Познавательный проект «Этот загадочный космос» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Булах Оксана Викторовна

Актуальность.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. 

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать представления о покорении космоса, о солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи.  Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

«Этот загадочный космос»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовили: Булах Оксана Викторовна

Амирова Татьяна Владимировна

2024 г.

Тип проекта: игровой, познавательный

Сроки реализации: краткосрочный, 1 неделя

Участники: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: познакомить детей с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
  • систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др.

Развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Актуальность.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать представления о покорении космоса, о солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Проблема.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Гипотеза.

Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А. А.; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Дети

  • Сформированность у детей запланированных знаний по теме «Космос», нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Участие в организации выставки творческих работ: "Этот загадочный космос"
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

Предполагаемый продукт деятельности:

  • выставка творческих работ: «Этот загадочный космос»
  • изготовление макета "Солнечная система"
  • обогащение РППС группы

Формы реализации проекта:

  • Совместная и индивидуальная деятельность с детьми;
  • Игры;
  • Опыты и эксперименты
  • Беседы.
  • Практические упражнения
  • Творческая мастерская

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  • Информация родителей о предстоящей деятельности.
  • Подбор методического материала для реализации проекта

2 этап: Основной.

Проведение всех запланированных мероприятий.

3 этап: Заключительный.

  • Организация выставки творческих работ "Этот загадочный космос"
  • Изготовление макета "Солнечная система"

Предварительная работа:

  • Составление рекомендаций для родителей
  • Чтение с детьми Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос»
  • Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Нарисовать картины по теме космос.

Деятельность с детьми.

Этапы проекта I этап (подготовительный)

1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе.

2. Зона ближайшего развития в развивающей среде: энциклопедии, макет, дидактические игры, развивающие материалы, подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах, подобрать фото - коллекцию «Космос», подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку; подготовить раскраски в соответствии с возрастом, подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
8. Информированность родителей о предстоящей деятельности.

#1058;айны космоса!
Модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали? (итог)
Как нам найти ответы на вопросы?
Предлагаю отправиться в путешествие и узнать все тайны космоса!

II этап (основной)

Вводная беседа

1. Беседа «Солнечная система».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

#1041;еседа «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В. Терешкова и др.»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса. Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики.

#1041;еседа «Первый человек в космосе».

закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.

#1041;еседа «Звёзды и созвездия».

Цель: познакомить детей с понятием "звезда", "созвездие ".

#1041;еседа «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Творческая мастерская: «Загадочный мир космоса»

Рисование.

Цель: Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Лепка: «Космонавт»

Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»,

«Космическая эстафета»

«Ракетодром»
«Невесомость»

«Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Полёт в космос»

Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры:

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»

Приобщение к художественной литературе:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.

Экспериментирование по теме проекта по желанию детей. См картотека.

Досуг в группе: Тема: «День космонавтики»

Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

Индивидуальная и групповая работа в самостоятельной деятельности детей:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”

Образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Космос»

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активности.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка»

Рубрика для родителей: «История развития космонавтики"

III этап (заключительный)

1. Организация выставки творческих работ "Этот загадочный космос"

2. Представление макета "Солнечная система"

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение знаниями о космосе.

Заключение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он очень хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение.

Используемая литература:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств.
  2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», #1089;.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
  4. (3). Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М.
  5. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г.
  6. Серия «Грамматика в играх и картинках» Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  7. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
  8. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  10. Малышам о звездах. - М., 1986г. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне. - М.: РОСМЭН, 1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной -  спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...

Ознакомительная беседа "Загадочный космос" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенство...

Познавательное развлечение "Загадочный мир космоса" для детей старшего дошкольного возраста.

АктуальностьКосмос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такой Ю. Гагарин. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о кос...

Познавательный проект "Тайны космоса", посвященный 60-летию первого полета человека в космос для детей старшего дошкольного возраста

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновре...

Презентация на тему: «Этот загадочный космос!!!» (для детей старшего дошкольного возраста)

   Данная презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях....

Проект «Загадочный космос» для детей среднего дошкольного возраста

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...