Формирование познавательно-исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста при проведении самостоятельных исследований
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
I Международная научно-практическая конференция "Педагогический потенциал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelno-issledovatelskoy_aktivnosti.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Анастасия Вячеславовна,
воспитатель,
МБДОУ № 33 с. Вознесенское,
Амурского муниципального района,
Хабаровского края
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В период введения ФГОС в дошкольных учреждениях все больше и больше внимания уделяется научным знаниям и формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, что повышает заинтересованность подрастающего поколения в изучении мира и общества. Такая деятельность формирует: становление первых форм обобщения и простых умозаключений, логического мышления, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрей усваивают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Знания, полученные в результате самостоятельного исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех представлений об окружающем мире, что получены репродуктивным путём.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, передо мной встало несколько проблем:
- как организовать работу для повышения мотивации к самостоятельным исследованиям у детей старшего дошкольного возраста;
- какие использовать формы и методы работы для формирования потребности у детей в самостоятельном исследовании;
- как провести мониторинг сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения проблем были изучены и систематизированы материалы методической литературы по теме «Детское исследование»: А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», А.И. Савенков «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников», А.И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики», Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одарённых детей», А.З. Зак «Интеллектика для дошкольников», О.А. Холодова «Юным умникам и умницам», В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения», В.В. Репкин, Н.В. Репкина: «Развивающее обучение: теория и практика», А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Психолого-педагогические основы развивающего обучения».
В ходе проведения анализа изученной литературы были выявлены пути решения образовавшихся проблем. Для дальнейшей работы выбрана методика А.И. Савенкова.
Обратимся к толковому словарю русского языка (под редакцией Д. В. Дмитриева) и дадим определение понятиям «самостоятельность» и «исследование». Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Исследование - это такое действие, при котором учёные изучают какое-либо явление, проблему и т. д. Отсюда делаем вывод, что самостоятельность исследования – способность к независимым действиям, суждениям при изучении какого-либо явления или проблемы, с проявлением инициативности и решительности. При формировании самостоятельности в исследовании у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создать такие условия, при которых их внешняя мотивация будет преобразовываться во внутреннюю потребность. Для этого обучаю детей выбирать правильные методы работы необходимые при проведении исследования:
- подумать самостоятельно;
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть по телевизору;
- получить информацию у компьютера;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- связаться со специалистом.
При организации исследовательской деятельности использую:
методы работы:
- игра;
- беседа;
- наблюдение;
- проведение экскурсий;
- проведение экспериментов и опытов;
- рассматривание иллюстраций;
формы работы:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- парная деятельность;
- групповая деятельность;
- коллективная деятельность.
Для определения результативности работы провожу мониторинг: «Оценка общей одаренности» (автор А.И. Савенков), которая помогает отследить у детей уровень сформированности познавательной активности при проведении самостоятельных исследований:
- любознательность (познавательная потребность);
- сверхчувствительность к проблемам;
- способность к прогнозированию;
- словарный запас;
- способность к оценке;
- изобретательность;
- способность рассуждать и мыслить логически;
- настойчивость (целеустремленность);
- требовательность к результатам собственной деятельности.
Рассмотрим один из экспериментов, проводимых по теме: «Аэродинамика» (Приложение 1).
Во время подготовки праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, была проведена тематическая неделя: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». В ходе тематической недели с детьми был проведен эксперимент «Что спасает летчиков?». Цель исследования: дать представление о том, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. Детьми были предложены методы исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, получить информацию у компьютера, понаблюдать, провести эксперимент. Были использованы следующие формы работы: совместная деятельность, самостоятельная деятельность и групповая. После проведения исследования дети пришли к выводу, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. По окончании исследования детьми была проведена самооценка своей и совместной деятельности. Результаты занесены в таблицу:
Таблица 1
Таблица самооценки деятельности при проведении исследования
Интересно | Сложно | Самостоятельность | Активизация словаря | Удовлетворенность результатом своего труда | Удовлетворенность результатом работы в группе |
Зеленый – да
Желтый - нет
Приложение 1
Объект исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия. | Вывод |
Аэродинамика | 1.Дать представление о том, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. | Эксперимент № 1 «Что спасает летчиков?» | Квадратный лист плотной бумаги размером 168х168 мм (изготовление игрушечного парашюта). К общему узлу прицепить груз. После нескольких проб подобрать такой груз, с которым парашют будет падать не слишком быстро, но в то же время и не слишком медленно, не переворачиваясь. Вместо груза можно подвесить целлулоидную куколку подходящего размера. Это будет летчик, спасенный воздухом-невидимкой. | Воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. |
2. Посмотреть, как происходит вращение лопасти винта вертолета с помощью встречного потока воздуха. | Эксперимент № 2 «Вертолет наоборот» | Лист плотной бумаги для изготовления игрушки «Вертолет наоборот» Модель необходимо бросить с определенной высоты. Она не будет взлетать, но зато будет садиться, как настоящий вертолет. «Вертолет наоборот» должен опускаться плавно и ровно, быстро вращаясь. Если этого не произойдет, значит, вес воздушного аппарата мал. Необходимо увеличить его вес. | Встречный поток воздуха приводит к вращению лопасти винта. | |
3. Посмотреть, как сопротивление воздуха поднимает воздушный змей вверх. | Эксперимент № 3 «Воздушный змей» | «Воздушный змей» Запускать змея необходимо вдвоем. Запускающий с леером уходит вперед метров на 15 против ветра. Его помощник держит змея в руках выше головы. Запускающий бежит, а помощник по сигналу отпускает змея. Веревку можно отпускать, стоя на месте. | Сопротивление воздуха поднимает воздушный змей вверх. | |
4. Дать представление о том, как влияет на скорость падения площадь поверхности предмета. | Эксперимент № 4 «Что мешает падать?» | Два одинаковые по плотности, размеру и весу листа. Взять подготовленные листы, один смять, а другой оставить в расправленном виде. Затем одновременно с одинаковой высоты бросить их вниз. | Смятый лист бумаги, упал быстрее, чем расправленный, так как уменьшилась площадь его поверхности. |
Список литературы:
- А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Психолого-педагогические основы развивающего обучения». М.,2003.
- А.З. Зак «Интеллектика для дошкольников». М.: Интеллект-центр, 2004.
- А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников»-М.:Федоров,2010.
- А.И.Савенков «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников». СПб., 2004
- А.И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению». М., 2006
- В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения». .- М."Интор",1996.
- В.В. Репкин, Н.В. Репкина: «Развивающее обучение: теория и практика».- Томск, "Пеленг", 1997.
- М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».- АСТ. Астрель, 2005 г.
- Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одарённых детей». –Москва –Воронеж, 2004 г.
- О.А. Холодова «Юным умникам и умницам». – М. Росткнига, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...
«Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
Сегодня мы будем говорить о двигательной активности, а именно о формировании мотивов к этой самой активности ведь потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в дви...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...