрите, на карте видно, что с одной стороны сушу омывает Карское море, а с другой – суша России. Полуостров Ямал большой, в нём расположено 8 городов: Салехард, Надым, Ноябрьск, Муравленко, Новый Уренгой, Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале много сёл и посёлков. (приложение 1, рис.3)
На Ямале проживают местные жители: ненцы, ханты, коми. (приложение 1, рис.4,5,6) Местные жители занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой. (приложение 1, рис.7,8 )
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:
(Отрывок из стихотворения Ивана Истомина «На Ямале мы живем»)
Вы на карту посмотрите
И Ямал на нем найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Север крайний, север дальний,
И веселый и печальный,
Скромный гордый и степенный
Мой Ямал необыкновенный.
Воспитатель: Как у настоящих туристов у меня есть компас. Ребята, а вы знаете для чего туристам компас?
(Ответы детей)
Воспитатель: Компас нам нужен для того, чтобы ориентироваться в пути. Еще у меня есть рюкзак, предлагаю вам, выбрать предметы, которые нам будут необходимы нам в путешествии по нашему краю.
Игра «Собери рюкзак в путешествие»
(На столе разложены картинки, дети по очереди выбирают предметы которые необходимы в путешествии, воспитатель спрашивает, почему ребенок выбрал именно эту картинку (платье, варежки, зонт, кисы, бинокль, термос, телевизор, фотоаппарат, бусы, удочка, котелок, ложка, мяч, (приложение 1, рис.9)
- А почему мы не возьмем с собой оставшиеся предметы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, перед путешествием вспомним правила поведения, чтоб никто из нас не попал в неприятную историю.
Для нашего путешествия у меня есть карта с маршрутом, мы ее с вами сейчас рассмотрим, и будем следовать по этому маршруту. (приложение 1, рис.10) (Воспитатель показывает детям карту с маршрутом, ребята рассматривают карту-маршрут)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим по компасу куда нам необходимо двигаться. На нашей карте отмечено 4 остановки и первая наша остановка будет с столице нашего Ямала. (Дети с воспитателем идут по маршруту)
Воспитатель: Вот и наша первая с вами остановка. Ребята, а как вы думаете, как называется столица Ямало-Ненецкого автономного округа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Столица Ямало-Ненецкого автономного округа - город Салехард.
- Может кто то из вас уже был в Салехарде?
- Давайте рассмотрим достопримечательности этого города. (приложение 1, рис.11) (На столе лежат картинки с достопримечательностями города, дети рассматривают )
Воспитатель: Ребята посмотрите, пазл, может мы с вами соберем его? И узнаем, какая картинка изображена на пазле. (приложение 1, рис.12)
(Дети собирают пазл)
Воспитатель: - Как вы думаете, что мы с вами собрали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Это герб Ямало-Ненецкого автономного округа.
(Воспитатель кратко знакомит детей со значением герба. Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет –цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.)
Воспитатель: Мы с вами узнали, что столица Ямало-Ненецкого автономного округа город Салехард, собрали герб Ямала. Предлагаю нам с вами отправится дальше по нашему маршруту.
Воспитатель: Следующая наша остановка на нашей карте река. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа очень много рек, озер, водоемов, наш город Салехард расположился на берегу реки Обь. Это одна из самых крупных рек на Ямале.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая рыба живет в водоемах Ямала? Как бы нам узнать какая рыба здесь обитает?
Игра «Рыбалка»
(Дети берут «магнитные удочки» и ловят рыбу, воспитатель называет им как называется пойманная рыба которую выловил ребенок с водоема, рассматривают сравнивают по размеру) (приложение 1, рис.13)
Воспитатель: В реках обитает много различной рыбы, такие как щука, чебак, муксун, ерш, осетр- он занесен в красную книгу, чебак и другая.
А что можно приготовить из рыбы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Местные жители которые живут на Ямале еще готовят строганину, уху и т.д.
Воспитатель: Какая рыба обитает мы с вами узнали, предлагаю отправиться дальше.
Воспитатель: На нашей карте отмечена еще одна точка, давайте с вами пройдем к ней. (Дети переходят к следующей остановке)
Воспитатель: Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным.
Но, чтоб узнать, что растет и кто живет на Ямале, мы с вами разгадаем загадки на тему «Живая природа Ямала». (приложение 1, рис.14)
1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Сова)
2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается,
От врагов спасается. (Олень)
3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. (Собака)
4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Куропатка)
5. Ушки на макушке.
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (Белка)
6. Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника,
Ищем что мы? … ( Голубику)
7. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (Клюква)
8. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (Морошка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу карту все ли точки маршрута мы прошли?
- На нашей карте есть еще одна остановка и она называется стойбище. (приложение 1, рис.15)
- Может кто то из вас знает, что такое стойбище?
- Стойбище- это временное поселение оленеводов. Обычно в стойбище проживает несколько семей. Оленеводы живут в чумах и пасут огромные стада оленей в тундре. (приложение 1, рис.16)
Воспитатель: Как вы думаете, почему оленеводы живут в чумах, а не в домах?
(Ответы детей)
Воспитатель: Оленеводы с стадами оленей часто переезжают (каслают) с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием - нюком.
В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры. (приложение 1, рис.17)
Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер). Чум согревают железной печкой, её ставят в середину и топят дровами.
Воспитатель: Оленеводы живут в тундре – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду. А как называется верхняя мужская одежда?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, малица (приложение 1, рис.18)
Воспитатель: Как называется верхняя женская одежда?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ягушка. Женскую ягушку украшают узорами, орнаментами из шкуры оленя или бисером.
Воспитатель: Малицу и ягушку шьют из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.
Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (Орнамент)
Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент который шьют женщины. Зимой жители тундры носят обувь из оленьего меха, она называется кисы, она очень теплая.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в национальную игру, которую любят играть дети которые живут в тундре.
Подвижная игра «Ловля оленей»
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.
Воспитатель: Вот мы и прошли весь маршрут нашего путешествия, узнали, что растет и живет на Ямале, какая рыба обитает в реках, где и как живут местные жители. Ребята, что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Воспитатель: На память о нашем путешествии по Ямалу, хочу подарить вам раскраски, чтоб вы рассказали и показали своим друзьям где вы были, что узнали. (приложение 1, рис.19)
Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, друзья- здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край.
И в завершении нашего увлекательного путешествия, предлагаю Вам, по ненецкой традиции подойти к нашему дереву, загадать желание и завязать ленточку, чтобы это желание обязательно исполнилось.
Спасибо вам за путешествие!
Литература:
- Иван Истомин «На Ямале мы живем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Дикие животные нашего края»
Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект по организации НОД для детей подготовительной к школе группы, образовательная область:Познание.Тема: "Октябрьский район, таежный край родной"
Тема:" Октябрьский район, таежный край родной".Образовательная область: Познание.Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, художественная литература, коммуникация.Цель: Формирование у дет...
Технологическая карта №1 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Направление: изобразительная деятельность (лепка) . Тема: «Русская народная песенка как у нашего кота…». Бублики для кота.
Технологическая карта №1 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Направление: изобразительная деятельность (лепка) .Тема: «Русская народная песенка как у н...
+технологические карты по образовательным областям старшая группа
технологические карты для проведения занятий с детьми старшего возраста по лексическим темам...
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».
Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....
Технологическая карта По образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Раздел «Формирование основ безопасности по ПДД в старшем возрасте»
Технологическая картаПо образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»Раздел «Формирование основ безопасности по ПДД в старшем возрасте»...