Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Эксперименты и опыты с водой»
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
«Эксперименты и опыты с водой»
с использованием технологий: опытно-исследовательской деятельности
Составила и провела:
Воспитатель
Демидчук Л.А.
Санкт-Петербург
2020
Цель:
Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.
Демонстрационный материал:
- две стеклянные ёмкости – узкая и широкая,
- два стакана – с водой и молоком,
- зеленая акварельная краска,
- кисточка,
- ложка,
- комочки земли,
- воронка,
- вата, салфетки.
Раздаточный материал:
экспериментальный лист, пробка от бутылки, пуговица, спичка (без головки), деревянный брусок, камешек, стеклянная бусина, болт, монета, емкость с водой, карандаш – на каждого ребенка.
Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. И будем ставить опыты. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите, для чего вода необходима? (для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.). И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.
Опыт 1.
Воспитатель: Сейчас я продемонстрирую первый опыт. Я налила воду в узкую банку, а потом переливаю в широкую банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта? (вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают)
Опыт 2.
Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком. Я опускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке нет) В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Следовательно, вода – прозрачная жидкость.
Посмотрите дальше: добавляю в воду краску, вода стала зеленой. Какой вывод: краска растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.
Опыт 3.
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В один стакан я положила комочек земли, перемешала. Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой.
Какие выводы можно сделать из проведенных опытов. ( Ответы детей)
Вода – прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать. А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.
(Дети переходят в другую половину помещения группой комнаты. Дети попадают сначала в «лето» (стоят деревья с листьями, лужи, солнышко, туча), затем – в «зиму» (заснеженные деревья, сугробы, снежинки).
Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в теплое время года – лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но что случается с лужами летом? Почему они исчезают? (Ответы детей) Правильно. Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем я в холодное время года – зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег – это тоже вода. Лед – тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в тёплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трёх состояниях – в жидком состоянии, в твёрдом состоянии (лёд, снег), в парообразном состоянии.
А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.
Вопросы:
- Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)
- Где можно встретить воду? (в кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.)
- Где можно нагреть воду? (в чайнике, на костре, на солнце и др.)
Воспитатель: Молодцы! Много знаете о воде. И теперь вы готовы к самостоятельным экспериментам.
Сейчас мы снова возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов – узнать, какие предметы в воде плавают, а какие – тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы: деревянный брусочек, стеклянная бусина, спичка, камешек, монета, пуговица, болт, пробка. Вы получаете экспериментальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача определить: тонет ли предмет или плавает в воде. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду, затем отмечать в экспериментальной таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите стрелку вверх, если предмет тонет в воде – стрелку вниз.
(Дети самостоятельно проводят опыты, заполняют экспериментальный лист).
Воспитатель: Давайте подведём итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде? (монета, болт, камень, стеклянная бусина) Какие предметы плавают на поверхности воды? (деревянный брусок, спичка, пробка, пуговица). Значит предметы из стекла, камня, металла тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде.
Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Волшебная водичка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв младшей группе на тему:«Волшебная водичка»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательной образовательной области «ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития» для детей старшего дошкольного возраста «Пешеходный переход в городе малышей»
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательной образовательной области«ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития»для детей старшего дошкольного возра...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Вода и масло"
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды и свойствах масла...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Королевство красок» (старшая группа)
Предтавляю, Вашему вниманию очень интересное занятие для детей старшего возраста по рисованию. Это занятие помогает раскрыть художественные навыки детей, закрепить основные цвета радуги, повышает наст...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (старшая группа)
Воспитатель (в кругу стоя)Здравствуйте ребята! У меня есть кубик, который мы с вами сейчас передадим по кругу, чтобы познакомиться. Меня зовут Анастасия Григорьевна, (передаем , цветок, вернулся...