Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Похитон Валентина Леонтьевна

Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Крайнего Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект совместной образовательной деятельности     /Старший дошкольный возраст/ Воспитатель Похитон В.Л.

 Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Тема НОД: ,,Путешествие на северный полюс,,

Цель:

Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Крайнего Севера:

Задачи:

- формировать у детей первичные представления о возможностях  и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;

- развивать у детей способность наблюдать, описывать;

- строить предположения и предлагать способы их проверки.  

Интеграция областей:

,,Познание,, ; ,,Коммуникация,, ; ,,Физическая культура,,

Словарная работа:

Северный полюс, тюлень, морж,  белый медведь, ласты, хищник, птичий базар.

Материалы: 

карточки с изображением Арктики (тюлени, белый медведь, морж), природы Арктики, большие карточки с изображением леса и скотного двора.

Для ребенка с ОВЗ: распечатка с дикими и домашними животными, раскраска «Тюлень»,

Ход занятия:

1.Мотивационная игра: создающая мотивацию к занятию.

,, Дикие, домашние животные,,  (или ,, Помоги животным,,) 3-5 мин.

Воспитатель: Ребята, я хотела поиграть с вами в зоопарк, посмотрите,  всё ли здесь в порядке?

Дети: животные перепутались.

Воспитатель: Что же делать, ребята?

Дети: Надо им помочь.

Воспитатель: А как же это сделать?

Дети: Разделить их. (садимся на стульчики)

Воспитатель: А что будет, если животным не помочь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А кото сможет нам помочь?

Дети: ответы детей?

Воспитатель:  Хотите сами стать спасателями?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как лучше выполнять задание,  одному или командой?

Дети: Командой.

Воспитатель: Сколько человек может быть в команде?

Дети: ответы.

Воспитатель: Ребята, а давайте остановимся на трёх спасателях в команде.

Дети: Хорошо

Воспитатель: Итак, скажите, а какие животные у нас перепутались?

Дети: Дикие и домашние.

Воспитатель:  А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Хорошо, на левом мольберте у нас будет лес.

А где живут домашние животные?

Дети: На ферме.

Воспитатель: А на правом мольберте будет ферма.

Воспитатель: И так, слушайте задание.

У меня конверты, в конвертах карточки с животными, ваша задача, расселить животных по местам их обитания. И так, подходите ко мне командой, которая состоит их 3 человек. Получаете конверт, подходите к свободному столу, раскрываете конверт, обсуждаете  и выполняете задание. Хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Как мы будем с вами выполнять задание?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда, подходите ко мне командой, берите конверт и выполняйте задания.

2. Затруднение в игровой ситуации. (1-3 мин.) Дети в затруднении – куда определить тюленя?

Воспитатель: Куда же деться нашему тюленю? Это домашнее или дикое животное?

Дети: Это не домашнее животное, а дикое.

Воспитатель: Почему же вы не поселили его в лес?

 Дети: Тюлени не живут в лесу. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где может жить тюлень?

Ответы детей: На севере.

3. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний и умений (5-7 мин.) Задавая наводящие вопросы воспитатель корректирует знание детей. Новые знания формируются в беседе, а не рассказываются в готовом виде воспитателем.

Воспитатель: А, как вы думаете, он не замёрзнет на севере?

Дети: (слой жира предохраняет его от переохлаждения).

Воспитатель: А зачем ему ласты?

 Дети: (ласты ему нужны, что  бы двигаться в воде и охотиться за рыбой).

Воспитатель: Да, ребята тюлень живёт в холодных водах Северного-Ледовитого океана. По другому это место называется Арктика, или Северный полюс.

Воспитатель: Ребята, поможем тюленю отправиться домой?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети:  Тогда садимся в самолёт.

Динамическая пауза.

 Мы садимся в самолёт, (дети приседают)

Отправляемся в полёт (встают, заводят самолёт, говорят жу-жу-жу)

Мы летим над облаками (руки в стороны)

Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками)

Видим, так течёт река, (показываем руками волны)

Видем в лодке рыбака (забрасывают удочку)

Осторожнее гора! (наклоняются вправо, влево, говорят жу-жу-жу)

Приземлиться нам пора!(садятся на стульчики)

        

Воспитатель: Рассмотрите арктический пейзаж (картинка). Как вы думаете, тюлень хищник или травоядное животное?

Дети: Хищник, в Арктике нет растений.

Воспитатель: Чем питается тюлень?

Дети: Рыбой.

Воспитатель: Кто охотится на тюленей?

Дети: Белый медведь.

Воспитатель: Чем ещё питается белый медведь?

Дети: Рыбой.

Воспитатель: Кто ещё любит рыбу?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Значит в Арктике много птиц. Они селятся по скалистым берегам и устраивают птичьи базары.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может кто-то знает, какие ещё хитрости помогают животным севера выживать?

 У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах. Чтобы легче держаться на льду, подошвы лап покрыты водонепроницаемым мехом.

Ну что ж ребята, вот и подошло к концу наше путешествие и  нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в самолёт.

Динамическая пауза.

 Мы садимся в самолёт, (дети приседают)

Отправляемся в полёт (встают, заводят самолёт, говорят жу-жу-жу)

Мы летим над облаками (руки в стороны)

Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками)

Видим, так течёт река, (показываем руками волны)

Видем в лодке рыбака (забрасывают удочку)

Осторожнее гора! (наклоняются вправо, влево, говорят жу-жу-жу)

Приземлиться нам пора!(садятся на стульчики)

4. Подведение итога:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Каких животных мы увидели?

Что помогает выжить нашему тюленю в условиях севера?

Ребята,  а что вам понравилось в нашем путешествии?

Скажите, было ли что-то трудное?

А кому вы можете рассказать о нашем путешествии?

Ребята, вы большие молодцы! Большое вам спасибо! До свидания!

Ребёнок с ОВЗ играет вместе с нами с помощью Тьютора. Ребёнок называет животных, которых видит в зоопарке.

Ребёнок пытается слушать вместе с детьми. В момент, когда он отвлекается, встает со стула, тьютор на столе готовит задание: «Распредели животных по группам: домашние  - на ферму и дикие — в лес, проведи стрелочкой». Это является подготовкой к дальнейшему заданию в конверте.

По желанию ребёнок присоединяется к детям обратно.

Тьютор объясняет ребёнку задание.

Воспитатель зовет ребёнка к себе и вручает ему конверт.

Вместе с воспитателем (совместное взаимодействие) ребёнок достает из конверта картинки с животными, они обсуждают, куда нужно поместить животного — в лес или на ферму (закрепление знаний, картинки животных берутся такие же, как и упражнении в распечатке).

Ребёнок принимает участие в обсуждении.

- кто это?

- Ребёнок не знает, тогда тьютор или воспитатель называет, что это тюлень.

В перерывах между заданиями выполняется пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.

Если ребёнок не слушает, то тьютор, кладет на отдельный  стол картинку, где нарисован тюлень и раскраску с тюленем. Предлагает раскрасить как на картинке. Ребёнок выбирает самостоятельно карандаш и раскрашивает. Тьютор провоцирует речь ребенка с помощью вопросов:

- Кто изображен на картинке?

- Какого он цвета?

- Где он живет? (на картинке он лежит на льду) — проговариваем, что живет тюлень на севере.

Ребёнока присоединяется к ребятам и выполняет Динамическую гимнастику. Тьютор помогает в случае затруднения.

Ребёнок вместе с ребятами рассматривает картинку, и тьютор спрашивает, кто изображен на картинке?

- Ребёнок называет (белый медведь, птицы).

Ребёнок выполняет гимнастику вместе с детьми группы и тьютором (если ребенок справляется и с желанием выолняет, тьютор занимает пассивную наблюдательную позицию, дает возможность ребенку с ОВЗ проявить самостоятельность.

Воспитатель спрашивает по картинкам у ребёнка: кто это?

Ребёнок называет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Применение педагогических технологий в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста."

Перспективное планирование на год работы по развитию коммуникативных качеств личности старших дошкольников: понимание себя и других, формирование навыков общения. В разработке представленывиды специал...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...

Публикация статьи во Всероссийском издании "Слово педагога" на тему « Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Публикация статьи во  Всероссийском издании "Слово педагога" на тему « Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста&raqu...