Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы планеты Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Невмержицкая Анна Анатольевна

 

Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц;  познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

показать  значения птиц в природе и жизни человека; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; развитие экологической культуры и творческого потенциала дошкольников; осуществление эстетического воспитания; повышение интереса к  природе родного края; расширение кругозора детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ptitsy.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному
развитию в старшей группе
«Птицы - наши друзья»

Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц;  познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

показать  значения птиц в природе и жизни человека; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; развитие экологической культуры и творческого потенциала дошкольников; осуществление эстетического воспитания; повышение интереса к  природе родного края; расширение кругозора детей.

Материалы: Коллекция перьев и яиц разных птиц. Карточки с изображением птиц, физическая карта мира. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт». Демонстрационные карточки для игры «Кто где живёт», пособие «Кольца Луллия». Кусочек жира, лист бумаги, стаканчик с водой.

 Раздаточный материал: пособие «Кольца Луллия», листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия

1.Вступительная часть.

В. Ребята, давайте с вами поиграем! Я буду называть вам слова, а вы  называть одним словом – кто это?

а) лиса, волк, заяц

Д. Животные

б) комар, муха, кузнечик

Д. Насекомые

в) карась, окунь, щука

Д. Рыба

г) ворона, воробей, синица

Д. Птицы

В. Правильно, это птицы. По каким же признакам мы их выделили из всех других обитателей нашей планеты, чем же птицы отличаются от остальных животных?

Д. Птицы летают, у них есть крылья, клюв, несут яйца, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, клюют, есть перья…

В. Мир птиц очень разнообразен. У каждого вида птицы свое строение клюва, окраска перьев, строение лапок, хвоста. Взгляните, какую коллекцию мы собрали с ребятами (коллекции яиц и перьев). Многих птиц вы уже наверняка знаете (подборка птицы планеты Земля). Пингвины – эти птицы проводят большую часть жизни в воде. Они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Фазану разноцветные перья помогают прятаться в траве, а ярких попугаев видно издалека. У павлина самый красивый хвост. Страус – самая большая птица. Он не умеет летать, но очень быстро бегает. Колибри самая маленькая птица на земле. Она как пчёлка пьёт нектар из цветов.  Розовую или красную окраску оперению фламинго придают красящие вещества, которые птицы получают вместе с пищей. Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, погибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах. Какие же птицы обитают в нашем краю?

Д. Воробей, ворона, голубь, сова, дятел…

2. Загадки «Что за птица?»

В.А сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (Дятел)

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку, а зовут меня..(Синичка)

Серый, маленький, смешной

Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки,

Отгоню подальше кошку,

Ты чирикай веселей, Мой хороший…(Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

Кто, усевшись на суку,

Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка)

3. Д/ игра «Кто-что ест?»

В. Мы с вами уже говорили, что у птиц разные клювы, а кто-нибудь знает почему?

Д. Строение клюва зависит от того, чем птицы питаются.

В. Совершенно верно! У всех птиц клювы разной формы. Так удобнее находить еду. Большим клювом удобно ловить рыбу, а маленьким комаров и мошек. Поможете мне разобраться, какой птице что предложить на обед?

Д/и «Кто-что ест?» (кольца Лулия)

4.Задание  «Как поют птицы?»

В. Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание! Раз вы так хорошо знаете о птицах, то вы наверняка знаете что они и поют по-разному, я предлагаю вам послушать птичьи голоса и назвать, кому они принадлежат. (речевая игра)

- кукушка

- ворона

- воробей

- курица

- утка

- индюк

5(2) Д/игра «Кто где живёт»

В. Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды? Каждая птица любит определённые условия для жизни, давайте мы сейчас расселим их по месту обитания, чтобы все чувствовали себя как дома.

Д/игра «Кто где живёт» (карточки)

Синичка – лес

Лебедь – озеро

Пингвин – айсберг

Страус – пустыня

Чайка – море.

6. Опыт «Как с гуся вода»  (вспомнить водоплавающих птиц)

В. У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду.

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так, как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Д. Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

В. Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Физминутка:

7. Д/игра с мячом «У кого кто?»

В. Ребята, скажите, как называются дети  птиц?

Д. Птенцы

В. Давайте с вами сейчас поиграем, я стану бросать мяч каждому из вас и называть птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч.

Ворона – воронята

Орёл – орлята

Кукушка – кукушата

Скворец – скворчата

Грач – грачата

Журавль – журавлята

Дрозд – дроздята

Стриж – стрижата

Воробей – воробьята

Голубь – голубята

8.Беседа по природоохранным знакам

В. А у меня для вас есть карточки со схемами, давайте попробуем разобраться о чём они нам говорят.

Д. 1.Нельзя уничтожать насекомых, они являются пищей для птиц.

2.Нельзя разорять птичьи гнёзда, в них птицы выводят своё потомство.

3.Нельзя стрелять в птиц, они могут погибнуть.

9.

В. Ребята, почему осенью некоторые птицы улетают.

 Д. Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

В.  Каких представителей перелётных птиц  вы знаете?

Д.  Перелётные – утки, журавли, ласточки.

В. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Д. Человек развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно размещать  на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

8.Викторина

В. Птица – это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, рассказов и сказок.  Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки –сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси -лебеди)

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов. (Ласточка)

Волшебная птица с золотым оперением. (Жар-птица)

Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане (Царевна-лебедь)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца. (Курочка Ряба)

У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке. (Журавль).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся)

Подвести итог занятия:

В. Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? вы все молодцы, мне очень понравилось с вами играть. (…) порадовал меня знаниями об экзотических птицах. (…) быстрее всех подобрал корм для птиц.

любой из нас может изучать птиц, которых мы каждый день видим вокруг себя, если просто будем внимательно наблюдать за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Эта загадочная планета Земля"

Конспект познавательно – речевой непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 6 – 7 лет Тема:    «Эта загадочная планета Земля»...

Конспект НОД для подготовительной группы "Жители планеты Земля"

Расширить знания детей о разных национальностях народов....

Конспект комплексного занятия Тема: «Мы - жители планеты Земля»

Конспект комплексного занятияТема: «Мы - жители планеты Земля»...

конспект занятия по экологии "Вода на планете Земля"

представлен конспект занятия с разнообразными формами работа...

Методическая разработка плана конспекта комплексного занятия на тему: «Наша планета - Земля» для детей средней группы.

Комплексное занятие для детей средней группы.Основная цель занятия:  Расширение знаний детей о планете Земля с использованием  нетрадиционной формы рисования - пластилинография....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша планета – Земля!» для старшей группы

Образовательные области: Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой...