Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Традиции и быт казачества»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек»
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира
«Традиции и быт казачества»
(младшая группа)
Воспитатель первой квалификационной категории: Пестова Л.А
с.Кагальник 2022г
Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Прививать любовь к малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. Знакомить детей с бытом казаков.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края. Развивать творческий потенциал младших дошкольников в речевой, конструктивной, игровой деятельности.
Воспитательные:
Воспитание чувство гордости за свой край.
Оборудование: иллюстрации: куреня, печки, реки Дон; расписной платок; казачья песня; дидактическая игра «Свари борщ», шашка, каравай.
Воспитатель. Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали!
Дети. «Слава богу!»
Воспитатель.
Ты - казачий мой край необъятный,
Ты - донская сторонка моя,
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае)
Проходите, присаживайтесь! Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)
- А в каком селе?
- А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети. Казаки, свободные люди.
Воспитатель. Молодцы. Слово казак означает– удалой, вольный человек.
В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы. Вот такие казаки!
Воспитатель. Послушайте меня казачата, я хочу вам загадать загадку.
Лес на берегах стоит
Под мостом она бежит,
И течет вода куда-то
Догадались вы ребята?
У молчу ответ пока,
Под мостом бежит ….
- Правильно это река. Какая главная река в нашем Донском крае?
Дети. Река называется Дон.
(показ иллюстрации реки Дон)
Воспитатель. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.
По реке Дон ходят корабли, теплоходы.
По берегам реки расположены села, города.
Воспитатель. И сильны казаки они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.
А вы знаете, какие обязанности имели казаки?
Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать - казачка)
Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)
Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)
Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)
А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)
- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка.
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Молодцы, ребята! Присаживайтесь.
Воспитатель. А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева. Делали их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Стены обмазывали снаружи и внутри глиной. Вначале крылись курени камышом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие - волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна. Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.
Подвижная игра «Построй курень»
Описание: дети делятся на 2 команды строители и жильцы. Все вместе водят хоровод под казачью музыку. Как только музыка заканчивается команда строителей поднимает платок вверх, команда жильцов прячется под платком.
Воспитатель. Молодцы, ребята, а вы знаете, что казаки - люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот поможет нам в этом, загадка.
Загадывание загадки.
Наша барыня - сударыня
Шаста и бела,
Щи да каши наварила
Пирогов нам напекла
(печь – каменка).
Воспитатель. Без печки курень - не курень
В те далекие времена всю еду готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать. Но казачки были трудолюбивые, хорошими хозяйками, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, узвар - компот из сухофруктов). А давайте с вами приготовим узвар и борщ (дети делятся на две команды, одна команда готовит узвар, другая борщ).
Воспитатель. Хорошо играли, от души.
Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её, когда на русские земли нападали враги.
- Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
Дети. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.
Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.
Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.
Воспитатель. А какая главная казачья заповедь?
Дети. «Люби Россию, ибо она твоя мать»
Воспитатель. А кто главный у казаков?
Дети. Главный у казаков Атаман.
Воспитатель. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Воспитатель. Молодцы казачата! Посмотрите, что это за оружие. Это нагайка (повторить 2 раза детям). Нагайка — короткая плеть, служила оружием.
Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».
Игра «Передай нагайку»
Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.
- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.
- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.
- Как называется казачья шапка? - Папаха.
- Какое оружие было у казаков? - Шашка.
- Как называется казачий дом? - Хата, курень
- Из чего поили чаем гостей? Самовара.
- Воду приносили из чего? Колодец.
-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
- В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)
Любимое угощенье казачат (пряник).
Воспитатель. Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках. А у нас пироги поспели и чай готов теперь приглашаю вас к чаю.
Ева. Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И в накладку и в прикуску
Пейте чай, друзья, он вкусный!
Воспитатель выносит на подносе пироги. А у меня есть вкусное угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Профессии"
Конспект открытого занятия по формировани целостной картины мирав подготовительной группе по теме «Профессии»Виды деятельности:ИгроваяКоммуникативнаяДвигательнаяВосприятие художественной ли...
Конспект открытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание
Конспектоткрытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание во второй младшей группе на тему «Чье перышко»....
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Народные промыслы. Русские мастера"
Знакомство детей с народными промыслами и русскими мастерами...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «ЛАБОРАТОРИЯ КАПИТОШКИ»
Цель:формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе.
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по Формированию целостной картины мира «Путешествие в весенний лес».
расширение знаний детей о диких животных, об их особенностях....