Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Традиции и быт казачества»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира

«Традиции и быт казачества»

(младшая группа)

 

 

 

 

 

Воспитатель первой квалификационной категории: Пестова Л.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Кагальник 2022г

Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Прививать любовь к малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. Знакомить детей с бытом казаков.

Развивающие:

             Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края.                   Развивать творческий потенциал младших дошкольников в речевой, конструктивной, игровой деятельности.

Воспитательные:

             Воспитание  чувство гордости за свой край.

Оборудование: иллюстрации: куреня, печки, реки Дон; расписной платок; казачья песня; дидактическая игра «Свари борщ», шашка, каравай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель. Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки:    «Здорово ночевали!

Дети.  «Слава богу!»

Воспитатель.

Ты - казачий мой край необъятный,

Ты - донская сторонка моя,

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

 

А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае)

Проходите, присаживайтесь! Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

- А в каком селе?

- А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети. Казаки, свободные люди.

Воспитатель.  Молодцы. Слово казак означает– удалой, вольный человек.

В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы. Вот такие казаки!

Воспитатель. Послушайте меня казачата, я хочу вам загадать загадку.

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит ….

- Правильно это река. Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети.  Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)

Воспитатель. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.

 По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

 По берегам реки расположены села, города.

Воспитатель. И сильны казаки они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.

А вы знаете, какие обязанности имели казаки?

Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать - казачка)

Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)

А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

 

           Физминутка.

 

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казакиказаки(Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком(Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Воспитатель. А сейчас поговорим о казачьей избеКазачьи, да и все русские избы были построены из дерева. Делали их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки.  Стены обмазывали снаружи и внутри глиной. Вначале крылись курени камышом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие - волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна. Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

 

Подвижная игра «Построй курень»

Описание: дети делятся на 2 команды строители и жильцы. Все вместе водят хоровод под казачью музыку. Как только музыка заканчивается команда строителей поднимает платок вверх, команда жильцов прячется под платком.

 

Воспитатель.  Молодцы, ребята, а вы знаете, что казаки - люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот поможет нам в этом, загадка.

Загадывание загадки.

Наша барыня - сударыня

Шаста и бела,

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

                           (печь – каменка).

Воспитатель.  Без печки курень - не курень

В те далекие времена всю еду готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать. Но казачки были трудолюбивые, хорошими хозяйками, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков(лапша, борщ, уха, узвар - компот из сухофруктов). А давайте с вами приготовим узвар и борщ (дети делятся на две команды, одна команда готовит узвар, другая борщ).

Воспитатель.  Хорошо играли, от души.

 

Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её, когда на русские земли нападали враги.

- Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

Дети. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

Воспитатель. А какая главная казачья заповедь?

Дети. «Люби Россию, ибо она твоя мать»

Воспитатель. А кто главный у казаков?

Дети.  Главный у казаков Атаман.

Воспитатель. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Воспитатель. Молодцы казачата! Посмотрите, что это за оружие. Это нагайка (повторить 2 раза детям). Нагайка — короткая плеть, служила оружием.

Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».

Игра «Передай нагайку»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.

- Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Какое оружие было у казаков? - Шашка.

- Как называется казачий дом? - Хата, курень

- Из чего поили чаем гостей? Самовара.

- Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

- В чем готовили казачки еду(чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

 

Воспитатель. Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках. А у нас пироги поспели и чай готов теперь приглашаю вас к чаю.

Ева. Приглашаем к самовару!

Вкусным чаем угощаем!

И в накладку и в прикуску

Пейте чай, друзья, он вкусный!

 

Воспитатель выносит на подносе пироги. А у меня есть вкусное угощение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Профессии"

Конспект открытого занятия по формировани целостной картины  мирав подготовительной группе по теме «Профессии»Виды деятельности:ИгроваяКоммуникативнаяДвигательнаяВосприятие художественной ли...

Конспект открытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание

Конспектоткрытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание во второй младшей группе на тему «Чье перышко»....

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «ЛАБОРАТОРИЯ КАПИТОШКИ»

Цель:формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...