Познавательный проект «Этот удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Вид проекта: познавательно – творческий.
Длительность проекта: долгосрочный (с 17 августа по 28 августа).
Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).
Участники проекта: дети и родители средней группы
Руководитель проекта: воспитатель Чапайкина Н.В.
Образовательные области:Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Цель проекта:Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etot_udivitelnytsy_mir_nasekomyh.docx | 704.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №45
город Новороссийск
Позновательный проект
«Этот удивительный мир насекомых»
старшая группа №12
Вопитатель:Чапайкина Н. В.
г. Новороссийск, 2020 год
Проект
«Этот удивительный мир насекомых»
На лугу трещит кузнечик В небе бабочка парит.
На цветке мохнатый, громкий Полосатый шмель жужжит. Насекомые летают, скачут, Ползают, парят.
Красотой нас удивляют, Пользу тоже принося.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Длительность проекта: долгосрочный (с 17 августа по 28 августа).
Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).
Участники проекта: дети и родители средней группы
Руководитель проекта: воспитатель Чапайкина Н.В.
Образовательные области:Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Цель проекта:Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы
Задачи проекта:
- Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
- Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
- Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
- Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Актуальность проекта:С детьми читали сказку «Муха – цокотуха». Разбирали характеры каждого насекомого, про которых говорилось в сказке. Кто – то из детей сказал, что не хочет говорить о жуках, потому что они противные и вредные, их надо убивать. Пришлось объяснить детям, что каждое насекомое – это живое существо, и независимо от того красивое оно, или нет, они приносят какую – то пользу, и они хотят жить. Дети решили узнать, какую пользу, какие насекомые приносят; какие насекомые вредные, а какие полезные. Исходя из этого, и возникла идея о создании данного проекта.
Планируемые результаты:По окончанию проекта дети должны иметь представления о том, насекомые – это живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые.
Должны иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые;
Должны знать о пользе, которую приносят людям и растениям.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о насекомых?».
-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация
Во время утреннего сбора, зашел разговор о том, что на улице лето. Появилось много разных насекомых. Ая сказала, что в воскресенье видела бабочку. Дети стали ее расспрашивать о том, какая была бабочка, откуда она прилетела. Ая не смогла ответить на все эти вопросы. Тогда мы решили взять эту тему «Насекомые» для того, чтобы больше узнать о них.
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Откуда можем узнать? |
Что насекомые летают. Что у них есть крылья. Что насекомые появляются весной. Что у них у всех по 6 лапок. | Куда пропадают насекомые осенью? Как из гусеницы появляется бабочка? Чем питаются насекомые? Какую они приносят пользу? | Спросить у взрослых. Прочитать в книгах. Посмотреть в интернете. |
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?)
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изодеятельности по теме проекта, создание альбома «Это все волшебница вода»).
Третий этап: исследовательский
(на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с окружающим: интегрированное занятие «Эти удивительные насекомые»,
«Сравнение жука и паука» - (чем они отличаются) - экспериментальная деятельность. Беседа «Полезные и вредные насекомые»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери бабочку», «Где живет», «Кто лишний?», «Найди насекомое», «Найди части насекомого», «Узнай, чьѐ крылышко»
Сюжетно – ролевая игра «Муравьишкина семья».
Образовательная область«Речевое развитие» Речевые игры: «Закончи предложение» (Муравей сидел около….
Божья коровка ползла по…. Жук спрятался под…
И так далее)
«Подбери признак» (бабочка, какая? Муравей, какой?)
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Муравьишки строят дом», «Бабочки и пчелы»,
«Стрекоза на охоте»
Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»:
Рисование «Насекомые» - по схемам. Аппликация «Божья коровка на листочке», Лепка «Стрекоза – большие глаза»,
Чтение сказок "Сказочка про Козявочку", "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мишу - короткий хвост" Д. Н. Мамин-Сибиряк.
«Как муравьишко домой спешил» (или Приключения муравьишки); «Зеленый пруд»; «Хвосты» (как Муха себе хвост искала). В.В. Бианки
Чтение стихов: Нищева «На ромашке две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», В.Степанова
«Стрекоза», В. Татарников «Зажужжала тут оса».
Загадывание загадок о насекомых.
Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?»,
«Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».
Прослушивание произведения Римского- Корсакова «Полет шмеля».
Прослушивание и пение песен «В траве сидел кузнечик», «Гном и бабочка», «Добрый жук»
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Хоровод насекомых», «Поймай комара», «Бабочки и ласточки», «Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки- муравьишки», «Медведь и пчелы»
Физкультурные минутки: «Бабочки на лужайке», «Стрекоза проснулась», «На полянке веселились, в танце весело кружились», «Жук упал», «Муравьишки».
Взаимодействие с родителями:
-подбор информационного и наглядного материалов о насекомых.
- помощь в сборе картинок для составления альбома «Эти удивительные насекомые»
-привлечение родителей к итоговому мероприятию - инсценирование сказки «Муха – цокотуха»»
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
Выставка детских работ по теме проекта. Презентация альбома «Эти удивительные насекомые» Театрализованное представление «Муха – цокотуха».
Используемая литература:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
- Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
- Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.– 2004.–№ 11
- Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
НОД по ознакомлению с миром природы
«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).
Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.
Ход НОД 1.Вводное слово воспитателя.
-Отгадайте загадку:
Утром бабочка проснулась, Два – изящно покружилась
Улыбнулась, потянулась, Три – нагнулась и присела,
Раз – росой она умылась, На четыре – улетела.
- К какой группе относится бабочка? (К насекомым)
Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.
Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.
Ознакомление с различными насекомыми.
- Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.
На цветок пахучий Все четыре лепестка.
Сел цветок летучий, Я сорвать его хотел,-
Шевелились у цветка Он вспорхнул и улетел!
- Что это за насекомое? (Бабочка)
- Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)
-Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)
-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
-Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости. На лужайке, на ромашке Не хочу держать в руках-
Жук лета в цветной рубашке. Пусть летит в ромашки Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети паказывают)
Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.
Низко, низко наклоняюсь. Улетел зелёный жук,
Я нашла себе жука Улетел на крыльях
На большой ромашке (Дети машут руками)
- О каком насекомом это стихотворение?
-Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)
-Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком-
Он поделиться медком. (Пчела)
-Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.
-Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)
Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.
Мы встречаем нового насекомого.
-Кто изображён на картине? (Паук)
Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?
-А где они живут, какой у них домик? (В паутине)
-А пауки летают? Почему нет?
-Это насекомое ползающее.
-Отгадайте ещё одну загадку:
На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа::
Без работы, хоть убей, Жить не может (воробей)
В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет.
-Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)
-А крылышки у них есть?
-Могут ли они летать? (Нет)
-Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:
На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскач.
-Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)
-Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)
-Как прыгают кузнечики?
Поднимайте плечики, Тишину послушаем.
Прыгайте, кузнечики, Тише, тише, высоко,
Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай на носках легко
Сели, травушку покушаем, (Надо оттолкнуться одной
ногой и мягко приземлиться на другую)
-Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, прауки, кузнечики –это насекомые.
-Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без
крылышка и т.д.)
-Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)
-Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)
-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)
-Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое. Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,
Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)
-Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).
Молодцы! Справились с заданием!
Рефлексия.
- Что нового узнали о насекомых?
- Можно ли убивать насекомых? Почему?
- Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?
«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).
Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.
Ход НОД 1.Вводное слово воспитателя.
-Отгадайте загадку:
Утром бабочка проснулась, Два – изящно покружилась
Улыбнулась, потянулась, Три – нагнулась и присела,
Раз – росой она умылась, На четыре – улетела.
- К какой группе относится бабочка? (К насекомым)
Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.
Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.
Ознакомление с различными насекомыми.
- Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.
На цветок пахучий Все четыре лепестка.
Сел цветок летучий, Я сорвать его хотел,-
Шевелились у цветка Он вспорхнул и улетел!
- Что это за насекомое? (Бабочка)
- Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)
-Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)
-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
-Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости. На лужайке, на ромашке Не хочу держать в руках-
Жук лета в цветной рубашке. Пусть летит в ромашки
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети показывают)
Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.
Низко, низко наклоняюсь. Улетел зелёный жук,
Я нашла себе жука Улетел на крыльях
На большой ромашке (Дети машут руками)
- О каком насекомом это стихотворение?
-Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)
-Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком-
Он поделиться медком. (Пчела)
-Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.
-Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)
Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.
Мы встречаем нового насекомого.
-Кто изображён на картине? (Паук)
Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?
-А где они живут, какой у них домик? (В паутине)
-А пауки летают? Почему нет?
-Это насекомое ползающее.
-Отгадайте ещё одну загадку:
На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа::
Без работы, хоть убей, Жить не может (воробей)
В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет.
-Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)
-А крылышки у них есть?
-Могут ли они летать? (Нет)
-Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:
На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.
-Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)
-Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)
-Как прыгают кузнечики?
Поднимайте плечики, Тишину послушаем.
Прыгайте, кузнечики, Тише, тише, высоко,
Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай на носках легко
Сели, травушку покушаем, (Надо оттолкнуться одной
ногой и мягко приземлиться на другую)
-Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, пауки, кузнечики –это насекомые.
-Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без
крылышка и т.д.)
-Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)
-Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)
-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)
-Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое. Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,
Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)
-Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).
Молодцы! Справились с заданием!
Рефлексия.
- Что нового узнали о насекомых?
- Можно ли убивать насекомых? Почему?
- Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Этот удивительный мир насекомых"
Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
Вид проекта: познавательно - исследовательскийПродолжительность: краткосрочный (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...
Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир насекомых"
Познавательно-исследовательский проект...
Познавательный проект "Этот удивительный космос"
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются ...
Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир насекомых"
Проект " Удивительный мир насекомых"Сценарий летнего развлечения в старшей группе на тему "Насекомые"...
Познавательный проект «Этот загадочный космос»
Сформировать у детей начальные элементарные представления о космосе ; активизировать творческие способности детей и фантазию...
Фотоотчет по познавательному проекту "Этот загадочный космос"
Проект для младшей группы...