Непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Зимняя сказка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соловей-Морозенко Вера Михайловна

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории:
Соловей-Морозенко В.М.

Непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Зимняя сказка»

 

С использованием технологий:

- технология личностно – ориентированного взаимодействия      педагога с детьми;

- информационно – коммуникативные технология;

- технология игры.

 

Участники: подготовительная группа.

 

Длительность занятия30 минут

 

Реализация содержания программы в образовательных областях:         «Физическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое  развитие».

 

Цели деятельности педагога:

 

  1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- формирование  навыков сотрудничества, взаимопонимания,       доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- воспитание    любви и бережного отношения к  родной природе;

- развитие  фантазии  и воображения  детей.

 

  1. Образовательная область « Познавательное развитие»

- уточнение и расширение представлений  о животных наших лесов, особенностях их внешнего вида, образа жизни;

- закрепление знаний детей о деревьях и кустарниках, об их красоте и пользе для человека;

- развитие внимания, воображения, слухового восприятия, логического  мышления;

- систематизировать и обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе;

- обобщать представления о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью  живых существ (зверей, птиц) с использованием моделей.

 

  1. Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие  навыков  творческого рассказывания, придумывания сказки;

- развитие  и обогащение словаря детей;

- совершенствование грамматического строя речи( образование и использование существительных с суффиксами – ищ, -ичк, -ишк)

 

Предварительная работа:

- ежедневные наблюдения за неживой природой;

- наблюдение за зимними деревьями на участке;

- наблюдение за поведением птиц, прилетающих на участок;

- экскурсия в зимний парк;

- разгадывание загадок о зиме;

- чтение рассказов,  и стихотворений  о зиме;

- рассказы педагога о зиме и зимних явлениях;

- рассматривание картин о зиме.

 

Материалы и оборудование.

- фотоиллюстрация с изображением новогодней ёлочки;

- силуэты деревьев;

- картинки, на которых изображены дикие животные, зимующие птицы;

2  «волшебные» шапочки;

- экологические модели птиц и животных.

 

Примерный ход  образовательной деятельности:

 

- Ребята, сегодня почтальон принёс нам необычное письмо. На нём написано  детям подготовительной группы «Белочка».

- Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо.

Давайте прочтём его вместе.

 

«Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам  Лесовичок.

В лесу у нас беда. Баба – Яга рассердилась, что её не пригласили на новогодний праздник, и всё заколдовала в лесу; спрятала новогоднюю ёлку, чтобы не мог наступить Новый Год. Помогите лесным обитателям, а также найдите новогоднюю  ёлочку».

                                   Ваш  Лесовичок.»

- Ребята, поможем Лесовичку?

(- Да, поможем.)

- Справиться с Бабой – Ягой не так–то просто. Она же волшебница. Что будем делать?

(- Превратимся   волшебников).

Молодцы! 

- Я беру в руки волшебную палочку и превращаю вас в волшебников и чародеев. И сама превращаюсь в Фею знаний.

- Итак, отправляемся в заколдованный лес.

- Как могут добраться до леса волшебники и чародеи?

(Ответы  детей).

-  Поехали и полетели.

- Откройте глаза. Вот мы с вами в волшебном зимнем лесу.

 

Психогимнастика.

- Закройте глаза. Вдохните чистый морозный воздух. Потопайте ногами. Послушайте, как хрустит под ногами пушистый снежок. А теперь откройте глаза. Мы в зимнем лесу.

 

- Смотрите, Баба -   Яга оставила нам первое письмо.

Я вам его сейчас прочитаю.

 

«Попробуйте, найдите животных и птиц, которые живут в зимнем лесу.  Они вам путь к новогодней ёлке укажут».

 

- Давайте, решим задачу Бабы - Яги.

За каждое правильное решение вы получите звёздочку (или снежинку). У какой команды будет больше звёздочек (снежинок), значит, они более могущественные маги.

Команда чародеев выберет животных наших лесов и расскажет о них (по экологическим моделям).

Команда волшебников выберет зимующих птиц  и расскажет о них (по экологическим моделям).

 

А сейчас волшебники в слове (сова) определят гласные и согласные звуки, а чародеи – в слове (лиса).

 

- А что это за шапочки разложила Баба - Яга?

(Шапочка – увеличалочка и шапочка – уменьшалочка.)

Дети называют животных и птиц:

Увеличение:

- Волк – волчище;

Заяц - зайчище;

Лось – лосище…

Уменьшение:

Заяц – зайчишка;

Лиса – лисичка;

Волк – волчишка…

А раз мы волшебники и чародеи, то давайте и мы придумаем новых животных и птиц и дадим им имена.

(Дети фантазируют).

 

2 задание.

- Ребята, мы не можем найти нашу елочку. Посмотрите, Баба – Яга заколдовала и  перепутала и деревья в зимнем лесу.

(К стульчикам прикреплены силуэты деревьев, под ними – неправильные надписи; н/п силуэт ели, а надпись – сосна).

Вам надо прочитать название дерева и определить дерево.

Осина.

Сосна.

Рябина.

Берёза.

Ива… (6-8 деревьев).

(От каждой команды участвуют по 2 участника).

- Расколдовали деревья. Молодцы, ребята.

 

Физкультминутка.

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны  ветром и стужей самою.

( дети делают взмахи руками).

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

(тянутся вверх).

В пургу по колено буранами гнутся

Вершинами машут…

(наклоны в стороны).

Сдают? Не сдаются!

(ходьба на месте).

 

 Вот мы и  подошли к нашей ёлочке.

(На стульчике дерево под простыней. (Снимаю покрывало).

 - Это – Ёлка???!!!!

(Нет, это пальма)

А какая это пальма?

(Это веерная пальма).

А где должна расти веерная пальма?

(Она должна расти  в жарких странах).

А почему она не может расти в нашем лесу?

(В нашем лесу она замёрзнет).

Ну, вот опять Баба – Яга всё перепутала.

Смотрите, под пальмой лежит письмо.

3 задание.

«Ни за что вы не найдёте ёлку, пока не вспомните поговорки и пословицы  о зиме. А иначе я все дороги замету, к новогодней ёлке путь не укажу».

- Кто из волшебников или чародеев знает больше поговорок о зиме?

(Дети рассказывают поговорки о зиме и называют приметы зимы).

- Молодцы, справились с этим заданием.

Как же нам найти ёлку?

4 задание.

Вот опять письмо от Бабы – Яги.

«Ёлочку новогоднюю  найдете только тогда, когда придумаете о ней сказку».

Давайте, придумаем все вместе сказку о ёлочке, мы же волшебники и чародеи!

(С помощью наводящих вопросов придумываем сказку).

Вариант сказки.

«Жила – была в лесу ёлочка.  Она была похожа на маленькую пирамиду. Летом приходили к ёлке люди, прибегали животные, в её ветвях пели птицы.

Зимой на её ветви падал пушистый снег. Однажды прилетела сорока и на своём длинном хвосте принесла новости, что люди отмечают Новый год и везде украшают ёлки. Захотелось и нашей ёлочке  праздника.

Распушила она свои иголки, на ветвях повесила шишки.  

Разнесли семена из шишек по  лесу и в городе птицы.  И в каждом дворе стали расти маленькие ёлочки. Люди радовались им  и украшали их  к Новому году»….

- Посмотрите. Вот ещё письмо от Бабы – Яги.

 «Вы бабушке угодили, хорошую сказку сочинили. Я больше не буду вредничать. Простите меня, пожалуйста. Вот вам клубочек, идите за ним,  куда он покатится, там вы и ёлочку найдёте. Баба-Яга.»

(Бросаем клубок, разматываем,  он катится к ёлочке.)

 - Молодцы! Вот мы и нашли ёлочку. Становись народ в весёлый хоровод, вокруг ёлочки плясать,  Новый год встречать!

(Песня «В лесу родилась ёлочка» )

- Волшебники и чародеи, возвращаемся из волшебного леса, где вы помогли животным и деревьям, нашли новогоднюю ёлочку,  в детский сад. Там мы напишем письмо Лесовичку.

- Закройте глаза, поехали и полетели!

Ну, вот мы и вернулись в д/сад. Наше путешествие окончено. Дома нарисуйте свою ёлочку вместе с мамой или папой.

 

 Рефлексия.

- Что понравилось?

- Какая команда оказалась самой  мудрой?

- Сосчитаем звёздочки.

 

Планируемый результат :

Полученная информация стимулирует к  познавательной, игровой деятельности детей,  воспитанию  интереса к зимним праздникам, зимним явлениям природы,  к творческой деятельности. 

 

Дальнейшая работа:

- участвовать в беседах о зиме, о жизни диких животных и птиц  зимой;

 - рисовать  и делать аппликации  новогодней ёлочки,  зимней природы, диких животных  и птиц зимой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_skazka_podg._gr.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность по теме:

«Зимняя сказка»

СКАЗОЧНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Соловей-Морозенко В.М.

Непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Зимняя сказка» 

С использованием технологий:

- технология личностно – ориентированного взаимодействия      педагога с детьми;

- информационно – коммуникативные технология;

- технология игры.

Участники: подготовительная группа.

Длительность занятия – 30 минут

Реализация содержания программы в образовательных областях:         «Физическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое  развитие».

Цели деятельности педагога:

  1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- формирование  навыков сотрудничества, взаимопонимания,       доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- воспитание    любви и бережного отношения к  родной природе;

- развитие  фантазии  и воображения  детей.

  1. Образовательная область « Познавательное развитие»

- уточнение и расширение представлений  о животных наших лесов, особенностях их внешнего вида, образа жизни;

- закрепление знаний детей о деревьях и кустарниках, об их красоте и пользе для человека;

- развитие внимания, воображения, слухового восприятия, логического  мышления;

- систематизировать и обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе;

- обобщать представления о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью  живых существ (зверей, птиц) с использованием моделей.

  1. Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие  навыков  творческого рассказывания, придумывания сказки;

- развитие  и обогащение словаря детей;

- совершенствование грамматического строя речи( образование и использование существительных с суффиксами – ищ, -ичк, -ишк)

Предварительная работа:

- ежедневные наблюдения за неживой природой;

- наблюдение за зимними деревьями на участке;

- наблюдение за поведением птиц, прилетающих на участок;

- экскурсия в зимний парк;

- разгадывание загадок о зиме;

- чтение рассказов,  и стихотворений  о зиме;

- рассказы педагога о зиме и зимних явлениях;

- рассматривание картин о зиме.

Материалы и оборудование.

- фотоиллюстрация с изображением новогодней ёлочки;

- силуэты деревьев;

- картинки, на которых изображены дикие животные, зимующие птицы;

2  «волшебные» шапочки;

- экологические модели птиц и животных.

Примерный ход  образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня почтальон принёс нам необычное письмо. На нём написано  детям подготовительной группы «Белочка».

- Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо.

Давайте прочтём его вместе.

«Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам  Лесовичок.

В лесу у нас беда. Баба – Яга рассердилась, что её не пригласили на новогодний праздник, и всё заколдовала в лесу; спрятала новогоднюю ёлку, чтобы не мог наступить Новый Год. Помогите лесным обитателям, а также найдите новогоднюю  ёлочку».

                                   Ваш  Лесовичок.»

- Ребята, поможем Лесовичку?

(- Да, поможем.)

- Справиться с Бабой – Ягой не так–то просто. Она же волшебница. Что будем делать?

(- Превратимся   волшебников).

Молодцы!  

- Я беру в руки волшебную палочку и превращаю вас в волшебников и чародеев. И сама превращаюсь в Фею знаний.

- Итак, отправляемся в заколдованный лес.

- Как могут добраться до леса волшебники и чародеи?

(Ответы  детей).

-  Поехали и полетели.

- Откройте глаза. Вот мы с вами в волшебном зимнем лесу.

Психогимнастика.

- Закройте глаза. Вдохните чистый морозный воздух. Потопайте ногами. Послушайте, как хрустит под ногами пушистый снежок. А теперь откройте глаза. Мы в зимнем лесу.

- Смотрите, Баба -   Яга оставила нам первое письмо.

Я вам его сейчас прочитаю.

«Попробуйте, найдите животных и птиц, которые живут в зимнем лесу.  Они вам путь к новогодней ёлке укажут».

- Давайте, решим задачу Бабы - Яги.

За каждое правильное решение вы получите звёздочку (или снежинку). У какой команды будет больше звёздочек (снежинок), значит, они более могущественные маги.

Команда чародеев выберет животных наших лесов и расскажет о них (по экологическим моделям).

Команда волшебников выберет зимующих птиц  и расскажет о них (по экологическим моделям).

А сейчас волшебники в слове (сова) определят гласные и согласные звуки, а чародеи – в слове (лиса).

- А что это за шапочки разложила Баба - Яга?

(Шапочка – увеличалочка и шапочка – уменьшалочка.)

Дети называют животных и птиц:

Увеличение:

- Волк – волчище;

Заяц - зайчище;

Лось – лосище…

Уменьшение:

Заяц – зайчишка;

Лиса – лисичка;

Волк – волчишка…

А раз мы волшебники и чародеи, то давайте и мы придумаем новых животных и птиц и дадим им имена.

(Дети фантазируют).

2 задание.

- Ребята, мы не можем найти нашу елочку. Посмотрите, Баба – Яга заколдовала и  перепутала и деревья в зимнем лесу.

(К стульчикам прикреплены силуэты деревьев, под ними – неправильные надписи; н/п силуэт ели, а надпись – сосна).

Вам надо прочитать название дерева и определить дерево.

Осина.

Сосна.

Рябина.

Берёза.

Ива… (6-8 деревьев).

(От каждой команды участвуют по 2 участника).

- Расколдовали деревья. Молодцы, ребята.

Физкультминутка.

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны  ветром и стужей самою.

( дети делают взмахи руками).

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

(тянутся вверх).

В пургу по колено буранами гнутся

Вершинами машут…

(наклоны в стороны).

Сдают? Не сдаются!

(ходьба на месте).

 Вот мы и  подошли к нашей ёлочке.

(На стульчике дерево под простыней. (Снимаю покрывало).

 - Это – Ёлка???!!!!

(Нет, это пальма)

А какая это пальма?

(Это веерная пальма).

А где должна расти веерная пальма?

(Она должна расти  в жарких странах).

А почему она не может расти в нашем лесу?

(В нашем лесу она замёрзнет).

Ну, вот опять Баба – Яга всё перепутала.

Смотрите, под пальмой лежит письмо.

3 задание.

«Ни за что вы не найдёте ёлку, пока не вспомните поговорки и пословицы  о зиме. А иначе я все дороги замету, к новогодней ёлке путь не укажу».

- Кто из волшебников или чародеев знает больше поговорок о зиме?

(Дети рассказывают поговорки о зиме и называют приметы зимы).

- Молодцы, справились с этим заданием.

Как же нам найти ёлку?

4 задание.

Вот опять письмо от Бабы – Яги.

«Ёлочку новогоднюю  найдете только тогда, когда придумаете о ней сказку».

Давайте, придумаем все вместе сказку о ёлочке, мы же волшебники и чародеи!

(С помощью наводящих вопросов придумываем сказку).

Вариант сказки.

«Жила – была в лесу ёлочка.  Она была похожа на маленькую пирамиду. Летом приходили к ёлке люди, прибегали животные, в её ветвях пели птицы.

Зимой на её ветви падал пушистый снег. Однажды прилетела сорока и на своём длинном хвосте принесла новости, что люди отмечают Новый год и везде украшают ёлки. Захотелось и нашей ёлочке  праздника.

Распушила она свои иголки, на ветвях повесила шишки.  

Разнесли семена из шишек по  лесу и в городе птицы.  И в каждом дворе стали расти маленькие ёлочки. Люди радовались им  и украшали их  к Новому году»….

- Посмотрите. Вот ещё письмо от Бабы – Яги.

 «Вы бабушке угодили, хорошую сказку сочинили. Я больше не буду вредничать. Простите меня, пожалуйста. Вот вам клубочек, идите за ним,  куда он покатится, там вы и ёлочку найдёте. Баба-Яга.»

(Бросаем клубок, разматываем,  он катится к ёлочке.)

 - Молодцы! Вот мы и нашли ёлочку. Становись народ в весёлый хоровод, вокруг ёлочки плясать,  Новый год встречать!

(Песня «В лесу родилась ёлочка» )

- Волшебники и чародеи, возвращаемся из волшебного леса, где вы помогли животным и деревьям, нашли новогоднюю ёлочку,  в детский сад. Там мы напишем письмо Лесовичку.

- Закройте глаза, поехали и полетели!

Ну, вот мы и вернулись в д/сад. Наше путешествие окончено. Дома нарисуйте свою ёлочку вместе с мамой или папой.

 Рефлексия.

- Что понравилось?

- Какая команда оказалась самой  мудрой?

- Сосчитаем звёздочки.

Планируемый результат :

Полученная информация стимулирует к  познавательной, игровой деятельности детей,  воспитанию  интереса к зимним праздникам, зимним явлениям природы,  к творческой деятельности.  

Дальнейшая работа:

- участвовать в беседах о зиме, о жизни диких животных и птиц  зимой;

 - рисовать  и делать аппликации  новогодней ёлочки,  зимней природы, диких животных  и птиц зимой.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность "Коммуникация". Тема: "Зимний сон медведя"

Образовательная деятельность "Коммуникация". Создание энциклопедии о жизни медведя....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме "Зимний пейзаж".

В конспекте непосредственно-образовательной деятельности представлены приемы работы по картине с детьми старшего возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Теме: «Зимние забавы» с элементами валеологии в средней группе.

Тема" Зимние забавы"Образовательные цели:Расширить представление детей о зимних забавах( катание на лыжах, коньках, санках, лепка из снега)Развитие связной речи ( составление предложений по теме занят...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по теме «Зимняя сказка» с использованием ИКТ

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по теме «Зимняя сказка» с использованием ИКТ (для детей старшего дошкольного возраста)Программное содержание: Ø  Учить детей за...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по теме «Зимняя сказка» с использованием ИКТ

Программное содержание: Ø  Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.Ø  Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.Ø  Вызвать у детей п...

Конспект занятия (непосредственно образовательной деятельности) по теме: Зимняя сказка.

Конспект НОДОбразовательная область: познание, художественно-эстетическое развитиеВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Зимняя сказка». (Солевое рисование)Цель: Учить передавать в художественной деятел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимняя сказка» (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)

Развитие познавательного интереса через приобщение детей к русской народной культуре - сказкам....