Проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка проекта для детей старшего дошкольного возраста | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №36
муниципального образования Темрюкский район
Проект
«Знакомство с творчеством
С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Баталова Эльвира Зиноровна
«- О чем твои стихи?
- Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
С.Я. Маршак
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами».
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Концептуальные основы проекта:
Мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего
дошкольного возраста»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Руководители проекта: воспитатели Баталова Эльвира Зиноровна, Шемякина Оксана Анатольевна
Возраст участников проекта: дети от 6 до 7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта:
- по количеству участников: групповой;
- по содержанию: интегративный;
- по продолжительности: краткосрочный (2 недели);
- по доминирующему виду проектной деятельности: творческо-информационный.
Объект проекта: творческое наследие С.Я.Маршака.
Проблема проекта: современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.
Цель проекта: познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- Загадки
3. Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
4. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
5. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
6. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
7. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
8. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
9. Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Предполагаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе в соответствии с тематикой.
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Проектная идея: формирование интереса и потребности в чтении.
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога:
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о творчестве С.Я.Маршака.
Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
Дети выбирают место, где будет оформляться будущая выставка книг С.Я.Маршака.
Взаимодействие с семьёй:
Беседа с родителями «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»
Подготовить родителей к тому, что дети будут задавать вопросы, связанные с реализацией проекта.
2 ЭТАП – основной
Деятельность педагога:
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Оформление выставки книг С.Я.Маршака. Фото 1.
Чтение произведений С.Я.Маршака
Игровые ситуации по формированию представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»
ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы «Викторина по произведениям С.Я. Маршака»
Фотоотчёт «Викторина по произведениям С.Я. Маршака». Фото 2, 3, 4.
Деятельность детей:
Помощь в оформлении выставки книг С.Я.Маршака
Рассматривание книг С.Я.Маршака, представленных на выставке.
Просмотр мультфильмов по тематике проекта.
Рисование на тему «Наши иллюстрации к стихам С.Я.Маршака»
Проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Из какого произведения герой», и др. Фото 5, 6.
Взаимодействие с семьёй:
Участие в эстетическом оформлении книжного уголка.
Изготовление «книжек-малышек». Фото 7.
Рекомендации для родителей по организации чтения в домашних условиях.
Помощь в создании и оформлении костюмов для мюзикла стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
3 ЭТАП – заключительный
Деятельность педагога, детей, семьи:
Мюзикл «Кошкин дом». Фото 8.
Итог проекта:
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями.
Вывод:
Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствовала развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса. Проект помог пробудить у воспитанников интерес к выполнению оригинальных творческих работ, способствовал развитию у них познавательной активности, самостоятельности, инициативности в применении полученных знаний и умений в играх и художественной деятельности.
Педагоги расширили образовательное пространство (вовлекли родителей в образовательный процесс ДОО), представили его в новых формах, что способствовало эффективному развитию как речевой, так и творческой деятельности детей.
Список литературы:
1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение,2003.
3. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2009.
4. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И.А.Ермакова. – СПб., 2006.
6. Гурович Д. М. Ребенок и книга / Под ред. В. И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1.
8. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта:Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. МаршакаЗадачи проекта:· Познакомить детей с биографие...
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...
проект «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.Данный проект доказывает а...
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как считают их произведения устаревшими и неинтересными.Данным проектом хотелось бы доказать актуальност...