"Поморское диво" (методический материал по теме: " Национальный северный костюм.")
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хребтова  Ольга Николаевна

Данный методический материал является хорошей теоретической базой при подготовке к НОД  и  дополнительной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarafan.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

         Сарафан

Рубахи и передники из холста северные крестьянки носили с сарафанами (преимущественного косоклинного покроя, очень широкими внизу, похожими на платья без рукавов). Такие крестьянские сарафаны шили, как правило, из однотонной без узора ткани: синего холста, покупной синей бязи, реже красной крашенины или красной и черной шерстяной домотканой материи. По шву, соединяющему два передних полотнища, могли нашивать кружева.

Весь покрой костюма с сарафаном, узким сверху и свободно расходящимся книзу, и рубахой с широкими, длинными, мягко спадающими рукавами, придает женской фигуре величавость и стройность, подчеркнутую вертикальным расположением либо лент, либо кружев, либо полоски орнамента.

Северный русский крестьянский костюм гармонировал с лиричностью северной песни, с плавными движениями старинной русской пляски, когда девушки будто плывут в хороводе, почти не поднимая от пола ног, и вся выразительность танца сосредотачивалась в плавных движениях рук, схваченных широкими рукавами рубахи.

В костюмах зажиточных крестьянок мы увидим золотое шитье: золотой ниткой обильно расшиты кокошники – головные уборы, а также платки, оплечья рубах, сарафаны и душегреи.

С нарядным сарафаном обычно надевали белую шелковую, батистовою рубашки. Но это было только в зажиточных семьях, а у простых крестьян он служил главным образом особо праздничной, свадебной одеждой.

Одна из жительниц Каргополя рассказывает, как одевались по праздникам в дни ее молодости: «Разоденется, как боярыня, выступает как пава и мужа за пальчик в церковь ведет».

Одежду женщина изготовляла сама, сама плела, вышивала, ткала, вязала. Поэтому нередко создавала себе одностильный, высокохудожественный, индивидуальный наряд.

Позднее косоклинные  сарафаны уступили место сборчатым прямым из разнообразных тканей, как гладких, так и узорчатых. Эти сарафаны получили название от ткани, из которых были сшиты: кумачники, атласники, пестрядники, набивальники.

Синеный холст с белым и желтым узором становится одной из самых употребительных тканей для женских прямых сарафанов. Для рисунков особенно характерны растительные мотивы, то в виде отдельных веточек, то похожи на стебелек. Встречается мотив птицы. Лимонно – желтый, оранжевый или красные горошины, иногда образовавшие кольца, свободно располагались на ткани. С сарафанов исчезают вертикальные полосы украшений, удлиняющие фигуру. Силуэт костюма становится менее строгим и плавным.

Сарафан на кокетке с прямой сборчатой юбкой не получил на Севере широкого распространения. По покрою он представлял собой полуплатье. Нижняя часть сарафана заложена в мелкие складки и пришита к кокетке выше линии груди.

                          Понева

Бабушкой юбки считали поневу.

Самые древние поневы представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшихся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде нарядные, удобные поневы дожили в деревнях и до нашего века.

Были они такой же длины, как и рубаха, - до щиколоток или до икр. Во время работы углы поневы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось – носить поневу « кульком»

Подворачивали поневы и на праздниках – с целью показать богато вышитый подол рубахи.

Поневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки – молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола.

Поневу можно назвать «бабушкой» современной юбки.

              Пояс

Пояс бытует с очень отдаленных времен. Пояс издревле считается хранителем. К нему могли подкрепляться нож, мешочек с табаком, затыкали кнут. Которым погоняли лошадь. У женщины к поясу мог прикрепляться карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков.

В быту и обрядах поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса находиться на народе, в обществе считалось крайне не прилично. По русским поверьям, ходить без пояса считалось так же «грешно», как и без креста. В фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои. С древних времен пояс рассматривался, как некий оберег, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит. Народ верил в могущественную силу пояса. Даже новорожденного при крещении опоясывали. Родившийся человек, получал талисман, с которым проходила вся его жизнь.

Пояс употреблялся и в заговорах от болезни, и при гаданиях. Например, девушки желавшие выйти замуж, искали в лесу две сосны, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желания их о замужестве сбудется.

На Руси пояс служил в благословении родительском и передавался по наследству з поколения в поколение.

В высших сословиях пояса имели и большую материальную ценность по своему материалу и отделке. Пояс изготовлялся из самых разнообразных материалов. Материал и внешний вид пояса зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца.

В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи – вязанные, тканные, плетенные, реже - шелковые ткани.

В каждом крестьянском хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские, для повседневного  употребления и праздничные.

Со временем расширяется сфера употребления пояса в обрядовой области и даже происходит соперничество пояса и полотенца, как магических объектов. Прослеживается совместное их употребление как оберегов.

Пояс и полотенце- предметы крестьянского труда и большого творчества. Они  сопровождали славянина от рождения до кончины в разных жизненных коллизиях- трудовых и праздничных.

                      Платки, косынки.

Их очень любили русские женщины.Волосы замужняя женщина убирала под головной убор. Их никто не должен был видеть.Да и удобно это было.Женщина ведь хозяйством занималась, обед готовила.А прикрытые волосы не попадут ни в суп, ни в кашу.

                         Передник.

Вторая часть женской одежды русского Севера – передник. На нем преобладала вышивка, выполненная красными нитками. Нитки других цветов, главным образом, синего, вводились в узор очень тонко. Из было немного. Многоцветными передники были у мастериц Каргопольского района Архангельской области. Фигуры, которые выбирали рукодельницы для украшения своих передников, были в основном такие же, как и на рубахах. Передники северянки носили с сарафанами, которые были очень широкими внизу и были похожи на платье без рукавов. Вышивка, как и на другой одежде, служила оберегом от злого глаза, завистников.

                          Кокошник.

Кокошник был в виде шапочки на твердой основе, искусно расшит бисером, жемчугом, спереди украшен густой поднизью. Поверх кокошника в самые большие праздники одевали золотой плат. Вышитый золотыми нитями белый плат еще больше подчеркивал богатство головного убора. Кокошники и золотые платы имели женщины из состоятельных семей, носили в первый год замужества и хранили для своих дочерей.

Будничным головным убором служил платок из ситца. Большое распространение в конце 19 века получили  ситцы в  Карабанове (Владимирская губерния) – их называли «аглицкими».

Был на севере распространен головной убор – повязка, расшитый золотыми нитями.

            Женский головной убор

До замужества головной убор ( по крайней мере летом ) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые тесемочки. Взрослея, вместе с поневой они получали «красу» - девичий венец. Еще его называли «повязкой». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Ширина ленты обычно составляла 0,5 – 2,5 см.

Головной убор замужней женщины укрывал волосы полностью. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли, а охватывал и подбородок, и шею.

На севере самым распространенным головным убором женщины считался кокошник (его старались украсить как можно богаче, вышивали жемчугом в более богатых семьях).

Будничные головные уборы – повойники – в виде шапочки из ситца не украшали. Комплекс добавлял павлово – посадский платок из красного кашемира, с набивным рисунком. Широкая кайма с узором из красных, синих, желтых цветов и зеленых листьев покрывала почти поверхность платка. Такие шали как нельзя лучше соответствовали русской традиции костюма скрывать форму женского тела. В начале ХХ века они прочно вошли как в городской, так и деревенский быт.

                     Коротена

Нагрудная одежда, очень любимая северянками. Имела вид трапеции и была на лямочках. Она создавала дополнительный объем, поддерживая ритм костюма.

                     Передник

Вторая часть женской одежды русского Севера – передник. На нем преобладала вышивка, выполненная красными нитками. Нитки других цветов, главным образом, синего, вводились в узор очень тонко, их было немного. Многоцветными передники были у мастериц Каргопольского района Архангельской области. Фигуры, которые выбирали рукодельницы для украшения своих передников, были в основном такие же, как и на рубахах. Передники северянки носили с сарафанами, которые были очень широкими внизу и были похожи на платье без рукавов.

Вышивка, как и на другой одежде, служила оберегом от злого глаза, завистников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."

В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание....

Методический материал к занятиям по теме "Особенности северного костюма".

Данный методический материал поможет воспитателям в подготовке к занятиям по ознакомлению дошкольников с национальным северным костюмом....

Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

Волк в национальном мордовском костюме.

Вот такого волка мы совместно с родителями изготовили в предверии чемпионата по футболу....

Мастер-класс по изготовлению куклы в национальном бурятском костюме в стиле оригами для родителей и детей старшей группы

Мастер-класс по изготовлению куклы в национальном бурятском костюме в стиле оригами  для родителей и детей старшей группы «Буряад хүүхэлдэ»...

Интерактивная игра на тему «Оденем куклу в национальный русский костюм»

Тема «Оденем куклу в национальный русский костюм» ...