Конспект НОД по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей"Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА СУВОРОВА

конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы, где знакомим детей с историей возникновения часов,рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkrytoe_zanyatie.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ННОД по познавательному развитию

« Путешествие в прошлое часов»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени

Задачи:

Образовательная:

Закрепление знаний о различных видов  часов,о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении,  расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).

Расширить словарный запас словами ( циферблат, час, минута)

Развивающая:

  Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координациюдвижений
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;

Воспитывающая:  

Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам и времени

Воспитывать трудолюбие, любознательность

Воспитывать  взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками

Методы и приемы:

Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций; показ способа изготовления водяных часов)

Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)

Игровой метод (загадывание загадки; развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности дошкольников)

Предварительная работа:

С детьми (беседы о временах года, о режиме дня, чтение стихотворений, пословиц, поговорок ,сказки о часах, просмотр презентации о часах. Мультфильм о часах) ;

Совместная работа с детьми на тему: «Мои весёлые часы» (аппликация) ;

Создали проект совместно с детьми и родителями « Мини-музея» часов;

Знакомство с профессией часовщик, с видами часов.

Средство реализации:

Музыкальное сопровождение «фиксопелки», физминутки, просмотр познавательного мультфильма « Фиксики-часы», выставка детских работ с изображением разных часов,

Аудиозапись «Бой курантов», «Крик петуха», «Звон будильника»; Презентация с изображением часов

Звучит музыка «А кто такие  фиксики»

1.Вводная часть

Сюрпризный момент

Здравствуйте ребята!!!!!

Вы узнали меня?    Да

Ребята, давайте поздороваемся с гостями??

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, в моей волшебной стране «Фиксиков» случилась беда.

Налетел сильный , сильный  ветер и сломал один  очень интересный предмет

Вам интересно узнать какой это предмет, тогда нужно отгадать мою загадку:

Загадка

Мы день не спим

И ночь не спим

И  день и ночь

Стучим, стучим.( часы)

Правильно, молодцы!!!

 Он все часы сломал  в нашей стране и перепутал все цифры и отломил стрелки. Теперь мы не можем определить время когда нам идти в детский сад, мы нигде не успеваем, везде опаздываем, пошли в магазин, а он закрыт.

Ребята а вы знаете:

1.    Что такое время?

Давайте немного  поразмышляем о  времени. Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И всё же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг.

Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.

Ребята скажите, а вы знаете?

2.   Что такое часы? Да

Часы –это прибор для определения времени.

  1. А, кто знает кокой звук издают часы?

Звучит « тиканье часов»

  1.  А вы знаете кто такой ЧАСОВЩИК.?

---Человек который их делает и ремонтирует называется часовой мастер или часовщик. Место где собирают часы-часовой завод, мастерская по ремонту –часовая  мастерская. Кто- нибудь  знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

  1.   Для чего нужны часы дома и в детском саду?

Чтобы определять время, не куда не опаздывать, вовремя приходить в д/сад, магазин.

Молодцы, а теперь ребята давайте  встанем в кружок и немного отдохнем?

Физминутка « Часы нам время измеряют»

Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками) 

За часом час, за годом год. Тик-так,тик-так.Вот-так,вот-так. Молодцы отдохнули

  1. Ребята  у меня такой вопрос Все ли  вы умеете пользоваться часами? Нет

Не огорчайтесь-скоро и вы научитесь знать время, а я вам в этом помагу.

  1. Что произойдёт, если все часы сломаются?

Вы будете везде опаздывать в магазин, дет сад, школу.

  1. Ребята кто знает  Как устроены часы? На что похожи? Что у них общего? Какой  геометрической формы бывают часы? (овальные,круглые,прямоугольные, квадратные)
  2. Что у них общего?(цифры, стрелки)

У них есть циферблат, на котором нарисованы цифры и стрелки.

Самая точная стрелка называется –секундной

Она быстрее других стрелок успевает обежать циферблат.

А теперь покажите мне минутную стрелку, она немного толще секундной.

«Выиграешь минуту-потеряешь час» Как вы думаете, почему так говорят.

Эта пословица о том, что никогда не надо спешить. Лучше один раз постараться выполнить работу хорошо, чем потом несколько раз переделывать её.

Вы уже знаете, как выглядит секундная и минутная стрелки.Теперь найдите на часах на картинке вверху часовую стрелку, она самая толстенькая.

Так стрелки бегут и бегут, отсчитывая время.С утра и до самой ночи.Так проходят сутки.Сутки- это 24 часа.И за эти часы наступает утро, день, вечер и ночь.

Показ картинки режимного момента с описанием ,(утро,день,вечер,ночь)

Молодцы!

Ребята, сегодня я вам расскажу историю появление первых часов.

Но для этого нам нужно отправиться в путешествие.

Вы согласны?? Да

Звучит музыка «Фиксипелки»

Встаем ребята в кружок.

1,2.3 вокруг себя ты повернись,

В далёком прошлом окажись.

2. Основная часть

Ребята, как вы думаете какие были первые часы??

1. Солнечные часы

Солнечные часы –всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бегают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Давным-давно часов не было часов, люди узнавали время по солнцу. Встало солнце-все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось –обедать уже пора. А спряталось за горы –пришло время отдыхать: Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы; Вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части; Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог. А как вы думаете,почему? (в пасмурную погоду не определишь время)

Физминутка « Солнышко»

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше.(руки вверх)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.(присест на корточки)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся(хлопки в ладоши)

А под солнышком нам всем

Весело смеётся.(взяться за руки)

2. Часы –Петух(Звук петуха)

Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

- Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат «ку-ка-ре-ку». Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит «Скоро утро! Пора вставать! » Люди заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый лучик. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Но по пению петуха трудно определить точное время.

(все вместе проговорить –часы-петух).

Пальчиковая гимнастика «Часы»

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

3. Песочные часы

- После неудачи с солнечными  часами люди стали ломать голову, как бы придумать часы получше, чтобы они показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду

«Течет» время и в песочных часах

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!

 И тогда человек придумал песочные часы.

 Песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.

Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается .

 В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов) В медицинском кабинете(вместе проговорить ПЕСОЧНЫЕ)

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспитатель: - А сейчас, дети мы с вами поиграем. Вставайте около цифр и повторяйте вместе со мной:

Мы часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(После окончания слов дети садятся рядом с ближайшей карточкой.

Воспитатель говорит: - Пять часов. (Два часа, восемь часов и т.д.)

Дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12 должны встать.)

Музыка « тики-тики-так»

4. Цветочные часы

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Самые необычные – это цветочные часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. В пасмурную погоду цветочные часы «не работаю» совсем. Цветы остаются закрытыми. Люди их используют для украшения клумб.

(проговорить часы –цветочные)

5. Механические часы

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайды 9, 10)

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер.

Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени.

Но и тут была загвоздка,

Скучен был процесс с песком.

Призадумался народ,

Поумнел на целый год

И сказал он,

Что часы без механики слабы. »

У всех у вас дома есть механические часы, мы ими пользуемся каждый день. Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А ещё позже- секундная. 
Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. Вот так появились механические часы.

ФИЗМИНУТКА «Ходят часики» музыкальная

6.Электроные часы

Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают
Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку.

( Проговорить электронные часы)

Мультфильм « Фиксики-часы»

7.Атомные часы

- Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные) созданные в Японии

- Их используют для особо точных измерений времени.

(проговорить атомные часы)

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

Нам пора возвращаться обратно в детский сад, теперь я вернусь в свою страну  к Нолику и Д. Димычу

Звучит звук «машина времени»

Давайте возмёмся за руки

3. Заключительная часть

1, 2, 3 вокруг себя ты повернись

И в детский сад назад вернись.

Вопросы на закрепления:рефлексия

Ребята что нового интересного для себя вы сегодня узнали?

  1. Что такое часы?(часы это прибор для определения времени)
  2. На циферблате часов есть стрелки,

как они называются? (минутная и часовая)

  1. Что показывает маленькая стрелка? (показывает часы)
  2. Что показывает большая стрелка? (показывает минуты)
  3. С какими видами часов мы познакомились? (солнечные, песочные,

цветочные, механические, электронные и даже  живые часы)

6. А как вы думаете для вас важно знать  точное время??? Да чтоб никуда не опаздывать.Чтобы успевать делать добрые дела

7.  А как вы думаете можно ли остановить время?

Можно остановить часы, но  время было и будет всегда. За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придёт весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькими, стали большими. Время идёт вперёд и вперёд.

Спасибо ребята!

Мне так понравилось проводить  с вами занятие и вы такие молодцы!  

Но мне пора возвращаться к Нолику и Дим Димычу, но я думаю что еще мы  скоро с вами увидемся!!!!!!!

У мена тоже для вас ребята есть подарок, я хочу вам подарить  чтоб вы тоже никогда не опаздывали!!!!!!!

Всем спасибо!!!!!!

Досвидания!!!!!!!!

 

План занятия:

I. Вводная часть

  • Организационный момент
  • Введение в тему

II. Основная часть

  • Актуализация чувственного опыта детей
  • Рассказ и беседа педагога с детьми о разных видах часов
  • Рассказ педагога о механических часах
  • Рассказы детей о часах
  • Физкультминутка 
    Игра “Ходят стрелочки по кругу”.

III.Заключительная часть.

  • Развивающая игра “Режим дня”
  • Итог занятия.
  • Игра “Разбегалочки”
  • Рефлексия.
  • Продолжительность занятия 25–30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД для родителей по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей : «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» Тема: "В гостях у зимующих птиц"

Программное содержание:1. Закрепить понятие «зимующие птицы».2. Закрепить представление о видах питания зимующих птиц.3. Закрепить названия зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона.4. Р...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в интеграции образовательных областей «Путешествие в город цветов»

Цель: уточнить и систематизировать знания о цветахЗадачи: Образовательные: закрепить знания детей о многообразии мира цветов, их частей, местах их произрастания, об условиях, которые необходимы для ро...

Конспект – ООД по образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» - (аппликация), в группе общеразвивающей направленности для

Виды детской деятельности: познавательно-речевая, игровая, продуктивная.Программное содержание: расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богаты...