НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Семенова Галина Александровна

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- создавать условия для умения исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;           - развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД по познавательно – исследовательской  деятельности                          в старшей группе МДОУ «Детский сад «Дружба»                                                   р.п. Дергачи Саратовской области

Воспитатель высшей категории Семенова Галина Александровна

Дата проведения: 16 декабря 2020г.

Тема «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: 

Образовательные:

- создавать условия для умения исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;           - развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа:  рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование:  тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, ложка, свеча, лёд

Ход СОД:

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

Загадывает загадку про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

- Правильно это соль.

- Как вы отгадали, что это соль? (ответы по определениям загадки)

- Что вы знаете о соли? (ответы детей)

- А какими свойствами она обладает? (дети высказывают своё мнение)

-  А чтобы подтвердить ваши высказывания, давайте обратимся за помощью к нашим карточкам и подумаем, где нам взять информацию. (Работа с карточками изображения методов исследования).

- Какая карточка нам поможет? (ответы)

Приходим к выводу, провести эксперимент, понаблюдать.

- Предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию. А кто работает в лаборатории? (учёные)

- Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

- Давайте определим свойства соли.

1.»Свойства соли»

- Пройдите на места, возьмите тарелочки  с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте ложкой немного соли в маленькую тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки, наберите из стаканчика воду и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

Воспитатель:  Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. Дети: Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды) .

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

- Давайте зарисуем то, что мы узнали (дети делают зарисовки).

2.«Соль растворяется в воде».

Воспитатель:

- Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).

Дети делают вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной. (зарисовывают)

3.«Соль растапливает лед».

Воспитатель:

- Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. Как вы думаете, почему?  (высказывания  детей).

- А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Дети: при соприкосновении  льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда. (зарисовывают)

4.«Выпаривание соли».

Воспитатель: - Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой.

- А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей).

Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Держу соляной раствор в ложке над горящей свечой. Что вы видите на ложке (Белый налет). Это и есть наша соль.(зарисовывают)

Дети: соль не испаряется вместе с водой, оставаясь на стенках ложки.

  5.Опыт «Эффект моря».

- А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца.    - Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. В один стакан положим яйцо в несолёную воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно.)

- Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды и поэтому в солёной воде многие предметы не тонут.(зарисовывают)

Дети делают вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли,  а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах)  добавляю в стаканы краску (желательно в один тёмный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Воспитатель: Понравилось ли вам в лаборатории? Про что вы сегодня говорили в лаборатории? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей по мнемотаблице.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята! Я думаю, наша работа была плодотворной!

Самоанализ СОД по познавательно- исследовательской деятельности «Волшебная соль»

с детьми старшей группы                                                                                            МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

Дата проведения: 16 декабря 2020г.

Воспитатель высшей категории: Семенова Галина Александровна.

        Уважаемые коллеги, вашему вниманию была  представлена СОД  по познавательно- исследовательской деятельности «Волшебная соль» с детьми старшей группы.

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: 

Образовательные:

- создавать условия для умения исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;           - развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

      При выборе темы СОД  и материалов к ней  я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе дошкольной образовательной программы, учитывала возрастные особенности детей. А так же уровни их развития. Я считаю что, выбранная форма организации СОД – игра- лаборатория,  была достаточно интересной.

    В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей: речевое развитие- происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме «Соль», приобщении к словесному искусству (загадка), познавательное развитие-  развитие познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование). На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (беседы, игры, эксперименты,) и в достаточной мере прослеживается наглядность (слайдовый показ, опыты).

          Организационный момент – загадка и работа с карточками изображения методов исследования,  позволили вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всей деятельности. В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес, активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах. Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомую им соль. По - моему мнению, структура СОД соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание СОД позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы  обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам. СОД способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний,  и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую). Я считаю, что мне удалось достичь цели , через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенной мной  СОД поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ннод по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная соль».

Конспект ннод по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе«Волшебная соль»....

Фотоотчёт познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная соль" часть 1

Фотоотчёт познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе  на тему: "Волшебная соль" часть 1...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».

Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художест...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...