Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Народные промыслы. Русские мастера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с народными промыслами и русскими мастерами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_zanyat_narodn_prom._russk_mastera.docx | 117.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования САО города Москвы
ГБОУ Инженерно-техническая школа имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича (дошкольное отделение)
Улица Черняховского дом 15 корпус 3
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей с ОВЗ по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. РУССКИЕ МАСТЕРА»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Рахманова Е.С.
Москва, 2017 год
Открытое занятие по формированию целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».
Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.
Задачи:
1) Расширять знания детей об истории народного промысла. Учить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров. Познакомить детей с изделиями Павло-посадской платочной мануфактуры.
2) Совершенствовать грамматический строй речи. Расширять активный словарь детей. Развивать связную речь, произвольную память и внимание.
3) Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Оборудование: изделия дымковских, гжельских, хохломских мастеров. Павло-посадские платки, иллюстрации к сказке «Марья-искусница». Работы детей по теме: «Народные промыслы» (рисунки, поделки).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы занятия
Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
2. Беседа по теме занятия.
Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.
3. Сказка «Марья-искусница».
Ребята, сейчас мы с вами послушаем интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.
Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (педагог рассказывает и показывает иллюстрации).
4. Беседа об изделиях русских мастеров
А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?
Игрушки из глины.
Дымковская игрушка
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные!
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду!
Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. Как вы думаете, из чего их делают? (Из глины) Какие они? (Глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками)
5. Сине-голубое чудо Гжели
Следующее перышко упало совсем рядом – в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары (уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы-художницы. Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают.
Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка-легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
6. Хохломская роспись
Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера-плотники и мастерицы-художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором (дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).
Из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева) Как мы ее назовем? (Деревянная)
Какие узоры использовали художники? (Ягоды, листья, деревья)
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома.
И богата, и красива,
Рады гостю от души:
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
7. Павло-посадские платки.
Другое перышко упало в город Павловский Посад. Около этого старинного города протекает речка Клязьма. Упало перышко в речку и поплыло к дому, где жил один богатый купец. Собрал этот купец всех девушек-мастериц и решил организовать фабрику платков. Вот такие красивые платки стали делать на фабрике. Девушки сначала ткали полотно, а потом расписывали его специальными красками.
Из чего делали платки? (Из шерсти – шерстяные, из шелка – шелковые)
Павло-Посадские тонкие шали,
Любую девушку украшали.
По яркому полю цветы разбежались
Венком на краешке задержались.
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться.
8. Пересказ рассказа про Марью-искусницу.
Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью-искусницу! Что с ней случилось?
(Пересказ рассказа с опорой на картинки)
А вы знаете, что Кощей Бессмертный приказал сделать Марье-искуснице чашки с гжельской росписью! Марья должна вылепить и расписать их за одну ночь! И тогда Кощей отпустит ее! Давайте поможем Марье-искуснице изготовить красивые чашки для Кощея! Но прежде, чем приступить к работе, мы с Вами отдохнем!
9. Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
10. Воспитатель: Ребята, теперь пора приступить к работе, чтобы нам успеть спасти Марью-искусницу от Кощея! Сейчас мы с вами слепим и раскрасим самые лучшие чашки для Кощея Бессмертного!
Давайте посмотрим, какие чашки у нас получились! Удались на славу! Кощей будет доволен и отпустит Марью-искусницу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Профессии"
Конспект открытого занятия по формировани целостной картины мирав подготовительной группе по теме «Профессии»Виды деятельности:ИгроваяКоммуникативнаяДвигательнаяВосприятие художественной ли...
Конспект открытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание
Конспектоткрытого занятия по формированию целостности картины мира в области познание во второй младшей группе на тему «Чье перышко»....
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «ЛАБОРАТОРИЯ КАПИТОШКИ»
Цель:формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе.
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Традиции и быт казачества»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек» Конспект открытого занятия по формированию целостной к...
Конспект открытого занятия по Формированию целостной картины мира «Путешествие в весенний лес».
расширение знаний детей о диких животных, об их особенностях....