Конспект ннод по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная соль».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щевровская  Анна Фёдоровна

Конспект ннод по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе

«Волшебная соль».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ннод по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе

«Волшебная соль».

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.Дать представление о технике насыпания цветной соли.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

Ход занятия: (выполняют движения под муз.композицию)

Воспитатель:

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль.

Звук телефона, звонит журналистка Жужа и просит о помощи: сделать интервью о соли и её свойствах.

Воспитатель: Поможем журналистке Жуже?

Жужа: Здравствуйте, дорогие ребята! Ну что, поможете сделать интервью для нашего журнала? А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая).

Воспитатель: Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

  1. Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

Жужа: Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

Воспитатель:

  1. «Соль растворяется в воде».

Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).

Жужа: Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.

Воспитатель:

  1. «Соль растапливает лед».

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Жужа: Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.

Ну а сейчас мы с вами отдохнем.

Физминутка

Воспитатель:

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

  1. «Выпаривание соли».

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Держу соляной раствор в ложке над горящей свечой. Что вы видите на ложке (Белый налет). Это и есть наша соль.

Жужа: Вывод: соль не испаряется вместе с водой, оставаясь на стенках ложки.

Воспитатель:

  1. Опыт «Эффект моря».

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в несолёную воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно.)

Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды и поэтому в солёной воде многие предметы не тонут.

Жужа: Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один тёмный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Воспитатель:

А теперь я предлагаю вам сделать насыпушку из цветной соли – это изготовление декоративной бутылки, которую можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Жужа-журналист задаёт вопросы, детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

Жужа: Спасибо, вам ребята! Я думаю, интервью получилось интересным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"

Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный магнит».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Волшебный магнит»....

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания»

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания», познакомит детей с функцией, которую выполняют легкие в организме человека....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебная соль»

Расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность....

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....