Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                

Институт дополнительного образования

                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                        Директор ИДО

                                                                _________________ В.В. Живаева

                                                                «____» ___________ 2019 года

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

На тему  «Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Слушатель    ____Галкина В.А.___________________________

                                          (фамилия, инициалы)                                  (подпись)

Научный руководитель______________________________________________                 

                                          (фамилия, инициалы, должность, звание )                        (подпись)        

Самара  2019  г.

Содержание

I.

Введение…………………………………………………………………

3

II.

Глава 1: Теоретические основы проблемы нравственного воспитания……………………………………………………………….

6

  1. Процесс нравственного воспитания дошкольников как проблема научного исследования…………….. ……………………………....
  2.  Особенности нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….…………

6

14

III.

Глава 2: Педагогические средства нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….…

  1. Специфические характеристики педагогических средств процесса нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………..………………….

2.2 Разработка рекомендаций по эффективному применению педагогических средств нравственного развития детей старшего дошкольного возраста для педагогов………...………………………...

21

21

26

IV.

Заключение……………………………………………………………….

30

V.

Список источников и литературы……………………………………...

33

Введение

В настоящее время, в системе образования происходят большие изменения. Происходит снижение показателей качества жизни «современного», в том числе дошкольного детства, в области психического, нравственного и духовного здоровья. Критериями показателей качества, в данном случае, выступают гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира. Исходя из определения И.А. Лыковой, картина мира – это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры [16]. На основе данного определения детской картиной мира будет являться выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В такой картине мире ребенка формируются нравственные представления о добре и зле, однако, в последнее время у данного представления размыты границы, наблюдается тенденция сдвига границ между добром и злом, в негативную сторону. Опираясь на данную тенденцию, требуется целенаправленная работа с дошкольниками по нравственному воспитанию.

Ребенок имеет более высокий уровень эмоционального развития, если он способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, если понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Такой ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. 

По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова формирование нравственности представляет собой перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение [11]. Таким образом, нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.

В современном обществе, обуславливается социальная потребность, в воспитании личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения.

В связи с динамичными изменениями, касающимися систему образования, сформировалась   необходимость постоянного и систематического совершенствования педагогических средств нравственного воспитания дошкольников. Становится наиболее очевидно, что требуется тесное взаимодействие теоретических основ и практики. Однако, при широкой освещенности в научных работах,  вопросов касающихся нравственного воспитания таких педагогов-классиков: К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинского и других, а также современных педагогов: О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др, зарубежных педагогов Х. Штольца и  Р. Рудольфа; при большой осведомленности о сущности педагогических средств нравственного воспитания дошкольников, о широком применение  педагогических средств на практике педагогами разных поколений, отсутствует литература, содержащая универсальные рекомендации по эффективному применению педагогических средств нравственного воспитания дошкольников для педагогов. Применить такие механизмы, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство в быстро изменяющемся обществе.

Таким образом, существующее противоречие, возникшее между потребностями современного общества в воспитании ребенка, как нравственной личности и отсутствием универсальных рекомендаций по эффективному применению педагогических средств нравственного воспитания дошкольников для педагогов, и определяет актуальность данной темы, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, из чего следует, что нравственное воспитание дошкольников особенно важно.

Объектом данной курсовой работы является – процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Предметом данной курсовой работы является – специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной курсовой работы является – изучить проблему нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации для педагогов по эффективному применению педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой данного исследования является – результаты будут успешными при выборе педагогического средства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Конкретизировать сущность процесса нравственного воспитания.
  2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Отобрать специфические педагогические средства процесса нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать рекомендации по эффективному применению педагогических средств нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста для педагогов.

Глава 1: Теоретические основы проблемы нравственного воспитания

  1. Процесс нравственного воспитания дошкольников как проблема научного исследования

Дети – это наше будущее, и какими они вырастут именно от этого зависит, каким будет завтрашний день нашего общества. Многие известные педагоги такие, как Платон, Аристотель, Квинтилиан и другие говорили, что «нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются нравственные качества дошкольников».

Понятие «нравственное воспитание» носит всеобъемлющий характер. Нравственное воспитание отражено во всей жизнедеятельности человека. Исходя из этого, выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. Сухомлинский говорил, что «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

 Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [19].

Воспитывая детей необходимым условием является то, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, а становились целью жизни каждого человека.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. Нрав от латыни – moralis – мораль. Нравы – это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [17].

Как доказал опыт, современного общества, нравы не вечны и неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки и масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [7]. Меняется климат в социальном обществе, значит, меняются нормы и мнения. Действия общества диктуют свои нравы и категории.

Таким образом, моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в форме представлений о способах поведения в обществе, об образе жизни в целом и т.д. Мораль носит исторический характер – изменения происходят с развитием общества. Не существует морали, единой на все времена и для всех народностей. Меняются общественно-экономические формации – меняются представления о нравственности, нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович предлагает такое определение «нравственности», как  личностной характеристики, объединяющей такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [3].

        И.С. Марьенко определил «нравственность», как  неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения, которые находят свое отражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду [4].

        Итак, нравственная норма может как побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, так и запрещать или предостерегать от них. Процесс нравственного воспитания – это процесс целенаправленного формирования личности. Это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников специально организованный, управляемый и контролируемый. Такое взаимодействие имеет цель – формирование личности полезной обществу.

        Добиться эффективного осуществления процесса нравственного воспитания можно лишь тогда, когда этот процесс является целостным процессом педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

        Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; доказательство их правомерности и разумности, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения; создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека людям; формирование нравственных привычек.

        Нравственное воспитание личности и является процессом сложным и многогранным, который включает педагогические и социальные явления, но и в тоже время процесс нравственного воспитания в некой степени автономен. На такую специфическую черту, в свое время, указывал и А.С. Макаренко.

Можно выделить основные задачи нравственного воспитания:

  1. Формирование нравственного сознания.
  2. Воспитание и развитие нравственных чувств.
  3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Необходимо разобраться с каждой из задач.

Нравственное сознание – это активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление. Нравственное мышления – это процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмысление, оценкой, нравственным мышлением. Таким образом, нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Далее, нравственные чувства, сознание и мышление.  Эти составляющие являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственность личности реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Под источником моральных привычек понимают единство глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – словарь моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствам – словом, красотой. Таким образом, благодаря моральной привычке, нормы общественной сознательности и общественной морали   становятся духовным приобретением личности. Очевидно, что без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности определено последовательностью:

  • жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,
  • выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. таких образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. В свою очередь, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. Следует учитывать, что отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Еще в дошкольном возрасте начинается процесс нравственного воспитания – формирование основ моральных качеств человека. Дальнейший процесс нравственного воспитания дошкольника зависит от того, насколько успешно будет осуществлен процесс формирования основ моральных качеств человека.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Еще исследования советских ученых показали, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

 В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Таким образом, ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у детей нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. При этом так же происходит формирование отзывчивости, сочувствия, доброты, радости за других. Такие чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Необходимо обратить внимание на то, что присутствует, искренность детских чувств и поступков, вызванных ими. Например, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. Например, «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Таким образом, конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Процесс нравственного осуществляется на протяжении всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Воспитание происходит через руководство самостоятельной деятельностью дошкольников, при организации труда, игры, занятия.

Таким образом, наблюдая за играми, воспитатель проводит анализ содержания, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками. Так в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер.

Итак, процесс нравственного воспитания дошкольников играет большую роль в воспитании сильной личности, приобщенной к моральным ценностям человечества и современного общества. Правильно и эффективно организованный процесс нравственного воспитания позволит решить проблему потребности современного общества в формировании личности, соответствующей требованиям этого общества. В связи с динамичными изменениями, касающимися систему образования, как уже говорилось ранее, необходимы универсальные механизмы перестроения процесса нравственного воспитания дошкольников для удовлетворения нужд социального общества.  Для этого необходимо выделить особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Особенности нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста

Изучив процесс нравственного воспитания дошкольников как проблему научного исследования, можно сделать вывод, что ребенок имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, если ребенок способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека. Для такого ребенка понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию из вне.

        Процесс нравственного воспитания имеет особую роль, потому как в дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста является одной из важных сторон процесса формирования личности ребенка. Таким образом, процесс нравственного воспитания дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки. В конечном итоге такого нравственного воспитания, ребенок начинает производить действия не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость, будет являться показателем нравственного воспитания личности ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни человека, а ребенка в наибольшей степень. Эмоции помогают ребенку реагировать на окружающую действительность и формировать к своей отношение к ней. Таким образом, по мере роста малыша, мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется тем, что в данный период ребенок усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний, используя при этом всевозможные вербальные и невербальные средства. Однако, параллельно этому, ребенок пытается научиться сдерживаться в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В возрасте пяти лет, ребенок способен скрыть свой страх или сдержать слезы. Дошкольник старшего возраста овладевает наукой управления своими эмоциями, преобразовывает эмоции в принятую в обществе форму. Ребенок уже пользуется чувствами осознанно. 

Становление эмоциональной среды детей старшего дошкольного возраста самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Ребенок, опираясь на примеры из опыта, создает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует отношение к жадности, дружбе и т.д. Таким образом, такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Конкретными ярко-выраженными примерами своего поведения является взрослый – главный помощник, он и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения [20].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста определяется на основе формирования самых первых моральных оценок и суждений. Ребенок начинает понимать, что такое нравственная норма, начинает формировать свое отношение к ней, что, в свою очередь, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.  Нравственное развитие детей происходит на всем протяжении жизни. Определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет окружающая среда, в которой ребенок развивается и растет. Исходя из этого, важность семьи в нравственном воспитании ребенка играет не последнюю роль. Именно способы поведения, принятые в семье, достаточно быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Одна из задач родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Вообще, чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют человека испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основу таких чувств, как раз, и закладывают в детстве, а задача родителей помочь в этом своему ребенку. Например, обсуждать с ребенком вопросы нравственности. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы ребенок понимал, какие поступки допустимы, одобряемы обществом, а какие нежелательны и категорически неправильны. Так же эффективный процесс нравственного развития и воспитания невозможно без обсуждения с детьми нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения нравственных поступков персонажей, наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании ребенка. Существует понятие «коммуникативной глухоты», т.е. это возможный конечный итог неумения выразить свои эмоции, понять чувства окружающих. «Коммуникативная глухота», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. В следствии чего, можно выделить еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства [20].

Известно, что по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Таким образом, каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Итак, решение задач нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий.

Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др. [2]. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Исходя из задач, описанных в первой главе первого параграфа и учитывая данные этапы процесса нравственного развития и воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Условия нравственного или социально-нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей старшего дошкольного возраста, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса.  Например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников [13].

Содержание нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):

  • предварительного,
  • базового,
  • художественно-ознакомительного,
  • эмоционально-действенного.

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) [2; 6].

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Для примера можно рассмотреть, классификацию В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

  • Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).
  • Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
  • Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) [5].

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

  • Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).
  • Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).
  • Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) [9].

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е.Ю. Демурова, Л.П. Стрелкова, А.М. Виноградова); беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.П. Князева); решение проблемных ситуаций (Р.С. Буре); обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А.Д. Кошелева); организацию игр-упражнений (С.А. Улитко), игр-драматизаций.

Таким образом, особенностями процесса нравственного развития являются следующие: Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Итак, решить данную задачу способна игра. В игре идет знакомство ребенка с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Еще одна особенность – это содержание образовательного процесса. Содержание может меняться в зависимости от направления нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.  

        Итак, на основе научного исследования проблемы процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста, были выявлены особенности нравственного развития дошкольников старшего возраста, что позволит выделить и охарактеризовать педагогические средства нравственного воспитания дошкольников, следовательно, а это, в свою очередь, позволит разработать рекомендации по эффективному применению педагогических средств нравственного развития и воспитания дошкольников для педагогов, на основе полученной характеристики педагогических средств процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2: Педагогические средства нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Специфические характеристики педагогических средств процесса нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

        В первой главе данной курсовой работы были рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного развития и воспитания, а именно, процесс нравственного воспитания дошкольников старшего возраста, особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На основе полученных выводов, перейдем к специфической характеристике педагогических средств процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Как известно, мышление и представление ребенка старшего дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, следовательно, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы. Необходимость эта заключается в осознании детьми таких абстрактных понятий и моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие [14].

Для характеристики средств, рассмотрим задачи, так как на основе задач, происходит выбор средств.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

Группа № 1: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

Группа № 2: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными сегодня качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

  • нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;
  • нравственных чувств сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудящимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;
  • нравственных привычек и норм - культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбия и т. д.;
  • практики поведения.

Таким образом, каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

 Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сгруппировать в четыре смысловые блока:

  1. воспитание гуманных чувств и отношений.
  2. воспитание патриотизма.
  3. воспитание трудолюбия.
  4. воспитание коллективизма [12].

Исходя из задач нравственного воспитания дошкольников выделяют следующие средства нравственного воспитания.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

  1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Данная группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. [8].

  1. Природа, как средство нравственного воспитания дошкольников является. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка. Таким образом, эффективным средством является общение ребенка с домашними животными. Взаимодействие с домашними животными как нельзя лучше помогает снять агрессию и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
  2. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений6.
  3. Атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Таким образом, выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Не стоит забывать, что средство становится эффективным лишь в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Стоит обратить внимание, что охарактеризованные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье. 

Выделив средства процесса нравственного воспитания дошкольников – художественные средства; природа, как средство нравственного воспитания; собственная деятельность; создаваемая атмосфера, а также охарактеризовав эти средства, можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка, сочетая их при этом с методами и приемами.

  1. Разработка рекомендаций по эффективному применению педагогических средств нравственного развития детей дошкольного возраста для педагогов

Первый параграф второй главы был посвящен характеристике педагогических средств нравственного воспитания дошкольников старшего возраста.  Охарактеризованные средства нравственного воспитания дошкольников являются доступными, а так же легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье. Такое непрерывное нравственное воспитание особенно важно в современном мире.

Средствами процесса нравственного развития и воспитания дошкольников являются – художественные средства; природа, как средство нравственного воспитания; собственная деятельность; создаваемая атмосфера. Таким образом, дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка, сочетая их при этом с методами и приемами.

Для того, чтобы разработать рекомендации рассмотрим методы нравственного воспитания, а так же условия организации нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания выделяют Б.Т. Лихачев, В.Г.Нечаева, В.И.Логинова:

1. Б.Т.Лихачев [10]:

  • методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
  • метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
  • методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

2. В.Г.Нечаева [15]:

  • организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);
  • формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

3. В.И.Логинова [5]:

  • методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
  • методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
  •  методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Все вышеперечисленные методы, наиболее эффективны при соблюдении ряда условий:

  • любой метод должен быть гуманным;
  • метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;
  • для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;
  • метод воспитания следует применять тактично;
  • при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
  • подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
  • применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;
  • преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;
  • методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Таким образом, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Не оспоримым является то, что первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость [1].

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.

Итак, на основе данной работы, разработаны следующие рекомендации:

  • Педагогические средства являются способом получения и усвоения образцов поведения, при применении как одного средства, так и целого комплекса средств.
  • Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста рассматривать как непрерывный процесс, с использованием педагогических средств в семье, образовательном учреждении, обществе в целом
  • Педагогические средства нравственного воспитания, выбираются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных проявлений, уровня воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом
  • При процессе нравственного развития использовать педагогические средства в совокупности и сочетая методы воспитания. Однако, методы не могут быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Необходимо учитывать характер решаемой задачи, выбранные средства, следовательно, исходя из этого выбирать один или ряд методов.

Таким образом, разработанные рекомендации, в своем сочетании, по эффективному применению педагогических средств процесса нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволят педагогам превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство в быстро изменяющемся обществе,  потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, из чего следует, что нравственное воспитание дошкольников особенно важно.

Заключение

В рамках поставленной цели: теоретическая разработка проблемы нравственного развития детей старшего дошкольного возраст.

  1. Конкретизировать сущность процесса нравственного воспитания.
  2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Отобрать специфические педагогические средства процесса нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать рекомендации по эффективному применению педагогических средств нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста для педагогов.

При решении первой задачи было выявлено, что процесс нравственного развития дошкольников старшего возраста играет большую роль в воспитании сильной личности, приобщенной к моральным ценностям человечества и современного общества. Правильно и эффективно организованный процесс нравственного воспитания позволит решить проблему потребности современного общества в формировании личности, соответствующей требованиям этого общества. В связи с динамичными изменениями, касающимися систему образования, как уже говорилось ранее, необходимы универсальные механизмы перестроения процесса нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста для удовлетворения нужд социального общества.  Для этого необходимо выделить особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

        При решении второй задачи, были выявлены следующие особенности процесса нравственного воспитания: Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Еще одна особенность – это содержание образовательного процесса. Содержание может меняться в зависимости от направления нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.  

        Таким образом, на основе научного исследования проблемы процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, были выявлены особенности нравственного развития дошкольников, что позволит выделить и охарактеризовать педагогические средства нравственного воспитания дошкольников, следовательно, это, в свою очередь, позволит разработать рекомендации по эффективному применению педагогических средств нравственного воспитания дошкольников для педагогов, на основе полученной характеристики педагогических средств процесса нравственного развития и воспитания дошкольников.

        При решении третьей задачи, дана специфическая характеристика педагогических средств процесса нравственного развития детей старшего дошкольного возраста – художественных средств; природа, как средство нравственного воспитания; собственная деятельность; создаваемая атмосфера, охарактеризовав эти средства, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка, сочетая их при этом с методами и приемами.

Рассмотрев объект, ка проблему научного исследования, выделив особенности нравственного развития и воспитания дошкольников старшего возраста, а также охарактеризовав педагогические средства процесса нравственного воспитания, были разработаны следующие рекомендации:

  • Педагогические средства являются способом получения и усвоения образцов поведения, при применении как одного средства, так и целого комплекса средств.
  • Процесс нравственного воспитания дошкольников старшего возраста рассматривать как непрерывный процесс, с использованием педагогических средств в семье, образовательном учреждении, обществе в целом
  • Педагогические средства нравственного воспитания, выбираются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных проявлений, уровня воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом
  • При процессе нравственного развития использовать педагогические средства в совокупности и сочетая методы воспитания. Однако, методы не могут быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Необходимо учитывать характер решаемой задачи, выбранные средства, следовательно, исходя из этого выбирать один или ряд методов.

Таким образом, разработанные рекомендации, в своем сочетании, по эффективному применению педагогических средств процесса нравственного развития и воспитания дошкольников, позволят педагогам превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство в быстро изменяющемся обществе,  потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, из чего следует, что нравственное воспитание дошкольников особенно важно. Итак, поставленная задача данной курсовой работы достигнута, следовательно, проблема может быть решена.

Список источников и литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Сфера, 2016.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ Education, forward!-II. г. Якутск, 23-28 июня 2014 года. Вып. 2.
  4. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: books.google.ru, 2015.
  5. Дошкольная педагогика:/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой.  М.: Просвещание, 2010.
  6. Козлова С. А. Я - человек. Программа социального развития ребенка: рекомендовано Мин.образования. – М.: Школьная пресса, 2004.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2015.
  8. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник. 2-е издание. – М.: Издательство Проспект,  2014.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2016.
  10. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Владос, 2013.
  11. Лыкова И.А.    Картина мира и ее своеобразие у ребенка-дошкольника / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика.  С.: Лабиринт, 2014.
  12. Масленникова Т. В., Колупаева Н. И. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике. – М.: Directmedia, 2014.
  13. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
  14. Микляева Н.В., Микляева Ю.Н. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие. – М.: Владос, 2016.
  15. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой.  М.: Педагогика, 2016.
  16. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011.
  17.  Библиотека Lib-5.ru. Материалы для учебы и работы. Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли - http://lib-5.ru/ (дата обращения: 30.05.2019).
  18. Информационный учебный портал. Статья: Характеристика воспитательной системы Сухомлинского, studopedia.org/8-107903, 2015 - https://studopedia.org/ (дата обращения: 03.06.2019).
  19. Электронный портал: Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор - http://www.feb-web.ru/ (дата обращения: 03.06.2019).
  20. Электронный портал. Ваше Все — Все о развитии и воспитании детей. Статья: Нравственное воспитание детей, 2015 - http://www.vashevse.ru/ (дата обращения: 09.06.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей всё чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, ...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

Консультация Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная исто...

Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России....

Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России...