Конспект НОД по ознакомлению с окружающим " Птицы прилетели".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Рассказать детям о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_prileteli.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

           « Птицы прилетели».

Цель: Дать детям представление о перелетных птицах, знакомим их с внешним видом, образом жизни. Закреплять в речи  предлоги: на, к, в,  около, над, под. Учить отвечать на вопросы полными ответами,  сочетать речь с движениями, учим отгадывать загадки. Развивать слуховое и зрительное внимание, развивать артикуляционную моторику.

Оборудование: картинки перелётных птиц, образец для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек, рисунок для пальчиковой игры « Птицы», пособие « Скворечник» с привязанным к нему на нитке скворцом ( фигурка скворца двусторонняя, а сам скворечник может быть односторонний). Фигурка скворца и заготовки скворечника по количеству детей.  

Предварительная работа: Чтение стихотворения А. Н. Плещеева

       « Травка зеленеет…».

Рассказать детям, что весной с юга возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, соловьи.  Перелетными их называют потому, что на зиму они улетают в теплые края, а весной возвращаются домой. Показать детям картинки, слайды « Перелетные  птицы». Рассказать о них.

Грач – первый вестник весны, он прилетает раньше всех – еще в марте. Это большая черная птица с мощным клювом. Грачи –  хорошие помощники для земледельцев, садоводов и огородников.  Часто можно увидеть как грачи важно расхаживают по только что вспаханному полю, собирая с земли червей и жуков. Грачи вьют гнезда из веток,  высоко на деревьях. Селятся грачи большими группами, на одном дереве устраивают десятки гнезд – грачевник. Голос у грачей громкий, резкий. « Крак – крак – крак…» - кричат они, отгоняя врагов от своих гнезд.

Ласточка – небольшая черная птичка с белой грудкой и длинным, раздвоенным хвостиком. Широким клювом она на лету ловит мошек, комаров и мух. Ласточки строят свои гнезда из глины и травы прямо под карнизами и крышами домов. Можно понаблюдать, как ласточки  лепят свои уютные закрытые гнездышки. Песенка  у ласточки негромкая, она щебечет: « Чив – чив – чив….»

Скворец -  один из первых вестников весны. Это птица среднего размера с перьями  черного  цвета, с фиолетовым отливом. Скворец  может собирать корм и на земле, и на деревьях. Весной и летом скворцы питаются червяками, гусеницами, пауками, а ближе к осени – семенами и фруктами. Скворцы – верные друзья человека, они оберегают поля, огороды, сады от вредных   насекомых. Для того, чтобы скворцы селились  поближе к садам и огородам,  люди делают для них специальные жилища – скворечники. Песня у скворца  необычная – он, подражая голосам других птиц, может свистеть, щелкать, чирикать, щебетать.

Соловей – маленькая, неприметная птичка. Его трудно увидеть, так как очень осторожен. Но песню соловья узнает каждый. Весенним вечером в кустах около речки у своего гнезда поет соловей  необыкновенную по красоте песню ( прослушивание записи песни соловья).

Закончив рассказ о перелетных птицах, спросить у детей кто из них видел грачей, ласточек или скворцов. Кто слышал в природе пение птиц? Предлагаю послушать загадки:

           Кто без нот и без свирели

           Лучше всех выводит трели?

           Голосистее, нежней?

           Кто же это?....( соловей).

           Прилетает к нам с теплом,

           Путь проделав длинный.

           Лепит домик под окном

           Из травы и глины.    

                                           ( ласточка).

           Есть на дереве дворец

           Во дворце живет певец.

           Он не лает, не кусает.

           Сад фруктовый охраняет.

                                              ( скворец).

           Всех перелётных птиц черней

            Чистит пашню от червей.

                                             ( Грач).

На прогулке понаблюдать за птицами, если есть такая возможность.

Рассказать детям, что весной все птицы вьют гнезда, откладывают в них яйца, из яиц вылупляются птенцы, о которых птицы – родители заботятся: кормят их, защищают от врагов.

Ход занятия:  Ребята, встаньте рядышком друг к другу, словно месяц  - полукругом. Скажите, какое сейчас время года? ( весна).

Кто весной прилетает с юга? ( птицы). Как называются эти птицы? ( перелётные). Почему их так  называли? ( Потому что они совершают перелеты  - осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой.) Каких перелетных птиц вы знаете? Голоса каких птиц вы слышали?

Ребята, мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит весна вступает в свои права. Вот летит самая первая стая ( слайд – летят грачи.) Сейчас мы с вами, с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей.   Скажите, сколько птиц на картине? Сколько нужно палочек для того, чтобы выложить одного грача? ( 2 палочки.)

Спросить у каждого ребенка, сколько птиц он хочет выложить: уточнить, сколько ему понадобиться палочек. Дать ребенку необходимое количество.

Пальчиковая игра « Птицы и птички».

                  Вот он, грач  -

                  Проворный, черный,

                  Кричит « крак – крак».

                  Всем червякам – враг!

 Сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру « Птичка». Перекрестите руки в запястьях ,и помахивайте кистям рук. Скажите: « Вслед за грачами спешат домой из дальних стран: соловьи, ласточки, скворцы». А теперь давайте все вместе  скажем;

                           Птички летят, спешат –

                           Домой хотят.

Дети, нужно развернуть руки ладонями к себе перекрестив ладони и зацепите  одна за другую большими пальцами ( это будет головка птицы). Помашите пальцами рук как крыльями ( дети повторяют движение).

Ребята, скажите, что станут делать птицы, когда вернутся  домой

( вить гнезда, откладывать яйца, выводить птенцов). Показываю домик скворечник. Для каких птиц люди делают скворечники? Почему люди, строят жилища для скворцов  и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов? ( скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых).  Вот и сейчас в наш скворечник прилетит хозяин – скворец. Смотрите, вот фигура скворца.  Мы ее будем перемещать, и говорить слова.

Скворец к скворечнику подлетел.

Скворец в скворечник залетел      

Ребята, где скворец? ( в скворечнике). Он скворечник осмотрел, и вылетел из него довольный, сел скворец около скворечника. И весеннюю песенку запел. Песню спел и полетел: взлетел над скворечником, пролетел под скворечником, и сел отдохнуть на скворечнике.  Сейчас мы с вами поиграем в игру « Стайка». Мы с вами превратимся в птичек и полетим стайкой.

                       Вылетайте птички на лужок.

                       Быстро делайте кружок.

          Мы играем в стайку, стайка вылетай –ка!

          Полетели птички, птички - невилички.

           Птички летают, устали  не знают.

          Стоп! Сели птички на дорожку

           Поклевали птички крошки:

           « Клю – клю –клю – поклюем,

            Потом песенку споем».

Предложить детям послушать  и запомнить, а потом повторить.

Тихонько садимся на стульчики. Для скворцов люди делают скворечники. А где живут остальные птицы? ( птицы сами вьют для себя гнезда). А из чего птицы вьют гнезда? ( из веток, травы, мха, глины). Что птицы откладывают в свои гнезда? ( яйца.) Что потом будет из яиц? ( из них вылупятся птенцы.) Ребята, птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать просить есть. А, что будут  делать родители птицы?  ( кормить своих птенцов).  Молодцы ребята.  Послушайте загадку:

           На шесте дворец, во дворце – певец.

           А зовут его  -……( скворец).

Как называется этот дворец? ( скворечник). Сейчас мы с вами  сделаем аппликацию « Скворечник».

 ( Круг – серого цвета, Прямоугольник, треугольник и полоска, которая будет изображать роль шеста. Уточнить  с  детьми  названия  геометрические фигуры.  Показать детям, как фигуры нужно наклеивать на лист бумаги, чтобы получился домик для скворца).

 После окончания работы, дайте детям фигурки птичек, и предложить показать, как скворец будет осматривать свой новый домик. Голосом выделять предлоги: вот он взлетел над скворечником, пролетел под скворечником, сел на скворечник. Предложить детям показать, как скворец подлетает к своему новому домику, как он от него улетает. Предложить наклеить скворца, а затем рассказать о том, где находится птичка.

На этом занятие окончено.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы планеты Земля"

Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц;  познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы зимой" с элементами экспериментирования

Дети в игровой форме на личном опыте изучают образ жизни птиц зимой....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (нетрадиционные техники) «Пришла весна – прилетели птицы»

Возрастная группа: средняяОбразовательная область: социально-коммуникативное развитие.Интеграция образовательных направлений (областей): Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечево...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром «Прилетели птицы»

Цель: Расширять представления детей о простейших связях в  природе.Задачи:Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляю...