Проект "Край мой северный"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Содержание:
Обоснование актуальности проекта;
Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение;
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;
Предполагаемые результаты;
Обоснование актуальности проекта
На крайнем севере Западной веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п. Палатка, Магаданской области;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п. Палатка, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_moy_severnyy_20019.docx | 68.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Башкина Н.А.
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» п.Палатка
Содержание:
Обоснование актуальности проекта;
Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение;
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;
Предполагаемые результаты;
Обоснование актуальности проекта
На крайнем севере Западной веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п. Палатка, Магаданской области;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п. Палатка, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «КРАЙ МОЙ СЕВЕРНЫЙ»
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
Развивающие
- Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
- Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, якуты, эвены,чукчи и др.).
Обучающие
1. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, эвены,чукчи и др).
2. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
Воспитательные
Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на детей 4 лет.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 4 лет
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
- Родной поселок.
- Природа северного края.
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы), эвены,чукчи и др)
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- «Люблю свой поселок», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- видеоролик о народно-прикладном искусстве и традициях народов Севера;
- фотоальбом «Я и мой поселок »;
- создание книжек – малышек «Весеннее настроение»;
- оформление работы «Весенний лес»;
- создание фонотеки игр народов Севера;
-
Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение:
| Ф.И.О. педагога | Должность | Образование |
| Башкина Н.А. | воспитатель | Среднее специальное |
| Гуляева Н.Н. | Музыкальный руководитель | Среднее-специальное |
- Материально-техническое обеспечение проекта:
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Музыкальный зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера |
2 | Физкультурный зал | - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
3 | Группа ДОУ | - Библиотека «Сказки народов Севера» - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы « Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа» |
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - Экскурсия по поселку (совместно с родителями) - Беседы с детьми: - поселок Палатка, герб. - Художественное творчество «Нарисуй герб поселка» | Дети, родители (законные представители), воспитатель
|
Октябрь | - Создание фотоальбома «Я и мой поселок» Расширять представление о родном поселке знакомить детей с достопримечательностями поселка.- Аппликация «Мой поселок» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Ноябрь | - Беседа о названиях улиц родного города поселка - Памятники родного поселка - Конструирование
| Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Декабрь | Участие во всероссийском конкурсе поделок «Снег искрится серебром» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Январь | - Чтение сказок: «Айога», «Кукушка», «Медведь –лежебока», «Олень тукту», «Страшный заяц», «Хитрый ворон» - Коллективная аппликация «В гостях у Хейро» - Подвижная игры: «Рыбаки и рыбки», «Хейро», «Важенка и оленята» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне севера. - Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март | - Оформление выставки совместных работ : аппликации, лепка, рисунки» «Весенний лес» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель
| «В лес за подснежниками», «К нам пришла весна», «Путешествие в северный лес» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май | «Украсим кухлянку орнаментом» (Аппликация). - Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера». - Презентация проекта «Край мой северный» | Дети, родители (законные представители) воспитатель» |
4 этап - итоговый (обобщающий)
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Анализ результатов реализации проекта: «Край мой северный»
| Май 2019г. |
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ комбинированного вида №12. Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».
Конспект занятия. Образовательная область «Познание»Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ комбинированного вида №12.Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».Программное сод...
Познавательное занятие на тему "Край наш северный"
Занятие для детей подготовительной группы...
Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."
В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание....
Методический материал к занятиям по теме "Особенности северного костюма".
Данный методический материал поможет воспитателям в подготовке к занятиям по ознакомлению дошкольников с национальным северным костюмом....
Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие на северный полюс"
занятие в старшей группе...
"Поморское диво" (методический материал по теме: " Национальный северный костюм.")
Данный методический материал является хорошей теоретической базой при подготовке к НОД и дополнительной образовательной деятельности....
Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»
Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...