Сообщение "Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Сегодня мы рассмотрим коллекционирование как средство развития любознательности и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
__________________________________________________________________
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.,
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru
Сообщение:
«Коллекционирование
как метод познавательно-исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический совет
«Пути и средства оптимизации
познавательно-исследовательской,
экспериментальной деятельности
с детьми раннего
и дошкольного возраста»
11 ноября 2020 г.
Воспитатель: Орехова Екатерина Сергеевна
г. Электрогорск
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Сегодня мы рассмотрим коллекционирование как средство развития любознательности и познавательной активности.
В дошкольном возрасте некоторые дети начинают собирать коллекции. Толчком к коллекционированию часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. Например, ценностью в глазах детей могут выступать игрушки из шоколадных яиц, мультяшные герои из современных мультфильмов, машинки, магниты и др.
Собирая экспонаты коллекций, ребенок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки. В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умения выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии).
Собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции.
Коллекционирование содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению со сверстниками.
Цель совместной исследовательской деятельности взрослого и ребенка в направлении «Коллекционирование»:
• Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.
Организуя деятельность по коллекционированию необходимо руководствоваться основными принципами его организации:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.
В группе есть уголок коллекционирования, располагается он в уголке экспериментирования. Детям не только предоставляется возможность рассматривать объекты коллекций, но и создаются различные условия для пополнения коллекций, поиска черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиска возможных оснований для их группировки, приветствуется возможность добавить в коллекцию свою вещь.
Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Началось все с того, что я показала детям коллекцию ракушек, заинтересовавшись дети стали рассказывать какие ракушки у них есть дома, и какие изделия из ракушек они знают, дети сами и по моей просьбе приносили в группу ракушки, но неохотно давали рассмотреть или поиграть своим товарищам, тогда мы решили собрать общую коллекцию в группе.
Своё исследование мы начали со слова «ракушка». Что же такое ракушка, что означает это слово? Мы узнали, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая. Морские - живут в море. А прудовые - в пруду и реке.
В ракушках живут моллюски. У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина. Моллюск рождается, растёт, и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину. Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море.
Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.
В группе с детьми мы сравнили ракушки по внешнему виду, по тактильному ощущению, размеру, составляли различные картины.
Затем группа пополнилась коллекцией игрушек киндер-сюрпризов. Дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. Увлеклись и родители, помогая детям собирать коллекции, принося все больше игрушек. На данный момент в группе собрано две большие банки с киндерами, а также банка с яйцами от киндер-сюрприза различных размеров.
«Киндер-сюрприз» придуман не только как простое лакомство, но и как занимательно-развивающая игрушка, доставляя нам не только положительные эмоции, но и массу полезного для развития.
«Киндер-сюрприз» — яйцо из шоколада с сюрпризом, содержащее внутри пластиковый контейнер с игрушкой или сувениром. Капсула, в которую помещали игрушку, сделана по подобию яичного желтка. Обсудили с детьми, что можно собрать коллекцию игрушек одного вида.
Придумываем множество игр на развитие памяти и внимания. Например, можно ставить в ряд 4-5 фигурок, а дети внимательно на них смотрят. Потом закрываем глаза или отворачиваемся, а воспитатель убирает одну из игрушек за спину и спрашивает кто спрятался?
Также учились описывать и сравнивать предметы. Берем две игрушки из одной серии и сравниваем их, ищем их сходства и различия. Или загадываем загадки. Также ставим несколько игрушек в ряд, и начинаем описывать одну из них, а дети должны угадать о какой игрушке идет речь.
Еще мы различаем игрушки на ощупь. Для этого берем наш «волшебный мешочек» и складываем игрушки. Затем засовываем руку в мешочек, берем одну игрушку и, не вытаскивая, пытаемся определить на ощупь, что это за фигурка.
Чтобы поддерживать и направлять коллекционирование и познавательную деятельность у ребенка, помощь родителей просто необходима.
После погружения детей и взрослых в тему коллекционирования, участие в пополнении или создании групповых коллекций, возрастает интерес детей к коллекционированию, а если оно поощряется, то начинают возникать первые индивидуальные коллекции. Задача взрослых на этом этапе – помощь ребенку в систематизации объектов.
В настоящее время в группе собраны коллекции, ракушек, киндер-сюрпризов, журналов, осенних засушенных листьев, шишек, камешков для аквариума, положено начало коллекции мыла. Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, к работе с материалом, воспитывая качества, нужные для познавательно-исследовательской деятельности.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Мой, пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
- Каспарова Ю. Что такое коллекционирование? // Ж. «Игра и дети», №3 -2004.
- Рыжова Н. Как стать коллекционером// Ж. «Игра и дети», №4-2004.
- Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. Пособие для педагогов. /О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...
Формирование познавательно-исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста при проведении самостоятельных исследований
I Международная научно-практическая конференция "Педагогический потенциал"...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"
Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....
Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...