Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как считают их произведения устаревшими и неинтересными.
Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.ya_.marshak.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
детей старшего дошкольного возраста»
Кузьминых Светлана Ивановна воспитатель,
СП «Детский сад «Белочка» ГБОУ СОШ с. Курумоч
«Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.»
Пожелания друзьям С. Я. Маршак.
Название проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Вид проекта:
- По направленности: информационно - творческий.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: краткосрочный.
Длительность работы над проектом: 1 неделя (07.02 -11.02.2022г).
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Уже более семи десятков лет первыми стихами, с которыми знакомятся малыши, являются стихи С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какие только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание
Актуальность проекта:
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака.
Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
Задачи:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака.
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Ожидаемые результаты:
Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
- Создание развивающих игр
- Театрализованные игры
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Составление паспорта проекта.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений
• С. Я. Маршака) .
• Подготовка презентаций.
• Подготовка атрибутов к подвижным играм.
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Практический этап:
Реализация проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
НОД:
1.Познавательное развитие: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»
2.Рисование: «Усатый полосатый»
3.Лепка «Детки в клетке»
4. Аппликация: «Поезд»
5.Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего»
6. Развитие речи: «Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»
Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»
Образовательная область | Формы организации образовательной деятельности |
«Познавательное развитие» |
«Как писались сказки».
«Вот какой рассеянный» «Двенадцать месяцев»
- «Убери лишнее»; - «Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);
|
«Социально – коммуникативное развитие» |
|
«Художественно –эстетическое развитие» |
|
«Речевое развитие» |
- «Багаж» - «Сказка о глупом мышонке» - «Где обедал воробей?» - «Вот какой рассеянный» - «Двенадцать месяцев» - «Круглый год» - «Детки в клетке» - «Ванька-встанька» - «Усатый полосатый» - «Рассказ о неизвестном герое»
|
«Физическое развитие» |
|
Итоговый этап:
- Ознакомление родителей с результатами проведённой недели.
- Выставка рисунков по произведениям Маршака
- Выставка книжек – самоделок по произведениям С. Я. Маршака
- Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака».
Результаты проекта:
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми “Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”. Было очень интересно.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло
стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Список литературы:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
7. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
8. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.
9. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта:Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. МаршакаЗадачи проекта:· Познакомить детей с биографие...
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...
проект «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.Данный проект доказывает а...
Проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста"
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту р...