Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Крайнего Севера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности /Старший дошкольный возраст/ Воспитатель Похитон В.Л.
Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Тема НОД: ,,Путешествие на северный полюс,,
Цель:
Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Крайнего Севера:
Задачи:
- формировать у детей первичные представления о возможностях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
- развивать у детей способность наблюдать, описывать;
- строить предположения и предлагать способы их проверки.
Интеграция областей:
,,Познание,, ; ,,Коммуникация,, ; ,,Физическая культура,,
Словарная работа:
Северный полюс, тюлень, морж, белый медведь, ласты, хищник, птичий базар.
Материалы:
карточки с изображением Арктики (тюлени, белый медведь, морж), природы Арктики, большие карточки с изображением леса и скотного двора.
Для ребенка с ОВЗ: распечатка с дикими и домашними животными, раскраска «Тюлень»,
Ход занятия:
1.Мотивационная игра: создающая мотивацию к занятию. ,, Дикие, домашние животные,, (или ,, Помоги животным,,) 3-5 мин. Воспитатель: Ребята, я хотела поиграть с вами в зоопарк, посмотрите, всё ли здесь в порядке? Дети: животные перепутались. Воспитатель: Что же делать, ребята? Дети: Надо им помочь. Воспитатель: А как же это сделать? Дети: Разделить их. (садимся на стульчики) Воспитатель: А что будет, если животным не помочь? Дети: ответы детей. Воспитатель: А кото сможет нам помочь? Дети: ответы детей? Воспитатель: Хотите сами стать спасателями? Дети: Да. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как лучше выполнять задание, одному или командой? Дети: Командой. Воспитатель: Сколько человек может быть в команде? Дети: ответы. Воспитатель: Ребята, а давайте остановимся на трёх спасателях в команде. Дети: Хорошо Воспитатель: Итак, скажите, а какие животные у нас перепутались? Дети: Дикие и домашние. Воспитатель: А где живут дикие животные? Дети: В лесу. Воспитатель: Хорошо, на левом мольберте у нас будет лес. А где живут домашние животные? Дети: На ферме. Воспитатель: А на правом мольберте будет ферма. Воспитатель: И так, слушайте задание. У меня конверты, в конвертах карточки с животными, ваша задача, расселить животных по местам их обитания. И так, подходите ко мне командой, которая состоит их 3 человек. Получаете конверт, подходите к свободному столу, раскрываете конверт, обсуждаете и выполняете задание. Хорошо? Дети: Да. Воспитатель: Как мы будем с вами выполнять задание? Дети: ответы детей. Воспитатель: Тогда, подходите ко мне командой, берите конверт и выполняйте задания. 2. Затруднение в игровой ситуации. (1-3 мин.) Дети в затруднении – куда определить тюленя? Воспитатель: Куда же деться нашему тюленю? Это домашнее или дикое животное? Дети: Это не домашнее животное, а дикое. Воспитатель: Почему же вы не поселили его в лес? Дети: Тюлени не живут в лесу. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где может жить тюлень? Ответы детей: На севере. 3. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний и умений (5-7 мин.) Задавая наводящие вопросы воспитатель корректирует знание детей. Новые знания формируются в беседе, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Воспитатель: А, как вы думаете, он не замёрзнет на севере? Дети: (слой жира предохраняет его от переохлаждения). Воспитатель: А зачем ему ласты? Дети: (ласты ему нужны, что бы двигаться в воде и охотиться за рыбой). Воспитатель: Да, ребята тюлень живёт в холодных водах Северного-Ледовитого океана. По другому это место называется Арктика, или Северный полюс. Воспитатель: Ребята, поможем тюленю отправиться домой? Дети: Да. Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие? Дети: Тогда садимся в самолёт. Динамическая пауза. Мы садимся в самолёт, (дети приседают) Отправляемся в полёт (встают, заводят самолёт, говорят жу-жу-жу) Мы летим над облаками (руки в стороны) Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками) Видим, так течёт река, (показываем руками волны) Видем в лодке рыбака (забрасывают удочку) Осторожнее гора! (наклоняются вправо, влево, говорят жу-жу-жу) Приземлиться нам пора!(садятся на стульчики)
Воспитатель: Рассмотрите арктический пейзаж (картинка). Как вы думаете, тюлень хищник или травоядное животное? Дети: Хищник, в Арктике нет растений. Воспитатель: Чем питается тюлень? Дети: Рыбой. Воспитатель: Кто охотится на тюленей? Дети: Белый медведь. Воспитатель: Чем ещё питается белый медведь? Дети: Рыбой. Воспитатель: Кто ещё любит рыбу? Дети: Птицы. Воспитатель: Значит в Арктике много птиц. Они селятся по скалистым берегам и устраивают птичьи базары. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может кто-то знает, какие ещё хитрости помогают животным севера выживать? У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах. Чтобы легче держаться на льду, подошвы лап покрыты водонепроницаемым мехом. Ну что ж ребята, вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в самолёт. Динамическая пауза. Мы садимся в самолёт, (дети приседают) Отправляемся в полёт (встают, заводят самолёт, говорят жу-жу-жу) Мы летим над облаками (руки в стороны) Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками) Видим, так течёт река, (показываем руками волны) Видем в лодке рыбака (забрасывают удочку) Осторожнее гора! (наклоняются вправо, влево, говорят жу-жу-жу) Приземлиться нам пора!(садятся на стульчики) 4. Подведение итога: Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Каких животных мы увидели? Что помогает выжить нашему тюленю в условиях севера? Ребята, а что вам понравилось в нашем путешествии? Скажите, было ли что-то трудное? А кому вы можете рассказать о нашем путешествии? Ребята, вы большие молодцы! Большое вам спасибо! До свидания! | Ребёнок с ОВЗ играет вместе с нами с помощью Тьютора. Ребёнок называет животных, которых видит в зоопарке. Ребёнок пытается слушать вместе с детьми. В момент, когда он отвлекается, встает со стула, тьютор на столе готовит задание: «Распредели животных по группам: домашние - на ферму и дикие — в лес, проведи стрелочкой». Это является подготовкой к дальнейшему заданию в конверте. По желанию ребёнок присоединяется к детям обратно. Тьютор объясняет ребёнку задание. Воспитатель зовет ребёнка к себе и вручает ему конверт. Вместе с воспитателем (совместное взаимодействие) ребёнок достает из конверта картинки с животными, они обсуждают, куда нужно поместить животного — в лес или на ферму (закрепление знаний, картинки животных берутся такие же, как и упражнении в распечатке). Ребёнок принимает участие в обсуждении. - кто это? - Ребёнок не знает, тогда тьютор или воспитатель называет, что это тюлень. В перерывах между заданиями выполняется пальчиковая гимнастика с массажными мячиками. Если ребёнок не слушает, то тьютор, кладет на отдельный стол картинку, где нарисован тюлень и раскраску с тюленем. Предлагает раскрасить как на картинке. Ребёнок выбирает самостоятельно карандаш и раскрашивает. Тьютор провоцирует речь ребенка с помощью вопросов: - Кто изображен на картинке? - Какого он цвета? - Где он живет? (на картинке он лежит на льду) — проговариваем, что живет тюлень на севере. Ребёнока присоединяется к ребятам и выполняет Динамическую гимнастику. Тьютор помогает в случае затруднения. Ребёнок вместе с ребятами рассматривает картинку, и тьютор спрашивает, кто изображен на картинке? - Ребёнок называет (белый медведь, птицы). Ребёнок выполняет гимнастику вместе с детьми группы и тьютором (если ребенок справляется и с желанием выолняет, тьютор занимает пассивную наблюдательную позицию, дает возможность ребенку с ОВЗ проявить самостоятельность. Воспитатель спрашивает по картинкам у ребёнка: кто это? Ребёнок называет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Применение педагогических технологий в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста."
Перспективное планирование на год работы по развитию коммуникативных качеств личности старших дошкольников: понимание себя и других, формирование навыков общения. В разработке представленывиды специал...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...
Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Использвание ИКТ на занятиях познавательного развития. План лексических тем на год...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...
Публикация статьи во Всероссийском издании "Слово педагога" на тему « Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Публикация статьи во Всероссийском издании "Слово педагога" на тему « Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста&raqu...