Конспект НОД по ознакомлению с окружающим " Птицы прилетели".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
« Птицы прилетели».
Цель: Дать детям представление о перелетных птицах, знакомим их с внешним видом, образом жизни. Закреплять в речи предлоги: на, к, в, около, над, под. Учить отвечать на вопросы полными ответами, сочетать речь с движениями, учим отгадывать загадки. Развивать слуховое и зрительное внимание, развивать артикуляционную моторику.
Оборудование: картинки перелётных птиц, образец для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек, рисунок для пальчиковой игры « Птицы», пособие « Скворечник» с привязанным к нему на нитке скворцом ( фигурка скворца двусторонняя, а сам скворечник может быть односторонний). Фигурка скворца и заготовки скворечника по количеству детей.
Предварительная работа: Чтение стихотворения А. Н. Плещеева
« Травка зеленеет…».
Рассказать детям, что весной с юга возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, соловьи. Перелетными их называют потому, что на зиму они улетают в теплые края, а весной возвращаются домой. Показать детям картинки, слайды « Перелетные птицы». Рассказать о них.
Грач – первый вестник весны, он прилетает раньше всех – еще в марте. Это большая черная птица с мощным клювом. Грачи – хорошие помощники для земледельцев, садоводов и огородников. Часто можно увидеть как грачи важно расхаживают по только что вспаханному полю, собирая с земли червей и жуков. Грачи вьют гнезда из веток, высоко на деревьях. Селятся грачи большими группами, на одном дереве устраивают десятки гнезд – грачевник. Голос у грачей громкий, резкий. « Крак – крак – крак…» - кричат они, отгоняя врагов от своих гнезд.
Ласточка – небольшая черная птичка с белой грудкой и длинным, раздвоенным хвостиком. Широким клювом она на лету ловит мошек, комаров и мух. Ласточки строят свои гнезда из глины и травы прямо под карнизами и крышами домов. Можно понаблюдать, как ласточки лепят свои уютные закрытые гнездышки. Песенка у ласточки негромкая, она щебечет: « Чив – чив – чив….»
Скворец - один из первых вестников весны. Это птица среднего размера с перьями черного цвета, с фиолетовым отливом. Скворец может собирать корм и на земле, и на деревьях. Весной и летом скворцы питаются червяками, гусеницами, пауками, а ближе к осени – семенами и фруктами. Скворцы – верные друзья человека, они оберегают поля, огороды, сады от вредных насекомых. Для того, чтобы скворцы селились поближе к садам и огородам, люди делают для них специальные жилища – скворечники. Песня у скворца необычная – он, подражая голосам других птиц, может свистеть, щелкать, чирикать, щебетать.
Соловей – маленькая, неприметная птичка. Его трудно увидеть, так как очень осторожен. Но песню соловья узнает каждый. Весенним вечером в кустах около речки у своего гнезда поет соловей необыкновенную по красоте песню ( прослушивание записи песни соловья).
Закончив рассказ о перелетных птицах, спросить у детей кто из них видел грачей, ласточек или скворцов. Кто слышал в природе пение птиц? Предлагаю послушать загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это?....( соловей).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
( ласточка).
Есть на дереве дворец
Во дворце живет певец.
Он не лает, не кусает.
Сад фруктовый охраняет.
( скворец).
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
( Грач).
На прогулке понаблюдать за птицами, если есть такая возможность.
Рассказать детям, что весной все птицы вьют гнезда, откладывают в них яйца, из яиц вылупляются птенцы, о которых птицы – родители заботятся: кормят их, защищают от врагов.
Ход занятия: Ребята, встаньте рядышком друг к другу, словно месяц - полукругом. Скажите, какое сейчас время года? ( весна).
Кто весной прилетает с юга? ( птицы). Как называются эти птицы? ( перелётные). Почему их так называли? ( Потому что они совершают перелеты - осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой.) Каких перелетных птиц вы знаете? Голоса каких птиц вы слышали?
Ребята, мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит весна вступает в свои права. Вот летит самая первая стая ( слайд – летят грачи.) Сейчас мы с вами, с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей. Скажите, сколько птиц на картине? Сколько нужно палочек для того, чтобы выложить одного грача? ( 2 палочки.)
Спросить у каждого ребенка, сколько птиц он хочет выложить: уточнить, сколько ему понадобиться палочек. Дать ребенку необходимое количество.
Пальчиковая игра « Птицы и птички».
Вот он, грач -
Проворный, черный,
Кричит « крак – крак».
Всем червякам – враг!
Сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру « Птичка». Перекрестите руки в запястьях ,и помахивайте кистям рук. Скажите: « Вслед за грачами спешат домой из дальних стран: соловьи, ласточки, скворцы». А теперь давайте все вместе скажем;
Птички летят, спешат –
Домой хотят.
Дети, нужно развернуть руки ладонями к себе перекрестив ладони и зацепите одна за другую большими пальцами ( это будет головка птицы). Помашите пальцами рук как крыльями ( дети повторяют движение).
Ребята, скажите, что станут делать птицы, когда вернутся домой
( вить гнезда, откладывать яйца, выводить птенцов). Показываю домик скворечник. Для каких птиц люди делают скворечники? Почему люди, строят жилища для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов? ( скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых). Вот и сейчас в наш скворечник прилетит хозяин – скворец. Смотрите, вот фигура скворца. Мы ее будем перемещать, и говорить слова.
Скворец к скворечнику подлетел.
Скворец в скворечник залетел
Ребята, где скворец? ( в скворечнике). Он скворечник осмотрел, и вылетел из него довольный, сел скворец около скворечника. И весеннюю песенку запел. Песню спел и полетел: взлетел над скворечником, пролетел под скворечником, и сел отдохнуть на скворечнике. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Стайка». Мы с вами превратимся в птичек и полетим стайкой.
Вылетайте птички на лужок.
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку, стайка вылетай –ка!
Полетели птички, птички - невилички.
Птички летают, устали не знают.
Стоп! Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
« Клю – клю –клю – поклюем,
Потом песенку споем».
Предложить детям послушать и запомнить, а потом повторить.
Тихонько садимся на стульчики. Для скворцов люди делают скворечники. А где живут остальные птицы? ( птицы сами вьют для себя гнезда). А из чего птицы вьют гнезда? ( из веток, травы, мха, глины). Что птицы откладывают в свои гнезда? ( яйца.) Что потом будет из яиц? ( из них вылупятся птенцы.) Ребята, птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать просить есть. А, что будут делать родители птицы? ( кормить своих птенцов). Молодцы ребята. Послушайте загадку:
На шесте дворец, во дворце – певец.
А зовут его -……( скворец).
Как называется этот дворец? ( скворечник). Сейчас мы с вами сделаем аппликацию « Скворечник».
( Круг – серого цвета, Прямоугольник, треугольник и полоска, которая будет изображать роль шеста. Уточнить с детьми названия геометрические фигуры. Показать детям, как фигуры нужно наклеивать на лист бумаги, чтобы получился домик для скворца).
После окончания работы, дайте детям фигурки птичек, и предложить показать, как скворец будет осматривать свой новый домик. Голосом выделять предлоги: вот он взлетел над скворечником, пролетел под скворечником, сел на скворечник. Предложить детям показать, как скворец подлетает к своему новому домику, как он от него улетает. Предложить наклеить скворца, а затем рассказать о том, где находится птичка.
На этом занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст
На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы планеты Земля"
Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности дете...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Пришла весна, прилетели птицы"
Формировать любовь и интерес к природе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»
Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы зимой" с элементами экспериментирования
Дети в игровой форме на личном опыте изучают образ жизни птиц зимой....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (нетрадиционные техники) «Пришла весна – прилетели птицы»
Возрастная группа: средняяОбразовательная область: социально-коммуникативное развитие.Интеграция образовательных направлений (областей): Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечево...
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром «Прилетели птицы»
Цель: Расширять представления детей о простейших связях в природе.Задачи:Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляю...