Сообщение "Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
консультация

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

     Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического         использования, но вызывающих к размышлению.

     Сегодня мы рассмотрим коллекционирование как средство развития любознательности и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.,

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru   

Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru

Сообщение:

«Коллекционирование

как метод познавательно-исследовательской

деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический совет

«Пути и средства оптимизации

познавательно-исследовательской,

экспериментальной деятельности

с детьми раннего

и дошкольного возраста»

11 ноября 2020 г.

Воспитатель: Орехова Екатерина Сергеевна

г. Электрогорск

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Сегодня мы рассмотрим коллекционирование как средство развития любознательности и познавательной активности.

В дошкольном возрасте некоторые дети начинают собирать коллекции. Толчком к коллекционированию часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. Например, ценностью в глазах детей могут выступать игрушки из шоколадных яиц, мультяшные герои из современных мультфильмов, машинки, магниты и др.

Собирая экспонаты коллекций, ребенок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки. В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умения выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии).

Собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции.

Коллекционирование содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению со сверстниками.

Цель совместной исследовательской деятельности взрослого и ребенка в направлении «Коллекционирование»:

• Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.

Организуя деятельность по коллекционированию необходимо руководствоваться основными принципами его организации:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.

В группе есть уголок коллекционирования, располагается он в уголке экспериментирования. Детям не только предоставляется возможность рассматривать объекты коллекций, но и создаются различные условия для пополнения коллекций, поиска черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиска возможных оснований для их группировки, приветствуется возможность добавить в коллекцию свою вещь.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Началось все с того, что я показала детям коллекцию ракушек, заинтересовавшись дети стали рассказывать какие ракушки у них есть дома, и какие изделия из ракушек они знают, дети сами и по моей просьбе приносили в группу ракушки, но неохотно давали рассмотреть или поиграть своим товарищам, тогда мы решили собрать общую коллекцию в группе.

Своё исследование мы начали со слова «ракушка».   Что же такое ракушка, что означает это слово? Мы узнали, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая.  Морские - живут в море. А прудовые - в пруду и реке.

В ракушках живут моллюски.  У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина. Моллюск рождается, растёт, и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину. Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море.

Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.

В группе с детьми мы сравнили ракушки по внешнему виду, по тактильному ощущению, размеру, составляли различные картины.

Затем группа пополнилась коллекцией игрушек киндер-сюрпризов. Дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. Увлеклись и родители, помогая детям собирать коллекции, принося все больше игрушек. На данный момент в группе собрано две большие банки с киндерами, а также банка с яйцами от киндер-сюрприза различных размеров.

«Киндер-сюрприз» придуман не только как простое лакомство, но и как занимательно-развивающая игрушка, доставляя нам не только положительные эмоции, но и массу полезного для развития.

 «Киндер-сюрприз» — яйцо из шоколада с сюрпризом, содержащее внутри пластиковый контейнер с игрушкой или сувениром. Капсула, в которую помещали игрушку, сделана по подобию яичного желтка. Обсудили с детьми, что можно собрать коллекцию игрушек одного вида.

 Придумываем множество игр на развитие памяти и внимания. Например, можно ставить в ряд 4-5 фигурок, а дети внимательно на них смотрят. Потом закрываем глаза или отворачиваемся, а воспитатель убирает одну из игрушек за спину и спрашивает кто спрятался? 

Также учились описывать и сравнивать предметы. Берем две игрушки из одной серии и сравниваем их, ищем их сходства и различия. Или загадываем загадки. Также ставим несколько игрушек в ряд, и начинаем описывать одну из них, а дети должны угадать о какой игрушке идет речь.

Еще мы различаем игрушки на ощупь. Для этого берем наш «волшебный мешочек» и складываем игрушки. Затем засовываем руку в мешочек, берем одну игрушку и, не вытаскивая, пытаемся определить на ощупь, что это за фигурка.

Чтобы поддерживать и направлять коллекционирование и познавательную деятельность у ребенка, помощь родителей просто необходима.

После погружения детей и взрослых в тему коллекционирования, участие в пополнении или создании групповых коллекций, возрастает интерес детей к коллекционированию, а если оно поощряется, то начинают возникать первые индивидуальные коллекции. Задача взрослых на этом этапе – помощь ребенку в систематизации объектов.

В настоящее время в группе собраны коллекции, ракушек, киндер-сюрпризов, журналов, осенних засушенных листьев, шишек, камешков для аквариума, положено начало коллекции мыла. Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, к работе с материалом, воспитывая качества, нужные для познавательно-исследовательской деятельности.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Мой, пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

  1. Каспарова Ю. Что такое коллекционирование? // Ж. «Игра и дети», №3 -2004.
  2. Рыжова Н. Как стать коллекционером// Ж. «Игра и дети», №4-2004.
  3. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. Пособие для педагогов. /О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...