Конспект НОД «Знакомство с Капелькой!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие «Знакомство с Капелькой!»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи
Познавательные:
-Познакомить со свойствами воды (вода бесцветная, без запаха, прозрачная).
-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.
Обучающие:
-Обогащать и активировать словарный запас.
-Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.
Материал:
Вода, ёмкости для опыта, Капелька, лимон, питьевые трубочки,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: К нам в гости сегодня пришла Капелька, но посмотрите, какая она грустная и печальная.
Вот послушайте её историю:
Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего про себя она не знает. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Да!
Воспитатель: Конечно, да! И так начнем прямо сейчас!
Воспитатель: Вы слышите мелодию?
На, что она похожа?
Дети: на ручей, на море, на водопад
Воспитатель: Правильно! Ребята, а как вы думаете, из чего состоит наша Капелька?
Дети: из воды
Воспитатель: А живет она где?
Дети: В воде!
Воспитатель: Молодцы! А, где же мы можем встретить воду?
Дети: В реке, в море, в луже, в кране и т. д.
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, животным, растениям
Воспитатель: Правильно! А, как вы думаете, а нам в группе, нужна вода?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить еду, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Да, ребята, без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь! Животные тоже пьют воду и просто без нее погибнут, а некоторые в ней и живут. Кто же живет в воде?
Дети: Рыбы, морская звезда, морской конёк.
Воспитатель: Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну нашей Капельки: какими волшебными свойствами она обладает?
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Воспитатель: Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Воспитатель: Пройдемте к нашим лабораторным столам.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)
Воспитатель: Давайте наденем шапочки или фартуки и начнем наши опыты.
Первый стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)
Опыт 1. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой? Почему?
(Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.)
Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Вода – это жидкость
Опыт 2. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель: Какой формы кубик и шарик? (круглой, квадратной)
Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли форму вода?
Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.
Воспитатель: Что мы видим? (вода приняла форму баночки).
Воспитатель: Перельем эту воду в широкую баночку или другую формочку.
Воспитатель: Что мы видим? (вода приняла форму формочки). Форма, которую
принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором
находится.
Второй стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)
Опыт 3. Какого цвета вода?
Дети садятся на стульчики. На столе листочек, карандаш, стакан с водой, стакан с молоком, для каждого ребенка.
Воспитатель: Нарисуйте на маленьком листочке, цветочек или кружочек и раскрасьте его.
Воспитатель: Поставьте на свой рисунок стаканчик с молоком. Что вы видят? (рисунок не видно), Почему? (молоко имеет белый цвет)
Воспитатель: Потом поставить стаканчик на этот рисунок с водой. Что они видят? (Рисунок видно). Почему? (вода прозрачная)
Какой можно сделать вывод.
Вывод: Значит вода прозрачная жидкость.
Опыт №4: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.
В оба стакана опустим ложки.
В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. - Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.
Вывод: Чистая вода не имеет цвета, прозрачная жидкость.
Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Вода подкрасилась в разные цвета.
Воспитатель: Какой цвет у кого получились…?
Вывод – вода может окрашиваться тем веществом, которое мы в нее положили.
Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и обрадовалась. Давайте напомним капельке, что же мы узнали?
Вода – это жидкость, вода не имеет формы, вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: А мы немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Третий стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)
Опыт № 4 «На определение вкуса воды»
На столе стоят кружки по количеству детей. Попросить выпить воду.
Воспитатель: Давайте каждый возьмет по стаканчику и понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Дети: Вода без запаха.
Воспитатель: Правильно, получается, что вода не имеет запаха.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус? Дети: безвкусная.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
Вывод - у воды нет вкуса и запаха.
На другом разноси стоят кружки с водой с солью сахаром и лимоном.
Воспитатель: Попробуйте попробовать выпить эту воду. Какая стала вода у Сони….
Дети: Вода стала кислая, соленая, кислая
Воспитатель: Почему она стала такая? (добавили сахар, соль, лимон)
Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда, что лимон, сахар и соль.
Вывод- Вода приобретает вкус того вещества, которое мы добавили.
Воспитатель: А если теперь мы ее понюхаем, не изменился ли запах у воды?
Дети: Да, вода стала пахнуть лимоном.
Воспитатель: Правильно, а почему? Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, теперь какие мы можем сделать выводы?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее мы добавили.
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Воспитатель: Молодцы, вижу теперь, что вы многое уже узнали о воде.
Четвертый стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)
Опыт № 5 Вода – растворитель.
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой.
Воспитатель: У нас два стаканчика с водой. Давайте добавим в первый стаканчик ложку соли и помешаем ее. Что произошло? (соль растворилась)
Воспитатель: Во второй стаканчик добавим обычный песок и тоже перемешаем. Что мы видим? Растворился песок или нет? (нет)
Воспитатель: значит, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем,
Вывод: что вода - растворитель.
3 часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории? А, что именно вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на нашу Капельку она совсем повеселела. Давайте напомним Капельке, какие свойства воды мы узнали?
Вывод: Вода – это жидкость
вода не имеет формы
вода прозрачная жидкость.
у воды нет вкуса и запаха.
Вода – растворитель.
Воспитатель: А теперь я вам покажу фокус. Возьмите каждый по листочку. Подойдите к нашему тазику и аккуратно положите туда листочек. И давайте посмотрим, что произойдет. (распустились цветочки). Посмотрите, какая волшебная у нас вода
- Молодцы, ребята! На память о нашем знакомстве Капелька оставляет вам вот этих маленьких подружек. Ну, что пора и нам попрощаться с Капелькой и нашими гостями
Все вместе: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с капелькой"
Конспект совместно-организованной деятельности по познавательно-исследовательной деятельности с детьми 4-5лет...
Знакомство с капелькой
Электронно-дидактическое пособие по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы...
Конспект "Знакомство с капелькой"
конспект по дополнительной программе...
Открытое занятие в средней группе «Знакомство с Капелькой!»
занятие по ознакомлению с природой...
Открытое занятие в средней группе «Знакомство с Капелькой!»
занятие по ознакомлению с природой...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: для детей младшего возраста: «Знакомство с капелькой»
Проведение занятия позволит продолжить знакомить детей с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь. Расширять представления детей о свойствах воды....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....