Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получат представления о некоторых видах водоемов. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa_-voda.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получат представления о некоторых видах водоемов. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
ВИД ПРОЕКТА: исследовательско – творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, педагоги, родители.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах человека и природы. Вода - главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети должны знать свойства воды и ее назначения.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель), о её разных состояниях.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
- Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
- Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
- Развивать умение работать в группе.
- Активизировать словарь детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Сформированы у детей начальные представления о свойствах воды,
- формах, ее использовании человеком в своей жизнедеятельности.
- Воспитание у детей интереса и бережного отношения к воде как к природному ресурсу.
- Сформированы понятия о правилах безопасности в обращении с водой в различных жизненных ситуациях.
- Получен опыт творческой, исследовательской деятельности.
- Развита способность анализировать опыт исследования других детей, а также свой собственный, аргументировано высказывая свое мнение: что понравилось, с чем не согласны и т.д.
- Развиты личностные качества детей: активное, творческое отношение к жизни, произвольность поведения, ответственность и самостоятельность, адекватная самооценка.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
- беседы с детьми о воде,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций,
- самостоятельное рисование,
- заучивание стихотворений о воде,
- отгадывание загадок,
- информационные листы для родителей,
- постановка и решение вопросов проблемного характера,
- наблюдения,
- опыты,
- дидактические игры,
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
- трудовые поручения, действия.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая деятельность. Продуктивная деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность (опыты).
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы).
Трудовая деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание модели «Круговорот воды в природе».
- Поисковая деятельность: «где живёт вода?», «берегите воду», проведение экспериментов с водой в домашних условиях.
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Изготовление плакатов на тему: «Где живёт вода?», «Берегите воду», «Вода – это жизнь».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить предметно – пространственную развивающую среду:
Подбор художественной литературы по теме.
Подбор энциклопедий, карт, схем.
Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций.
Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.
Составление картотеки опытов с водой.
Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Подбор дидактических, пальчиковых игр. - Разработка конспектов НОД по теме.
- Изготовление картотеки опытов с водой.
Основной этап проекта:
Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Экспериментирование с водой;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Подготовить презентацию «Мир воды».
- Беседы, рассказы.
- Наблюдение за осадками, природными явлениями.
- Дидактические, пальчиковые, игры.
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация.
- Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка).
- Изготовление плакатов, моделей морского мира с жителями, аквариумов по теме.
Заключительный этап проекта:
- Презентация плакатов на тему: «Берегите воду», «Где живёт вода?», «Вода – это жизнь»,
- Итоговое занятие «Царица - водица».
- Игровое занятие «Происшествие на маленькой речке» (по мотивам рассказа Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»)
- Инсценирование сказки «Ледяная избушка» для детей средней группы.
- Выставка рисунков «Волшебница – вода».
- Создание мини-библиотеки «Мир воды».
Познавательная деятельность:
НОД «Волшебница – вода»
НОД «Свойства воды»
НОД «Вода в жизни растений»
НОД «Вода в жизни людей»
НОД «Вода в жизни животных»
Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озер, морей; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
Просмотр презентации о круговороте воды в природе.
Составление памятки «Правила поведения на воде».
Рассматривание энциклопедий: «Жизнь в пресной воде», «Водоемы», «Подводный мир», «Обитатели подводных глубин».
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Где живут капельки?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?» «Кто живет в воде»?
Продуктивная деятельность:
«Изготовление аквариума». «Аппликация рыбки». Лепка «морские обитатели» (глина, пластилин). Рисование на тему: «волшебные капельки» (акварель). «Круговорот воды в природе». «Иней на деревьях». «Морские обитатели» (акварель).
Трудовая деятельность:
создание ледяных построек; украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Познавательно – исследовательская деятельность (опыты):
«Вода прозрачная».
«У воды нет вкуса».
«У воды нет запаха».
«Лед – твердая вода».
«Пар – это тоже вода».
«Вода жидкая, может течь». «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
«Вода бывает холодной, теплой, горячей».
«Вода не имеет формы».
«Вода нужна всем».
«Лед легче воды».
«Как выйти сухим из воды» и др.
Игровая деятельность.
Подвижные игры: «Караси и щука» «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде»,
«Игры с водой», «Игры со снегом».
Чтение художественной литературы.
«История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». «Русалочка», «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», Стихи «О море», «Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», «Мойдодыр», использование фольклорных материалов. «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло». «Семья дождей», «Лужа – мечтательница». «Путешествие облачка». «Мечта росинки». «Девушка – реченька».
ЛИТЕРАТУРА.
1. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
7. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
9. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
10. Серия рассказов Д. Орловой про Стобеда: «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло», «Как лечили Стобеда, а вылечили ещё и собаку» и другие из журнала «Здоровье» за 1990г.
11. Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.
12. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
14.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
15. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
16. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008
17. Алабьева Е. А. Природа и игры на детей.- М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128с. Сказки о живой и неживой природе.
18. Подводный мир (моя первая энциклопедия) изд. Рузич
19. Атлас «Мир и человек»
20. Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.
21. Зарапин В. Г., А.О. Караваева – М.:Экспо, 2014. – 96с.: (опыты для детей) Научные опыты с водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...
Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире вод...
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Вода»
Методическая разработка конспекта совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебница Вода» Цель: обогащать знания детей о воде, ее свойст...
Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова
Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...
Конспект познавательного занятия-эксперимента для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода».
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....
Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Мир воды»
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...
Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Волшебница вода"
АктуальностьВода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, ...