Методическая разработка занятия для старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
методическая разработка по окружающему миру
Конспект итогового занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» старший дошкольный возраст.
Цель: Актуализация знаний детей по теме, изучение свойств воды и круговорота воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация знаний приобретенных ранее по теме «вода» : характеристики воды (жидкость, прозрачная, без цвета и запаха).
- Изучить характеристики воды существующей на планете, где хранятся запасы воды, соленая и пресная вода.
- Уточнение знаний детей в области важности воды в природе и ее охране.
- Изучение состояний воды (пар, жидкость, лед, снег).
- Знакомство с понятием круговорота воды в природе.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
- Прививать исследовательский интерес к изучению окружающей природы.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Учить диалогическому общению, уважению к окружающим при ответах, слушать чужое мнение, не перебивать.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, предметно-пространственное мышление, образное мышление.
- Развитие связной речи, умения грамотно и логически излогать свои мысли, формулировать ответ и составлять рассказ.
- Развитие логического мыщления.
- Развитие слухового внимания.
Предполагаемый результат: формирование у детей знаний о воде в природе, природных запасах воды, устройства круговорота воды в природе, а так же изучения основ экологической грамотности по охране воды на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_volshebnitsa_voda.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка итогового интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Горохова Екатерина Владиславовна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г.Ярцева Смоленской области
МБДОУ «Детский сад № 14»
Пояснительная записка
Данный конспект по познавательной образовательной деятельности относится к недельному планированию, тема недели звучит как «Волшебство, которое помогает. Волшебная вода». В рамках данной недели образовательная деятельность по познавательному, речевому, художественно-эстетическому, математическому развитию организовывается с направлением данной тематики, во всем ее поддерживая и раскрывая. Представленный конспект является частью серии посвященной кульминационному мероприятию недели, которое длится весь день, и деятельность детей плавно перетекает из познавательной в художественно-эстетическую, в конкретном случае. Мероприятие, в основе своей, служит рефлексией темы недели.
Однако данная тематика для образовательной деятельности выбрана не только из-за планирования. Основой для выбора наполненности и направленности содержания деятельности является проблемность ее тематики. Вопросы природоохраны, охраны воды, экологического воспитания подрастающего поколения в наши дни очень актуальны. В условиях масштабного загрязнения планеты, истощения природных ресурсов, вопросы понимания необходимости охраны планеты, охраны воды на планете, механизмов организации природных явлений необходимы к изучению детьми в детских дошкольных учреждениях в рамках реализации экологического направления воспитания.
На занятиях организованных таким образом воспитатель может работать и достигать результатов сразу по нескольким направления, включая совместную деятельность с детьми различные приемы: пальчиковые гимнастики, физкультурные минутки, зрительные гимнастики и тд. , охватывая несколько направлений, по которым осуществляется развитие: развитие мелкой и крупной моторики, познавательное развитие, речевое развитие, развитие внимания, мышления, образное мышление.
Во время совместной деятельности с детьми педагог, благодаря разносторонней направленности деятельности, может решать разнообразные задачи внутри темы недели, по трем направлениям:
Образовательные:
- Закрепление знаний о понятии «вода», свойства воды, состояния воды;
- Знакомство с природными источниками на планете, с соотношением воды на планете, с понятиями соленая и пресная вода;
- Знакомство с понятием круговорота воды в природе;
- Формирование умения красиво и правильно формулировать ответ, выступать перед детьми группы, проводить исследовательскую деятельность.
Развивающие:
- Развитие речи, связной речи, диалогической и монологической речи, развитие умения не перебивать;
- Познавательное развитие, формирование познавательного и исследовательского интереса;
- Развитие мелкой и крупной моторики;
- Развитие внимания, памяти и мышления;
- Развитие предметно-пространственного мышления;
- Развитие самостоятельности в исследовательской деятельности;
- Развитие умения работать в группах, слышать друг друга, воспринимать чужое мнение, уважать чужое мнение.
Воспитательные:
- Воспитания любви к природе;
- Воспитание в ребенке ответственного, экологически воспитанного человека;
- Продолжить формирование интереса и мотивации к образовательной деятельности.
Планируемые результаты: при проведении комплексной совместной деятельности педагогов и воспитанников направленной на изучение темы «волшебница вода» в рамках календарно-тематического планирования, при помощи разнообразных приемов и методов: игровые, проблемное обучение, телесно-ориентированные техники и тд. В ходе решения задач и выполнения упражнений дети получают и актуализируют: свои знания; развивают воображение в процессе решения новых задач; развивают фразовую речь, составляя ответы и рассказы; преодолевают страх публики; воспитывают ответственное отношение к природе; развивают предметно-пространственное восприятие.
Конспект итогового занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цель: Актуализация знаний детей по теме, изучение свойств воды и круговорота воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация знаний, приобретенных ранее по теме «вода»: характеристики воды (жидкость, прозрачная, без цвета и запаха).
- Изучить характеристики воды существующей на планете, где хранятся запасы воды, соленая и пресная вода.
- Уточнение знаний детей в области важности воды в природе и ее охране.
- Изучение состояний воды (пар, жидкость, лед, снег).
- Знакомство с понятием круговорота воды в природе.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
- Прививать исследовательский интерес к изучению окружающей природы.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Учить диалогическому общению, уважению к окружающим при ответах, слушать чужое мнение, не перебивать.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, предметно-пространственное мышление, образное мышление.
- Развитие связной речи, умения грамотно и логически излогать свои мысли, формулировать ответ и составлять рассказ.
- Развитие логического мыщления.
- Развитие слухового внимания.
Предполагаемый результат: формирование у детей знаний о воде в природе, природных запасах воды, устройства круговорота воды в природе, а так же изучения основ экологической грамотности по охране воды на земле.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о воде, ее происхождении, свойствах и важности для всей живой природы.
- Беседы о видах воды, соленая и пресная, местах хранения воды, водоемы, реки, озера, моря, океаны, изучение ее нахождения на карте.
- Рассматривание иллюстраций с изображениями воды в природе.
- Рассматривание иллюстраций воды в разных состояних.
- Экспериментальная деятельность по определению разных состояний воды.
- Прослушивание звуковых эффектов с водой.
- Разучивание игр, посвященных воде («ручеек»).
- Изображение водоемов на занятиях изобразительной деятельности.
- Просмотр обучающих видео о происхождении и хранении воды на земле.
- Чтение и прослушивание сказок о воде «Путешествие капельки».
Материалы для НОД:
- Средства ИКТ: ноутбук, проектор, экран, колонки, беспроводная колонка.
- Презентация.
- Карта мира для детей.
- Вода в стакане.
- Аудиозапись со звуком воды, «Капельки прыг-прыг».
- Короткометражный мультик «Круговорот воды в природе».
Ход НОД:
Организационный момент: сбор детей в группе сидя на ковре в кругу.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А сегодня я вам тоже предлагаю отправиться в интересное путешествие с необычным гостем. А кто же это будет вы должны догадаться. Сейчас мы все с вами закроем глазки и внимательно прислушаемся, у нас есть подсказка, это какой то звук. Послушайте и скажите, что вы слышите? (звучит аудио со звуком ручья)
Ответы детей: Это вода, ручеек и т.д.
Воспитатель: Хорошо, а сейчас не открывайте ваши глазки, мы проверим, правы ли вы. Для этого вытяните руки перед собой. (Воспитатель капает по несколько капелек воды на руки детей)
Что вы чувствуете на руках? Конечно это вода, правильно, можете открыть глаза, потереть руки друг об друга. Давайте расскажем, какая вода, что мы о ней знаем и что можем сказать?
Ответы детей: мокрая, холодная, течет, капает и тд.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
Ответы детей:
- Вода – это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- У воды нет цвета
- У воды нет вкуса
- У воды нет запаха
Воспитатель: молодцы. А мы с вами знаем небольшую игру про воду. Давайте поиграем. Встаем на ноги на своем месте.
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда, То в снег превратится, то в лед Растает- и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам Вдруг в небо взовьется Дождем обернется. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всвегда Эта волшебница – наша вода! | Волнообразные движения рук поочередно Пригрозили пальчиком Сжимаем-разжимаем кулачки,стучим кулачками, Двумя руками волнообразно движения вперед, Складываем руки домиком Руки в сторону Руки вверх Руки вниз Произносим слова и расслабляемся |
Воспитатель: молодцы ребята. Это и есть тема нашего путешествия в мир интересного, ВОЛШЕБНИЦА ВОДА. А чем же она волшебна, мы сегодня и узнаем. Давайте мы с вами присядем на стульчики.
Воспитатель: (Презентация-2 слайд) Посмотрите на экран. Это и есть наша необычная гостья – Капелька, с ней мы сегодня и будем путешествовать. Капелька приготовила для вас загадки, она решила узнать, как много вы знаете о различных состояниях воды.
Воспитатель зачитывает загадки, после ответа детей на экране появляется картинка с правильным ответом, дети проверяют себя, правильно ли они отгадали.
Воспитатель: На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Дети: (снежинки) слайд 3
Воспитатель: Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт
Дети: (сосулька) слайд 4
Воспитатель Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Дети: (туман) слайд 5
Воспитатель Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …
Дети: (роса). Слайд 6
Воспитатель Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый…
Дети: (снег).слайд 7
Воспитатель: Ну что же, мы все справились с загадками Капельки. Давайте вместе подумаем, как мы можем назвать это всё, одним словом?
Ответ детей: Вода.
Воспитатель: Да, это все вода.
Она может быть в жидком и в твёрдом состоянии, даже в газообразном, то есть летать. Недаром про воду говорят, что она волшебница.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. А кто или что еще не может существовать без воды?
Ответы детей: растения, животные
Воспитатель: Поэтому, воду надо беречь и охранять.
Воспитатель: Ситуативный разговор «Берегите воду!»
- Ребята, воды у нас много, она - везде. А нам нужно с вами беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами превратимся в капельки и порадуем нашего гостя, чтобы гостю не было грустно (физкультурная минутка под музыку «Капельки прыг-прыг»). И капельки приземлились на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу карту. Где на карте изображена вода? Каким цветом? Чего больше на нашей земле суши или воды? Как называются места, где на нашей земле хранится вода? Давайте посмотрим на экран и вспомним, либо подумаем, что же это за водоемы?
Слайд 8, 9, 10, 11.. Изображения: рек(8), озер(9), водохранилища(10), моря(11).
Обратите внимание снова на карту, давайте вспомним, как же называется самое большое скопление воды на нашей земле? (океаны)
Давайте вспомним, какая вода бывает в природе по пригодности к использованию человеком?
Ответ детей: вода солёная и пресная.
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, ведь в природе вода не исчезает, а всегда с нами. Как же она остается всегда с нами? Все внимательно смотрим на экран, я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, который называется «Круговорот воды в природе».
Слайд 12
(после просмотра видео)
Воспитатель: Как же вода остается всегда с нами?
Ответы: Она возвращается к нам через дождь, снег, переходит в разные состояния и т.д.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Понравилось вам путешествовать?
А сейчас мы с вами немножко отдохнем, чтобы отправится дальше путешествовать с нашей Капелькой. (переход к НОД художественно-эстетического развития)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария спектакля (старший дошкольный возраст) по теме: Спектакль «Весенняя ярмарка»
Спектакль «Весенняя ярмарка» приурочивается ко «Дню театра» - 27 марта.Мероприятие задумано для ознакомления детей с культурными традициями и обычаями других народов как эффективное средство вос...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".
В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".
Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....
Учебно-методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста
методика для старшей группы...
Методическая разработка (для детей старшего дошкольного возраста) на тему: "День Земли"
День ЗемлиМодель: развлекательное мероприятиеФорма проведения: досугово- игровая.Тип мероприятия: праздникМетодическая цель: формировать у детей представление о празднике "День Земли"Задачи:1.Доставит...