Проект "Ребятам о зверятах".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Яборева Наталья Владимировна

Цель проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных форм».

Задачи проекта:

  • Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора;
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • Познакомить с культурой и народными традициями нашей Родины;
  • Расширять знания детей о русском народном творчестве (потешки, лепеталки, колыбельные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Ребятам о зверятах"729.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинорованного вида № 3

«Журавушка»

Новосибирская область, г. Бердск, ул. Комсомольская, 25.  

Проект

"Ребятам о зверятах"

к.jpg

Авторы проекта:

Воспитатель

Яборева Наталья Владимировна

Иванова Татьяна Михайловна

Бердск 2019 г

Актуальность:

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые годы пребывания малыша в дошкольном учреждении, поэтому необходимо использовать потешки, лепеталки, колыбельные знакомые детям на слух с детства, чтобы сделать пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее комфортным.

 «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского вораста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это - детский фольклор».

Г.С. Виноградов, крупнейший, исследователь детского фольклора. 

Проект Познавательно-игровой "Ребятам о зверятах"

Вторая младшая группа

Цель проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных форм».

Задачи проекта:

  • Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора;
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • Познакомить с культурой и народными традициями нашей Родины;
  • Расширять знания детей о русском народном творчестве (потешки, лепеталки, колыбельные).

Вид проекта:

  • Познавательно – творческий

Продолжительность:

  • Долгосрочный

Участники проекта:

  • дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель

Предварительная работа:

  • беседы, чтение, рассматривание иллюстраций

Предполагаемый результат:

  • Расширение кругозора детей знаниями о домашних и животных и их детёнышах средствами малых форм фольклора;
  • Пополнение словарного запаса детей;
  • Воспитание любви к животным;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Реализация проекта:

I этап

Подготовительный

  • Анкетирование родителей на знание малых форм фольклора;
  • Подбор материала для каталога "Загадки";
  • Пополнить библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, потешками, лепеталками, колыбельными, загадками;
  • Пополнить уголок развития речи дидактическими играми;
  • Подготовка сценария совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов для фольклорного праздника "На бабушкином дворе";
  • Создание в группе уголка чтения "Жили -  были ...";
  • Приобретение материала для изготовления костюмов для сказки «Теремок»;
  • Приобретение материала для изготовления пальчикового театра.
  • Подбор русских народных сказок для аудио каталога.

II этап

Основной

  • Создание и использование картатеки "Загадки" в совместной деятельности с детьми;
  • Проведение занятия по развитию речи "В гости к  Загадай - ке";
  • Разучивание с детьми народных игр;
  • Рассматривание иллюстраций к  сказкам, потешкам, лепеталкам и колыбельным;
  • Чтение сказок, потешек, лепеталок, колыбельных;
  • Разучивание репертуара по сценарию фольклорного развлечения «На бабушкином дворе»;
  • Консультация для родителей на тему: "Значение малых форм фольклора в жизни детей";
  • Анкетирование:«Русский народный фольклор»,«Сказка в жизни Вашего ребенка»;
  • Изготовление пальчикового театра;
  • Изготовление костюмов для сказки «Теремок;
  • Создание аудио каталога русских народных сказок.

Практический выход:

Стратегия достижения поставленных целей

Мероприятия

Цели, задачи

Методы

Категории участников

1.НОД 

«В гости к Загадай – ке»

  • учить детей отгадывать загадки.
  • совершенствовать знания о домашних животных
  • обогащать словарь детей. 
  • учить детей слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя.
  • развивать внимание, память, речь, мышление.

Беседа

Игры загадки

Проблемный вопрос.

Воспитатели

дети

Беседа с детьми «Домашние животные и их детеныши»,

«Кто у нас в гостях?»

  • расширить обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Уточнить, какую пользу они приносят человеку.

Беседа

Показ с пояснением

Воспитатели

Дети

Беседа-игра:

«Домашние животные»

  • расширять у детей представления о домашних животных с использованием игровых приёмов;
  • активизировать словарь по теме, развивать связную речь;
  • побуждать включаться в совместную с взрослым и сверстниками деятельность.

Беседа

Игра

Воспитатели

Дети.

Работа с родителями

Консультация: «Значение малых форм фольклора в жизни детей»,

Стендовая информация: «Зачем нужна сказка»;

Анкеты: «Русский народный фольклор»; «Сказка в жизни Вашего ребенка»;

Буклет: «Воздействие фольклора на развитие речи ребенка».

  • дать рекомендации родителям о роли потешек в речевом развитии младших дошкольников;
  • акцентировать внимание родителей о роли сказки в жизни ребенка.

Стендовая информация,

буклет, анкетирование

Воспитатели

Настольно-дидактические игры: лото «Домашние животные»;

«Колобок»;

Ходилка - бродилка «Гуси – лебеди»;

Муз. игра «Кого встретил Колобок?»;

«Чей малыш?»;

«Чья тень?»;

«Какие животные спрятались на картинке»;

Пазлы «Русские народные сказки»

  • повторить и закрепить с детьми названия домашних животных и их детенышей;
  • продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речь.

Игра

Воспитатели

Дети

Разучивание потешек, песенок, считалок, стихотворений.

  • совершенствовать

 художественно – речевые

и исполнительские навыки

детей.

  • воспитывать у детей

умение слушать,

запоминать небольшое

по объему стихотворение,

потешку, песенку, считалку,

читать наизусть не торопясь,

четко выговаривая слова и,

особенно, окончания слов;

  • учить детей отчетливо

произносить звуки. 

Чтение, заучивание,

обсуждение, демонстрация иллюстраций

Воспитатели

Дети

Театрализация

Сказки «Курочка

Ряба»; «Теремок».

  • воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с другими детьми;
  • вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные;
  • развивать наблюдательность, внимание, память.

Чтение сказок, заучивание

Слов согласно

Роли.

Воспитатели

Дети

Фольклорное развлечение

«На бабушкином дворе»

  • приобщать детей к истокам народной культуры;
  • обогащать активный словарь детей посредством фольклорных произведений;
  • создать у детей радостное настроение.

Пропевание песенок, потешек.

Воспитатели

Дети

Муз. руково

дитель.

«Речевое развитие»

Речевые игры:

«Закончи предложение»

«Противоположности»

«Кого нестало?»

«Четвертый лишний»

«Угадай кто?»

  • развивать монологическую форму речи;
  • воспитывать культуру общения;
  • упражнять детей в  проявлении вежливого обращения друг с другом;
  • стимулировать развитие речевого общения;
  • вызывать сочувствие, стремление помочь

ближнему.

Воспитатели

Дети

Учитель-логопед

Просмотр мультфильмов:

«Чуня»,

«Зимовье зверей»,

«Кто сказал мяу?».

  • продолжать учить детей  доброжелательно относиться к домашним животным.

Воспитатели

Дети

Физическое развитие

Подвижные игры

  • Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость;
  • упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу; способствовать развитию речи.

III этап

Заключительный

Продукт проектной деятельности:

  • Презентация д/и по развитию речи;
  • Презентация уголка чтения "Жили - были...";
  • Фольклорное развлечение «На бабушкином дворе»;
  • Презентация костюмов для сказки «Теремок»;
  • Презентация пальчикового театра;
  • Театрализация сказки «Курочка Ряба»;
  • Театрализация сказки «Теремок»;
  • Презентация аудио каталога русских народных сказок.

Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе «В гости к Загадай-ке»

Цели:
1. Учить детей отгадывать загадки. Совершенствовать знания о домашних животных. Обогащать словарь детей. 
2. Учить детей слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать внимание, память, речь, мышление.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедим в гости к «Загадай-ке». А знаете кто это? Ответ детей. Загадай-ка – это та, которая знает много загадок. Хотите узнать, какие загадки приготовила «Загадай-ка» для вас и отгадать их. Ответ детей. На чем же мы с вами туда поедем? Какой пассажирский транспорт вы знаете? Ответы детей. Мы с вами отправимся на поезде, который мы сейчас построим сами (из стульчиков и крупного строительного материала). Дети рассаживаются.
  Вот поезд наш едет, колеса стучат,
 А в поезде этом ребята сидят.
 Ту-ту-ту, ту-ту-ту, гудит паровоз.
 Далеко, далеко ребят он повез.

- И вот мы и приехали, дальше - пешком.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.
Через лужу – прыг – прыг - прыг.
Через ямку – скок – скок – скок. 
Шли мы, шли, в гости пришли.
- А вот и домик. Давайте постучим.
- Тук, тук, тук, кто здесь живёт?
  Кто нам двери отопрёт?
Открывается дверь и появляется  «Загадай-ка».
«Загадай-ка»: Здравствуйте, детишки,
Рада видеть вас сейчас, ведь давно ждала я в гости ребят. Я – Загадай-ка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать загадки, а вы? Тогда отгадайте мои загадки.
1. Идёт, она идёт, 
Все бородой трясёт, 
Травки очень просит: «Ме, да ме, 
Дай-те травки мне..» (Коза.)
Что делает коза? Что она любит кушать?
2. Не лицо у нее, а рыло 
Землю всю перерыло, 
Закрутила хвост она, 
А зовут ее… (Свинья.)
3. Голодна – мычит,
Сыта – жуёт.
Маленьким ребяткам
Молока даёт (корова).
Что делает корова? Что она даёт детям?
4. Рано он встает, 
Голосисто поет. У 
него есть гребешок. 
Кто ж такой?… (Петушок.)
Что есть у петушка? Где он сидит?
5. Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка.)
Какие у кощки лапки? Как ходит кошка? Что она умеет делать?
6. Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака.)
Загадай-ка:  Ах, ребятки, молодцы, отгадали все мои загадки! А загадки были о ком? 
Ответы детей (о собаке, козе, кошке, корове, петушке т.д.).  Одним словом как назвать? Ответы детей. Вот вам последняя загадка.
Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки». 
Да это просто… (Курица.) 
Загадай – ка: По тропинке мы пойдём и курицу с цыплятами найдём.
Подходят к мольберту, где стоит картина с изображением курицы и цыплят.
- Кого вы видите на картине? (Курицу и цыплят).
- Как зовут маму?
- Как зовут деток?
- Что они делают? 
Ответы детей (мама – курица учит цыплят искать себе еду, щипать травку, искать зёрнышки, копать червяков лапками, пить водичку).
- Что ещё делает мама-курица?
Ответы детей (охраняет цыплят, чтобы их не обижал никто).
А теперь давайте поиграем в игру «Курочка и цыплятки». 
Я буду курочкой, а вы цыплятами. Вы мои детки и должны меня слушаться.
Вышла курочка гулять,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели дождевого червяка, 
толстого жука,
Выпили водицы.
Воспитатель: А теперь  послушайте рассказ Е.Чарушина «Курица». 
Вопросы после чтения рассказа:
- Подумайте и скажите, зачем курочка собирала цыплят к себе под крылышко?
- А как вы думаете, цыплятки были послушными детками? 
- Как спрятались цыплятки? 
- Что произошло с теми, кто не послушался мамы-курицы? 
- Какая курочка мама, как вы думаете? (Заботливая, добрая, ласковая, любимая и т.д.)

Какие вы молодцы, ребята. Загадки отгадали, рассказ «Курица», мы с вами прочитали. Пришла пора прощаться с Загадайкой.

Дети: До свиданья!

Конспект занятия: «Кто у нас в гостях?»

Программные задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с характерными особенностями домашнего животного - кошки.  Закреплять знания детей о животном - кошке, об особенностях внешнего вида, их жизни. Учить читать наизусть потешки. Расширять словарный запас детей (пушистая, мягкая).

Развивающие: Развивать интерес к жизни животных.  Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей. Развивать диалогическую речь детей.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, сочувствие к животным, желание помогать им, заботиться о них.

Оборудование: игрушка – кошка, корзинка для кошки, игрушки – «еда» для кошки, игрушка на нитке.

Ход занятия.

1.Сюрпризный момент: в группе слышится мяуканье кошки.

В: Ребята, слышите, у нас кто-то в гостях, кто же это? (кошка)

В: Как вы догадались? (Она мяукает)

В: А вы хотите ее найти? Давайте попробуем, только осторожно, чтобы не напугать ее.

Дети находят ее в корзине.

2. Рассматривание кошки. Словарная работа. В: Хотите ее рассмотреть получше? Присаживайтесь.

Воспитатель предлагает всем погладить ее и определить, какая у нее шубка (мягкая, пушистая).

3. Чтение потешек: «Как у нашего кота», «Мыши водят хоровод».

В: Ребята, а кто знает про кошку или кота потешку?

4. Физминутка. Чем кошки любят играть? (мячиком, клубком и т.д.). Хотите поиграть, как маленькие котята. Игра «Достань клубочек».

Пальчиковая игра «Котята»

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Умыли лапкой ушки –

А ушки у котят, как домики стоят.

5. Упр. «Угостим кошку».

В: Ребята, а где живут кошки? Чем они питаются? Кто их кормит?

Наша кошечка тоже проголодалась, хотите ее покормить?

Выберите, что она будет есть? (молоко, сосиску)

6. В: Скажите, как надо заботиться о кошках? (кормить их, чистить, гулять, играть, любить и не обижать).

А что будет с ними, если не ухаживать, не кормить их? (им будет грустно, они могут заболеть).

Ребята, мне кошечка шепнула, что она устала и хочет спать. Уложим ее в корзинку?

Пальчиковая игра «Сладко засыпаем».

Все котятки мыли лапки,

Вот так, вот так!

(тереть ладошки друг о друга)

Мыли ушки, мыли брюшки

Вот так, вот так!

(тереть ладонями то уши, то живот)

А потом они устали,

Вот так, вот так!

(приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)

Сладко-сладко засыпали,

Вот так, вот так!

(сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони).

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о

жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Конспект занятия в младшей группе  

«Домашние животные и их детеныши» 

 

«Домашние животные и их детеныши» 

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о

жизни домашних животных и их детеныш

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о

жизни домашних животных и их детеныша

         Конспект  занятия «Домашние животные и их детеныши».

Образовательные:

• учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;

• способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению

звукоподражаний громко, тихо, тоненьким голосом и т. п.

Развивающие:

• развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;

• повышать речевую активность детей;

• развивать умение отвечать на вопросы;

• развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

• учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;

• вызывать эмоциональный отклик;

• воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

• домашние животные и их детеныши.

«Коммуникация»

• развитие связной речи детей.

«Физическая культура»

• двигательная активность детей в физкультминутке.

Материал: волшебная коробка, картинки с изображением животных и их детенышей,

кукла Катя, фланелеграф.

Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактических игр.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

(дети рассаживаются на стульчики)

2. Сюрпризный момент

Стук в дверь

- Кто-то стучится. Посмотрите, к нам пришла кукла Катя с «волшебной коробкой».

Ребята, Катя мне на ушко сказала, что в коробке находятся картинки домашних животных

и их детёнышей, а названия их она забыла, и просит нас с вами помочь ей вспомнить их.

Поможем ребята? (дети отвечают)

3. Основная часть:

- Ребята, сейчас я буду по очереди ставить на фланелеграф картинки, которые нам

принесла кукла Катя, а вы будете называть кто это.

Ставлю первую картинку (корова с теленком) на фланелеграф

- Посмотрите, кто здесь нарисован?

- Правильно! Корова. Как разговаривает корова? А кто рядом с ней? А как он

разговаривает?

- Корова большая? А теленок?

Обобщаю ответы детей: Да, ребята, корова большая, а теленок маленький. Корова мычит

громко, протяжно: «Мму-у-у» а теленок мычит тихо, тоненьким голосом: «Мму-у-у».

Ставлю вторую картинку (лошадь с жеребенком)

- А это кто? Правильно, а как лошадь разговаривает? А как зовут детеныша лошади? А как

он разговаривает?

- Лошадь большая? А жеребенок какой? (ответы детей)

Обобщаю ответы детей: правильно, ребята, лошадь большая. Жеребенок маленький.

Третья картинка (свинья с поросенком)

- Кто же на картине нарисован? (свинья) Как разговаривает свинья? А кто детеныш у

свиньи? А как он разговаривает?

- Правильно. А сейчас кукла Катя предлагает вам немного отдохнуть и поиграть с ним.

Физкультминутка:

Мы хлопаем в ладоши Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Мы топаем ногами Топ! Топ! Топ!

Качаем головой!

Мы руки поднимаем, и руки опускаем!

Мы низко приседаем, и прямо мы встаем!

- Молодцы! Но у нас в коробке еще остались картинки, поэтому садитесь на стульчики,

продолжим наше занятие.

Четвертая картинка (собака со щенком)

- Посмотрите, а кто на этой картинке изображён? А как она разговаривает? А кто рядом с

нею? Как разговаривает щенок?

- Собака большая? А какой щенок?

Обобщение ответов детей.

Пятая картинка (кошка с котенком)

- А это кто? Как разговаривает кошка? Как зовут детеныша кошки? Как разговаривает

котенок?

-Правильно, ребята.

Последняя картинка( шестая) (курица с цыплятами)

- Кого вы видите на этой картинке? Как зовут маму цыплят? Как зовут деток курицы? Как

разговаривает курица? А как цыплята?

- Правильно. А теперь мы с вами поиграем. Я буду курочкой, а вы цыплятами. Вы мои

детки и должны меня слушаться.

Пальчиковая гимнастика “Вышла курочка гулять”

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки,

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,

А за ней ребятки - Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук) .

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши,

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки,

Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук)

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или

обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т. д.) .

Съели толстого жука, дождевого червяка (руки в стороны)

Выпили водицы - полное корытце (зачерпывающие движения ладонью) .

4. Заключительная часть:

-Молодцы, ребята, вы все правильно мне называли. Мы помогли кукле Кате вспомнить

названия домашних животных и их детенышей. Спасибо нам говори

КОНСПЕКТ  БЕСЕДЫ - ИГРЫ

Тема: «Домашние животные»

Задачи: расширять у детей представления о домашних животных с использованием игровых приёмов; активизировать словарь по теме, развивать связную речь; побуждать включаться в совместную с взрослым и сверстниками деятельность.

Методы и технологии:

Практические: д/и «Найди и назови детёныша».

Наглядные, ИКТ: Мультимедийная презентация «Что делают животные?»,

обучающий мультик из серии «Синий трактор» - «Домашние животные».

Словесные: вопросы, пояснение, дополнения

Материал и оборудование: игрушки животных, стилизованная полянка, обучающий мультик «Домашние животные».

Ход беседы - игры:

  - Если вы пришли, ребята,

В детский садик все узнать,

То сейчас же трактор синий вам расскажет

А вот о ком?

Обратимся мы к экрану

И посмотрим, наконец.

Д/И «Веселый трактор» (просмотр обучающего мультика.)

Вопросы после просмотра:

-Кого вёз трактор?

-Как назвать их, одним словом?

-Как мы называем этих животных? Почему?

-Как люди заботятся о животных? Дети отвечают на вопросы.

- Что ж, ребята, молодцы

Рассказали обо всех.

Трактор взрослых всех привёз.

Ну, а где же малыши?

Мы сейчас пройдёт к столу и найдём всех малышей.

Д/И «Найди и назови детёныша».

Вопросы:

-У мамы свиньи детёныш…?

-У мамы коровы…?

-Как называют маму жеребёнка?

-Кто сынок у овцы?

-У мамы кошки…? и т.д.

Дети самостоятельно находят детёнышей домашних животных.

- Мы, ребята все устали

И пора нам отдохнуть

И весёлую разминку

Непременно повторить.

Как котята будем бегать,

Как лошадки мы скакать,

Как собачки будем лаять,

Да и хвостиком вилять.

Д/И «Что делают животные».

(анимационная презентация «Что делают животные»)

Вопросы:

- Кто это?

- Что делает?

- Давайте повторим.

Дети выполняют упражнение, по ходу отвечая на вопросы педагога.

-Очень много мы узнали

И все были молодцы.

Про кого мы говорили,

Отвечайте малыши?

ПРО…

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Скажем всем гостям спасибо.

Приходите к нам еще.

А ребяткам нашим славным

Поиграть пришла пора.

Разучивание потешек

        ***

 Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

- А что в кузовочке?

Лесные грибочки

Грибочки – груздочки

Для сына, для дочки.

        ***

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.

Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.

        ***

Чики, чики, кички,
Берёзовы лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.

Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

       ***

Барашеньки
Крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,

В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ!

Русские народные игры

Подвижная игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков. 

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг - «мышеловку», остальные «мыши» - они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки.

Подвижная игра «Мыши и кот».

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала

Ход игры: Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен зала). В одном из углов площадки сидит кот – воспитатель. Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. … Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как кошка проснется и замяукает. В игре можно использовать и кошку-игрушку.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тоткого

медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.

За линией детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобновляется. На

роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяетс

Сказки в загадках

C:\Users\Пк\Documents\загадки6.jpg C:\Users\Пк\Documents\загадки5.jpg

C:\Users\Пк\Documents\загадки3.jpg C:\Users\Пк\Documents\загадки.jpg   

     

Сценарий развлечения для детей 3 - 4 лет

«На бабушкином дворе»

Цель: Приобщать детей к истокам народной культуры;

Добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений;

     Создать у детей радостное настроение.

Ведущий: Вы когда-нибудь были в деревне?/ответы детей/

У меня есть знакомая бабушка Варварушка, она живет в деревне.  Есть хозяйство,  много домашних  животных. Хотите поехать к ней в гости? Тогда садитесь в поезд.

(Дети и воспитатель встают «паровозиком» и выполняют движения - «едут»)

Вот мы и добрались. Посмотрите, какой красивый дом.

(звучит фонограмма-пение птиц).

Послушайте, как поют птицы. Постучу-ка я в окошко (стучит) Тук-тук, кто в домике живет? (Из домика выходит бабушка)

Бабушка:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Живу я  не одна,

Со мной всегда мои друзья.

А чтобы вы догадались, кто это, я буду загадывать вам загадки. Присаживайтесь со мной на скамеечку.

Живёт во дворе, поёт на заре,
На голове гребешок.
Кто же это?…

Правильно. Это петушок. (берет игрушку-петуха) Давайте Петушку расскажем, какой он хороший да пригожий.

Дети поют потешку:

Петушок, петушок

Золотой гребешок .

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь

Громко песни поешь?

Бабушка: А кто зернышки клюет, деток зовет: «Ко-ко-ко, не ходите далеко?» Правильно курочка. И курочка – пеструшка у меня есть. Она мне яички несет.

                                          Сказка «Курочка Ряба»

Бабушка: Слушайте следующую загадку.

В перьях ходит, не спешит.

Часто на людей шипит.

Я чуть – чуть его боюсь,

Угадали? Это…

(гусь).

Ой! А где же они мои гуси? Один белый, другой серый.

Песня: «Два веселых гуся».

Бабушка: Отгадайте ещё загадку.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

 Бабушка: Правильно кошечка. Послушайте, кто-то за печкой скребется. Там моя кошка Мурка мышку стережет. Иди, иди сюда, кошечка, не бойся. Ребята, позовите её ласково: «Мурка иди сюда, иди сюда».

 ( бабушка из-за домика выносит игрушку-кошку)

Ребенок:

Я мохнатенькая, усатенькая.

Мягкие лапки,

А в лапках – царапки.

Молоко пью,

Мяу-мяу говорю.

Песня «Кошка».

Игра «Птички и кошка».

Бабушка: Очень понравилась Мурке ваша песенка и игра.

Ну, а теперь ребятки отгадать прошу еще загадку.

Чтобы были мы здоровы,

Молоко нам даст….

( Корова)

Бабушка: Правильно это моя любимая корова Пеструшка.

Муз. потешка:

Раным-рано  поутру пастушок туру - ру –ру

А коровки в лад ему затянули му - му-му.

Ты коровушка ступай в чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Бабушка:

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Петушка, курочку, корову, кошку

Друзьями своими считаю.

А теперь веселись, детвора!

Поиграть пришла пора! 

Игра:

Бабушка: Ай да, молодцы! Ай да, лапушки! Порадовали бабушку. А за это испеку я вам оладушки, а вы мне помогайте.

Песня: «Бабушка испеки оладушки».

Ведущая:  Вот мы в гостях и побывали: песни пели и играли. А теперь, бабушка, нам пора домой. До свиданья!

Бабушка:  До свиданья, ребятки, приезжайте еще ко мне в гости! Очень вы нам, с моими питомцами понравились. А на дорожку я вас угощу, курочка вам яички снесла.

Бабушка угощает детей «шоколадными яйцами».

Дети «садятся» в поезд, уезжают.

Консультация для родителей

«Значение малых форм фольклора в жизни детей»

Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, лепеталок сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Таким образом, чтение и разучивание потешек, лепеталок с детьми способствует:

  1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.
  2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
  3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.
  4. Всестороннему развитию личности ребёнка.

Анкета

«Сказка в жизни Вашего ребенка»

1.Часто ли Вы рассказываете своему ребенку сказки

2.Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Какая?

3.Просит ли Ваш ребенок прочитать  сказку несколько раз?

4.После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?

5.Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

6.Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

7.Придумываете ли Вы сказки Вашему ребенку?

8.Знаете ли Вы, что сказка носит воспитательный характер?

9.Есть ли у Вас  дома,  какой – либо вид театра (кукольный, теневой,

пальчиковый)?

Анкета

«Русский народный фольклор»

1.Знаете ли Вы, что такое русский народный фольклор

2.Какие жанры фольклора Вы знаете?

3.Интересна ли Вам тема русский народный фольклор?

4.Какие народные игры Вам известны?

5.Играете ли Вы с ребенком в народные игры?

6.Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору и почему

,  помогают усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

 Скороговорки и чистоговорки  лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны, с их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.

 Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи.

C:\Users\Пк\Desktop\фольклор1.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 3

«Журавушка»

Воздействие фольклора на развитие речи ребенка

речь.jpg

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияния на развитие речи ребенка является использование малых форм   фольклора. Это лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стишки, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Что же относится к малым формам фольклора? Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости

Адресованные детям  потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую потребность в художественном слове.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.  Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети учатся лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, учатся окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

 Загадки обогащают детскую речь,  формируют представление о том, что такое переносное значение слова,

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико

/Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. — 240c.

4. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93

5. Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Проект " Ребятам о зверятах"

Проект« Ребятам о зверятах»с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы «  Дикие животные наших лесов»...

Ребятам о зверятах

Музыкальное развлечение...

"Веселые зверята". Развлечение для детей средней группы.

Это развлечение из разряда тех, что не требуют длительной подготовки от организаторов и детей. Каждый ребенок  вместе с родителями готовит свое выступление на...

Игра-путешествие «Весёлые зверята» в 1младшей группе

Игра-путешествие «Весёлые зверята» в 1младшей группе Программное содержание:   1) учить детей эмоционально отзываться на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на во...

Как зверята готовятся к празднику Ёлки.

Учить внимательно слушать и наблюдать отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; воспитывать забо...

Как мы помогали лесным зверятам

Конспект экологического занятия в младшей группе «Как мы помогали лесным зверям» Программные задачи:Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. Закреплять в речи названия животных. ...