Познавательный проект «Этот удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чапайкина Наталья Владимировна

Вид проекта: познавательно – творческий.

 

Длительность проекта: долгосрочный17 августа по 28 августа).

 

Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).

Участники проекта: дети и родители средней группы

Руководитель проекта: воспитатель Чапайкина Н.В.

 

Образовательные области:Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие;

Физическое развитие.

 

Цель проекта:Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи проекта:

Развивать познавательный интерес к  миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_udivitelnytsy_mir_nasekomyh.docx704.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №45

город Новороссийск

Позновательный проект

«Этот удивительный мир насекомых»

старшая группа №12

Вопитатель:Чапайкина Н. В.

г. Новороссийск, 2020 год

Проект

«Этот удивительный мир насекомых»

На лугу трещит кузнечик В небе бабочка парит.

На цветке мохнатый, громкий Полосатый шмель жужжит. Насекомые летают, скачут, Ползают, парят.

Красотой нас удивляют, Пользу тоже принося.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Длительность проекта: долгосрочный (с 17 августа по 28 августа).

Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).

Участники проекта: дети и родители средней группы

Руководитель проекта: воспитатель Чапайкина Н.В.

Образовательные области:Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Цель проекта:Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи проекта:

  • Развивать познавательный интерес к  миру  насекомых, поощрять        любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
  • Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
  • Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
  • Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Актуальность проекта:С детьми читали сказку «Муха – цокотуха». Разбирали характеры каждого насекомого, про которых говорилось в сказке. Кто – то из детей сказал, что не хочет говорить о жуках, потому что они противные и вредные, их надо убивать. Пришлось объяснить детям, что каждое насекомое – это живое существо, и независимо от того красивое оно, или нет, они приносят какую – то пользу, и они хотят жить. Дети решили узнать, какую пользу, какие насекомые приносят; какие насекомые вредные, а какие полезные. Исходя из этого, и возникла идея о создании данного проекта.

Планируемые результаты:По окончанию проекта дети должны иметь представления о том, насекомые – это живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые.

Должны иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые;

Должны знать о пользе, которую приносят людям и растениям.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-подбор        литературы,        наглядных        и        дидактических        материалов:        настольно-дидактические        игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.

-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о насекомых?».

-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация

Во время утреннего сбора, зашел разговор о том, что на улице лето. Появилось много разных насекомых. Ая сказала, что в воскресенье видела бабочку. Дети стали ее расспрашивать о том, какая была бабочка, откуда она прилетела. Ая не смогла ответить на все эти вопросы. Тогда мы решили взять эту тему «Насекомые» для того, чтобы больше узнать о них.

На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда можем узнать?

Что насекомые летают. Что у них есть крылья.

Что насекомые появляются весной.

Что у них у всех по 6 лапок.

Куда пропадают насекомые осенью?

Как из гусеницы появляется бабочка?

Чем питаются насекомые? Какую они приносят пользу?

Спросить у взрослых. Прочитать в книгах. Посмотреть в интернете.

Второй этап: разработка (планирование) проекта

- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?)

- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).

-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изодеятельности по теме проекта, создание альбома «Это все волшебница вода»).

Третий этап: исследовательский

(на основе интеграции образовательных областей).

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с окружающим: интегрированное занятие «Эти удивительные насекомые»,

«Сравнение жука и паука» - (чем они отличаются) - экспериментальная деятельность. Беседа «Полезные и вредные насекомые»

 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери бабочку», «Где живет», «Кто лишний?», «Найди насекомое», «Найди части насекомого», «Узнай, чьѐ крылышко»

Сюжетно – ролевая игра «Муравьишкина семья».

 Образовательная область«Речевое развитие» Речевые игры: «Закончи предложение» (Муравей сидел около….

Божья коровка ползла по…. Жук спрятался под…

И так далее)

«Подбери признак» (бабочка, какая? Муравей, какой?)

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Муравьишки строят дом», «Бабочки и пчелы»,

«Стрекоза на охоте»

 Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»:

Рисование «Насекомые» - по схемам. Аппликация «Божья коровка на листочке», Лепка «Стрекоза – большие глаза»,

Чтение сказок "Сказочка про Козявочку", "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мишу - короткий хвост" Д. Н. Мамин-Сибиряк.

«Как муравьишко домой спешил» (или Приключения муравьишки); «Зеленый пруд»; «Хвосты» (как Муха себе хвост искала). В.В. Бианки

Чтение стихов: Нищева «На ромашке две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», В.Степанова

«Стрекоза», В. Татарников «Зажужжала тут оса».

Загадывание загадок о насекомых.

Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?»,

«Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».

Прослушивание произведения Римского- Корсакова «Полет шмеля».

Прослушивание и пение песен «В траве сидел кузнечик», «Гном и бабочка», «Добрый жук»

 Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Хоровод насекомых», «Поймай комара», «Бабочки и ласточки», «Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки- муравьишки», «Медведь и пчелы»

Физкультурные минутки: «Бабочки на лужайке», «Стрекоза проснулась», «На полянке веселились, в танце весело кружились», «Жук упал», «Муравьишки».

Взаимодействие с родителями:

-подбор информационного и наглядного материалов о насекомых.

- помощь в сборе картинок для составления альбома «Эти удивительные насекомые»

-привлечение родителей к итоговому мероприятию - инсценирование сказки «Муха – цокотуха»»

Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.

Выставка детских работ по теме проекта. Презентация альбома «Эти удивительные насекомые» Театрализованное представление «Муха – цокотуха».

Используемая литература:

  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
  • Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
  • Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
  • Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.– 2004.–№ 11
  • Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

НОД по ознакомлению с миром природы

«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).

Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.

Ход НОД 1.Вводное слово воспитателя.

-Отгадайте загадку:

Утром бабочка проснулась,        Два – изящно покружилась

Улыбнулась, потянулась,        Три – нагнулась и присела,

Раз – росой она умылась,        На четыре – улетела.

  • К какой группе относится бабочка? (К насекомым)

Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.

Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

  • Ознакомление с различными насекомыми.

  • Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.

На цветок пахучий        Все четыре лепестка.

Сел цветок летучий,        Я сорвать его хотел,-

Шевелились у цветка        Он вспорхнул и улетел!

  • Что это за насекомое? (Бабочка)
  • Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

-Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)

-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

-Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости. На лужайке, на ромашке        Не хочу держать в руках-

Жук лета в цветной рубашке.        Пусть летит в ромашки Жу-жу-жу, жу-жу-жу,        (Дети паказывают)

Я с ромашками дружу.        Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Тихо по ветру качаюсь,        Нос испачкал пылью.

Низко, низко наклоняюсь.        Улетел зелёный жук,

Я нашла себе жука        Улетел на крыльях

На большой ромашке        (Дети машут руками)

  • О каком насекомом это стихотворение?

-Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)

-Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком-

Он поделиться медком. (Пчела)

-Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.

-Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.

Мы встречаем нового насекомого.

-Кто изображён на картине? (Паук)

Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

-А где они живут, какой у них домик? (В паутине)

-А пауки летают? Почему нет?

-Это насекомое ползающее.

-Отгадайте ещё одну загадку:

На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа::

Без работы, хоть убей, Жить не может (воробей)

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет.

-Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)

-А крылышки у них есть?

-Могут ли они летать? (Нет)

-Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскач.

-Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)

-Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)

-Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики,        Тишину послушаем.

Прыгайте, кузнечики,        Тише, тише, высоко,

Прыг-скок, прыг-скок,        Прыгай на носках легко

Сели, травушку покушаем,        (Надо оттолкнуться одной

ногой и мягко приземлиться на другую)

-Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, прауки, кузнечики –это насекомые.

-Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без

крылышка и т.д.)

-Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)

-Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)

-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)

-Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое. Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.

Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)

-Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).

Молодцы! Справились с заданием!

Рефлексия.

  • Что нового узнали о насекомых?
  • Можно ли убивать насекомых? Почему?
  • Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?

«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).

Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.

Ход НОД 1.Вводное слово воспитателя.

-Отгадайте загадку:

Утром бабочка проснулась,        Два – изящно покружилась

Улыбнулась, потянулась,        Три – нагнулась и присела,

Раз – росой она умылась,        На четыре – улетела.

  • К какой группе относится бабочка? (К насекомым)

Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.

Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

  • Ознакомление с различными насекомыми.

  • Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.

На цветок пахучий        Все четыре лепестка.

Сел цветок летучий,        Я сорвать его хотел,-

Шевелились у цветка        Он вспорхнул и улетел!

  • Что это за насекомое? (Бабочка)
  • Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

-Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)

-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

-Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости. На лужайке, на ромашке        Не хочу держать в руках-

Жук лета в цветной рубашке.        Пусть летит в ромашки

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,        (Дети показывают)

Я с ромашками дружу.        Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Тихо по ветру качаюсь,        Нос испачкал пылью.

Низко, низко наклоняюсь.        Улетел зелёный жук,

Я нашла себе жука        Улетел на крыльях

На большой ромашке        (Дети машут руками)

  • О каком насекомом это стихотворение?

-Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)

-Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком-

Он поделиться медком. (Пчела)

-Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.

-Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.

Мы встречаем нового насекомого.

-Кто изображён на картине? (Паук)

Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

-А где они живут, какой у них домик? (В паутине)

-А пауки летают? Почему нет?

-Это насекомое ползающее.

-Отгадайте ещё одну загадку:

На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа::

Без работы, хоть убей, Жить не может (воробей)

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет.

-Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)

-А крылышки у них есть?

-Могут ли они летать? (Нет)

-Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.

-Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)

-Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)

-Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики,        Тишину послушаем.

Прыгайте, кузнечики,        Тише, тише, высоко,

Прыг-скок, прыг-скок,        Прыгай на носках легко

Сели, травушку покушаем,        (Надо оттолкнуться одной

ногой и мягко приземлиться на другую)

-Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, пауки, кузнечики –это насекомые.

-Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без

крылышка и т.д.)

-Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)

-Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)

-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)

-Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое. Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.

Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)

-Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).

Молодцы! Справились с заданием!

Рефлексия.

  • Что нового узнали о насекомых?
  • Можно ли убивать насекомых? Почему?
  • Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этот удивительный мир насекомых"

Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта:   познавательно - исследовательскийПродолжительность:  краткосрочный  (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...

Познавательный проект "Этот удивительный космос"

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются ...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир насекомых"

Проект " Удивительный мир насекомых"Сценарий летнего развлечения в старшей группе на тему "Насекомые"...

Познавательный проект «Этот загадочный космос»

Сформировать у детей начальные элементарные представления о космосе ; активизировать творческие способности детей и фантазию...