Проект "Край мой северный"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Башкина Надежда Александровна

Содержание:

Обоснование актуальности проекта;­­­­­

Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта­­;

Предполагаемые результаты;

Обоснование актуальности проекта

На крайнем севере Западной веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п. Палатка, Магаданской области;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п. Палатка, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_moy_severnyy_20019.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Воспитатель: Башкина Н.А.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» п.Палатка

Содержание:

Обоснование актуальности проекта;

Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;

Предполагаемые результаты;

Обоснование актуальности проекта

На крайнем севере Западной веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п. Палатка, Магаданской области;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п. Палатка, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «КРАЙ МОЙ СЕВЕРНЫЙ»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

Развивающие

  1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
  2. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, якуты, эвены,чукчи и др.).

Обучающие

       1.   Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, эвены,чукчи и др).

        2.   Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

     Воспитательные

             Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

            Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на детей 4 лет.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 4 лет

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Родной поселок.

- Природа северного края.

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы), эвены,чукчи и др)

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- «Люблю свой поселок», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

- видеоролик  о народно-прикладном  искусстве  и традициях  народов Севера;

 - фотоальбом «Я и мой поселок »;

- создание книжек – малышек «Весеннее настроение»;

- оформление работы «Весенний лес»;

- создание фонотеки игр народов Севера;

-

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое обеспечение:

 

 

Ф.И.О. педагога

Должность

Образование

 

Башкина Н.А.

воспитатель

Среднее специальное

 

Гуляева Н.Н.

Музыкальный руководитель

Среднее-специальное

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

 

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

1

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

2

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

3

Группа ДОУ

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка»,

« Айога», «День оленевода»

- Альбомы « Животные северного края», « Северные просторы»,

«Птицы нашего края»,

«Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа»

 

 

 

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Экскурсия по поселку (совместно с родителями)

- Беседы с детьми:

- поселок Палатка, герб.

- Художественное творчество «Нарисуй герб поселка»

Дети, родители (законные представители), воспитатель

 

Октябрь

- Создание фотоальбома «Я и мой поселок» Расширять представление о родном поселке знакомить детей с

достопримечательностями поселка.- Аппликация «Мой поселок»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Ноябрь

- Беседа о названиях улиц родного города поселка

- Памятники родного поселка - Конструирование

 

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Декабрь         

Участие во всероссийском конкурсе поделок «Снег искрится серебром»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Январь

- Чтение сказок: «Айога», «Кукушка», «Медведь –лежебока», «Олень тукту», «Страшный заяц», «Хитрый ворон»

- Коллективная аппликация «В гостях у Хейро»

- Подвижная игры: «Рыбаки и рыбки», «Хейро», «Важенка и оленята»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Февраль         

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне севера.

- Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Севера»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Оформление выставки совместных работ : аппликации, лепка, рисунки»

«Весенний лес»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель        

 

«В лес за подснежниками», «К нам пришла весна», «Путешествие в северный лес»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

 «Украсим  кухлянку орнаментом» (Аппликация).

- Создание альбомов «Растительный мир Севера»,

«Животный мир Севера», «Птицы Севера».

 - Презентация проекта «Край мой северный»

Дети, родители (законные представители) воспитатель»

 

 

4 этап - итоговый (обобщающий) 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Анализ результатов реализации проекта:

«Край мой северный»

 

Май 2019г.

 

 

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);

- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;

- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);

- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ комбинированного вида №12. Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».

Конспект занятия. Образовательная область «Познание»Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ комбинированного вида №12.Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».Программное сод...

Познавательное занятие на тему "Край наш северный"

Занятие для детей подготовительной группы...

Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."

В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание....

Методический материал к занятиям по теме "Особенности северного костюма".

Данный методический материал поможет воспитателям в подготовке к занятиям по ознакомлению дошкольников с национальным северным костюмом....

"Поморское диво" (методический материал по теме: " Национальный северный костюм.")

Данный методический материал является хорошей теоретической базой при подготовке к НОД  и  дополнительной образовательной деятельности....

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...